Аналитика «Реального времени»: почему Центробанк РФ понизит ключевую ставку лишь незначительно?

На сегодняшнем заседании в Банке России снизят ключевую ставку

Промышленники просят денег по низким процентным ставкам, но Центральный банк России продолжает упорствовать и лишь незначительно снижает ключевую ставку. Почему банкиры так делают, объясняет обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов.

Дайте денег!

Итак, сегодняшнее заседание совета директоров ЦБ РФ должно принять решение о снижении ставки. У Центробанка для этого есть основания. Но прежде предыстории…

На прошлой неделе в Москве на ВДНХ состоялась промышленная конференция «Страна живет, когда работают заводы». Мероприятие было организовано Общероссийским народным фронтом (ОНФ) при участии «Деловой России», «Опоры России», Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ТПП России и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

«Главная проблема всей нашей экономики, а не только промышленного кластера, — это недоступные кредиты», — рефреном эта позиция звучала почти у каждого выступающего. Низкая рентабельность реального сектора из-за кризиса сделала получение кредитов невозможным. Низкая рентабельность предприятий не может перекрыть существующий высокий уровень кредитных ставок, а те, в свою очередь, тесно связаны с высокой ключевой ставкой Центрального банка РФ (до сегодняшнего дня — 12,5%). «Дайте денег в экономику, снизьте значительно ключевую ставку!» — эти мольбы и обращения к финансовым властям звучат отовсюду.

В Татарстане на собраниях промышленников такие же настроения: «На заводе работают тогда, когда в стране крутится экономический механизм, а экономика работает, когда есть деньги. Если у минэкономики все хорошо, у предприятий все плохо. Если не встанем народным фронтом на войну с министерством финансов РФ и ЦБ, то страну угробим».

Инфляция задушена

В последние два месяца произошло активное замедление инфляции — недельная инфляция держится на уровне 0,1% почти два месяца.

О чем говорит нам такая низкая цифра недельной инфляции? Обычно экономисты оперируют двумя показателями инфляции — ретроспективным (то есть по отношению к прошлому году) и перспективным (то есть текущий процент за неделю или за месяц пересчитывается в годовой по формуле сложных процентов).

Ретроспективная оценка инфляции важна для определения, насколько цены изменились по сравнению с прошлым годом. Росстат сообщает, что по состоянию на 8 июня 2015 года по отношению к 8 июня 2014 года цены выросли на 15,7%.

Перспективная оценка инфляции (то есть инфляция здесь и сейчас, пересчитанная на год) дает нам совершенно иной расклад. Если цены растут всего на 0,1% в неделю, то это равносильно текущей инфляции в 5,3%. Да-да, инфляция «здесь и сейчас» действительно такая низкая — Центральный банк своей удушающей дискреционной денежно-кредитной политикой сломал позвоночник раздувшейся инфляционной «гидры». За первую неделю июня недельная инфляция впервые за 10 месяцев замедлилась до нуля, сообщил Росстат.

Но какой ценой? Апрельская статистика свидетельствует, что объем промышленного производства снизился на 4,5% в годовом исчислении, розничные продажи упали на 9,8%. Все с тревогой ожидают майских данных.

Кина не будет

Казалось бы, вот он — столь долгожданный момент для старта политики количественного смягчения. Центральный банк снижает ставку до 2-3% и стремительно насыщает экономику деньгами. Измученная от денежного голода промышленность воспрянет и покажет удивительные темпы роста.

Но все это лишь мечты: по оценкам большинства экспертов, Центральный банк снизит размер ключевой ставки (12,5%) всего лишь на 0,5%. Наиболее