Распродажа застройщиков в Казани: хитрые рассрочки, дорожающая ставка и сетевой маркетинг
Обзор «Реального времени» акций, стимулирующих спрос, татарстанских застройщиков
Катастрофически низкие показатели ипотеки в РТ окончательно превратили рынок недвижимости в рынок покупателя. Как следствие — настоящий бум рекламных акций и необычных предложений от застройщиков с банками. Падение ипотечной ставки, сопровождаемое падением реальных доходов населения РТ, до примерно одинакового уровня заставило участников рынка изобретать схемы стимулирования. Впрочем, как выяснила газета «Реальное время», большинство схем носят в действительности чисто маркетинговый характер по системе «ставка низкая, но…» и «рассрочка, но…». В числе ограничений как срок выдачи, обычно очень небольшой, так и высокий первоначальный взнос. «Ипотечная засуха» привела отдельных застройщиков к более плотной работе с социальными сетями.
Ипотечные ставки снизились — снизились и реальные доходы населения
Напомним, газета «Реальное время» писала о том, как действовали казанские застройщики после спада ипотеки (до запуска субсидируемой ипотеки) и снижения спроса на жилье. Тогда эксперты говорили о недоверии к альтернативам жилищного кредитования.
После же введения программы государственного субсидирования застройщики начали активно привлекать клиентов, обещая прежде всего низкие процентные ставки по ипотеке, то есть якобы ниже 11,9-12%. Так, по программе господдержки, начавшей действовать с середины марта 2015 года, льготную ипотеку можно уже было получить под 12% годовых.
Ипотечный кредит с субсидированной ставкой от 11,9% совместно со Сбербанком, «ВТБ24», «Банком Москвы», «Татфондбанком» и другими банками предлагает целый ряд компаний: «Сити-Строй», «Ак Барс Недвижимость», «ЮИТ-Дом», «Сувар-Холдинг», «Унистрой», ИСК «Варикус» в строящемся ЖК «Взлетный». В сравнении с предыдущей ставкой в 15-17%, основательно распугавшей и так обедневшее в результате экономического кризиса население, предложение квартир кажется сегодня несомненно более выгодным. Вот только не надо забывать, что за то же время уровень доходов татарстанцев также заметно просел. Так, согласно Татарстанстату, хотя средняя зарплата в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 8,3%, реальная зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, снизилась на 4,2% и составила 95,8% к соответствующему периоду 2014 года.
Июнь стал месяцем, когда ряд представленных в Татарстане банков снизили ставки на жилищные кредиты, но, как констатируют аналитики «Реального времени», снижение ипотечной ставки не возымело должного результата: объем выдачи жилищных кредитов в общей доле кредитования за январь-апрель 2015 года составил 30%, это почти на 8% выше показателей аналогичного периода прошлого года, но при этом почти на 2 млрд рублей меньше в абсолютном выражении. Такая же ситуация в целом по стране.
Линейка для повеления спросом
Теперь же после падения ставки и «социалистического» уравнивания банков по кредитному проценту застройщикам ничего не остается, кроме как субсидировать ипотеку (или делать вид) при помощи тех же акций или вновь придуманных, чтобы хоть как-то выделиться на общем фоне. В результате к лету, то есть отпускному сезону, когда продажи по определению невысоки, рынок недвижимости превратился в настоящую ярмарку, где зазевавшегося покупателя не зазывает только ленивый продавец. От акций и скидок пестрит в глазах. Перечислим только основные из них: скидки (мнимые и не очень), рассрочка платежа, (формально) низкая процентная ставка — и ставка, и рассрочка почти всегда носят краткосрочный характер и предполагают очень высокий первоначальный взнос, — повышение материнского капитала, старое жилье в оплату нового, сетевой маркетинг, оплата части первоначального взноса… Конечно, при этом скидки и низкие ставки компании вынуждены включать в стоимость квартир, но никто же не говорил, что застройщики с банкирами будут работать в ущерб собственной себестоимости, занимаясь благотворительностью. Впрочем, часть участников рынка действительно может позволить себе многое, так как успела накопить «жирок» на декабрьских продажах.
Похвала маркетологам
О ситуации с доходами населения в компаниях, активно работающих на рынке жилья, тоже наверняка наслышаны. Отсюда и почти невероятные предложения квартир по низкой процентной ставке. Лидерами по маркетинговой работе можно смело считать «Ак Барс Недвижимость» (мы насчитали пять видов акций по привлечению покупателей) и «Унистрой» (четыре схемы). Но и остальные компании не дремлют, хотя пока явно осторожничают.
К примеру, «Сувар Холдинг», ранее сообщавший о разработке «особых условий продаж для покупателей» в условиях снижения спроса, в мае вышел на рынок вместе с банком «Аверс», предлагая кредиты по фиксированной ставке от 11,25%. Тот же «Сувар Холдинг» уже совместно со «Сбербанком России», «Банком Москвы» и «ВТБ24» предлагает и так называемую маркетинговую ставку — 9,6%. Впрочем, тут же предупреждая, чтобы покупатель не спутал ее с процентной ставкой по кредиту. Ставка по ипотеке составляет все те же 11,9%. Но если первоначальный взнос достигнет 70%, застройщик готов предоставить скидку в размере 1 500-2 500 руб. за кв. м в зависимости от площади квартиры. Именно за счет подобной скидки стоимость квартиры падает до уровня, как если бы кредит изначально выдавался под 9,6%.
Назад в прошлое — но нас не обхитришь
«Ак Барс Недвижимость» и вовсе готов выдавать ипотечный кредит под 9% годовых. Правда, примерно при тех же «но», что и «Сувар Холдинг». Банк выдает кредит под все те же 11,9%. А 3%-ную скидку застройщики и собственники квартир предоставляют только на короткий срок выдачи кредита (5 лет) и только тем, кто решится внести сразу же половину стоимости жилья. Как и всегда в таких случаях, уточняется, что предложение квартир, на которые распространяется подобная скидка, ограничено. Схема «ставка низкая, но» вообще сегодня популярна среди застройщиков, работающих в паре с банками и носит, разумеется, зачастую чисто маркетинговый характер.
По похожей схеме компания «Унистрой» в конце мая порадовала клиентов новостью о запуске программы ипотечного кредитования банком «ОАО АИКБ Татфондбанк». Ставка 9%, читатель ждет частицы «но» — на, возьми ее скорей, — но с оговоркой: девятипроцентная ставка предусмотрена только на первый год, затем придется выплачивать все те же 12% годовых. Правда, речь идет только об одном комплексе застройщика — ЖК «Весна». Попутно у ТФБ есть программа и под 11% на весь срок кредитования.
Чудеса рассрочки: по истечению срока акции квадратный метр дорожает на 1 000 рублей
Действительно, в большинстве случаев заявления о «невероятно низкой» процентной ставке остаются маркетинговыми ходами, целью которых является привлечение дополнительных клиентов. Тогда как сама ипотечная ставка, по которой выдают кредит в банке, в среднем составляет 12% (так как банк, безусловно, тоже не собирается работать себе в убыток). Большая же часть остальных скидок, предоставляемых застройщиками, носят ограниченный характер.
Не менее популярной схемой привлечения клиентов во время «ипотечной засухи» среди застройщиков является, конечно, рассрочка. Правильнее было бы, впрочем, эту акцию назвать похожим образом — «рассрочка, но». Как правило, основным условием рассрочки является, во-первых, все то же погашение как минимум половины стоимости квартиры. Во-вторых, носит зачастую краткосрочный характер. В-третьих, нередко такое предложение лимитировано. Так, к примеру, беспроцентная рассрочка от «Ак Барс Недвижимости» предлагается всего на год. При этом на однокомнатные квартиры эта акция уже не действует. ИСК «Варикус» предлагает квартиры в рассрочку в ЖК «Взлетный». Но для этого клиенту придется внести хотя бы половину стоимости квартиры. При этом сроки также не бесконечные: беспроцентную рассрочку на двухкомнатную квартиру здесь можно получить на год, а на однокомнатную — только на полгода. По истечении отмеренного срока квадратный метр волшебным образом дорожает на тысячу рублей.
Непопулярный трейд-ин и июньские «детские акции»
Многие акции и скидки должны привлечь тех покупателей, которые готовы оплатить стоимость квартиры полностью. «Ак Барс Недвижимость» для этого увеличит материнский капитал до 700 тыс. рублей, но только при покупке трехкомнатной квартиры. Похожую схему, но уже явно рекламного характера, «АБД» использует в акции «Квартира недели»: каждую неделю в каждом доме жилых комплексов «Солнечный город», «Казань ХХI век», «Светлая долина» выбирается по четыре квартиры, на покупку которых предоставляется скидка от 100 000 до 400 000 рублей. «Квартиру недели» можно получить как при стопроцентной оплате, так и в ипотеку. Наконец, в арсенале «Ак Барса» и схема трейд-ин: с апреля компания принимает старое жилье в оплату новой квартиры. Трейд-ин не самая популярная акция на рынке сегодня, помимо «Ак Барса» ею зазывает клиентов еще только «Унистрой», где готовы реализовать или выкупить квартиру клиента в счет оплаты с применением дисконта.
Часть компаний («Маг-строй», «Фон», «Тандем-М», «Мегакомплекс «Победа») стимулирует рост продаж точечно и тактически, ограничиваясь лишь текущим месяцем. До конца июня «Маг-строй» клиентам при стопроцентной оплате предоставляет 10%-ную скидку. «Фон», известный своими проблемами на рынке, до конца июня установил специальные цены (стоимость 1 «квадрата» в однокомнатной квартире составит 52 тыс. рублей, в двухкомнатной — 51 000 рублей, в трехкомнатной — 50 000 рублей). До конца июня же у «Тандем-М» проходит «детская акция» — скидки на все квартиры в размере 50 тыс. рублей предлагаются за каждого ребенка не старше 16 лет. Аналогичная схема — тоже до конца июня — действует и в «Унистрое»: клиентам с несовершеннолетним ребенком обещают скинуть целую стоимость 1 квадратного метра, правда, только на квартиры в ЖК «Царево» и ЖК «Весна».
Застройщики обратились к проверенным схемам сетевого маркетинга
Любопытны и уникальные акции отдельных застройщиков, которые отсутствуют у других. Так, «Мегакомплекс «Победа» подумал и о клиентах, которые готовы оплатить стоимость квартиры полностью, и о тех, у кого недостаточно для этого средств. До 1 июля застройщик готов безвозмездно оплатить часть взноса из резервного фонда. Как рассказали газете «Реальное время» в отделе продаж, для приобретения однокомнатной квартиры будет достаточно внести первоначальный взнос в размере 150 000-180 000 рублей (при расчете первоначального взноса в размере 20%). Тем же, кто готов оплатить всю стоимость квартиры, «Победа» скинет аж 700 тыс. рублей. Как обычно, в случае таких чуть ли не «безвозмездных» акций существует маленькое, но очень существенное но. На максимальную скидку могут рассчитывать покупатели лишь самых дорогих трехкомнатных квартир. В среднем же скидка составляет в зависимости от площади жилья 70–270 тыс. рублей.
Наконец, застройщики, возможно, отчаявшись привлечь покупателей обычными способами, ударились и в сетевой маркетинг. Неутомимый на выдумки «Унистрой» предлагает в рамках акции «Приведи друга» небольшое вознаграждение в размере 5 000 рублей каждому клиенту, который привлечет следующего потенциального покупателя. А компания «ЮИТ» при покупке квартиры выдает сертификаты на скидку до 5% на приобретение последующего жилья. Как следует из маркетинговой схемы, вряд ли купившему новую квартиру в скором времени понадобится эта скидка, поэтому легко представить, как сертификаты станут предметом купли-продажи и прежде всего рекламы. Собственно, так оно и оказалось: как отметили сотрудники компании, эти сертификаты не именные и при желании их можно найти в соцсетях. Своеобразное сертификатное сарафанное радио.
Компания | Специальное предложение | Условия и ограничения |
«Сувар Холдинг» | Ипотека с маркетинговой ставкой 9,6% | Первоначальный взнос должен быть не менее 70% |
«Ак Барс Недвижимость» | Ипотечный кредит под 9% годовых | Кредит выдается не более чем на 60 месяцев при первоначальном взносе не менее 50% |
Рассрочка | На 12 месяцев при минимальном первоначальном взносе в размере 50% от стоимости | |
Трейд-ин | Во время реализации старого жилья бронируется новая квартира | |
Увеличение материнского капитала до 700 000 рублей | При покупке трехкомнатной квартиры и при стопроцентном погашении задолженности | |
Акция «Квартира недели»: скидка на определенные квартиры от 100 000 до 400 000 рублей | Количество квартир ограничено | |
«Унистрой» | Ипотечный кредит под 9% годовых | Со второго года ставка возрастает до 12% годовых |
Трейд-ин | Реализация или выкуп старого жилья с применением дисконта | |
Скидка в размере стоимости 1 кв. м клиентам с несовершеннолетними детьми | Действует до конца июня и распространяется на квартиры в ЖК «Царево» и ЖК «Весна» | |
Акция «Приведи друга» | Вознаграждение в размере 5 000 рублей за привлечение следующего потенциального клиента | |
ИСК «Варикус» | Рассрочка под 0% | После истечения 6 месяцев квадратный метр в однокомнатной квартире становится дороже на 1 000 рублей |
«Маг-строй» | Скидка 10% | Действует до конца июня |
«Фон» | Специальные цены | Действуют в течение июня |
«Тандем-М» | Скидки по 50 000 руб. за каждого ребенка до 16 лет | Действует в течение июня |
«Мегакомплекс «Победа» | Оплата части первоначального взноса | Предложение действительно до 1 июля |
«ЮИТ Дом» | При покупке квартиры сертификаты на скидку до 5% на приобретение следующего жилья | Действуют в течение года |
Фото: rosrealt.ru, 1mm3d.ru, yitkazan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.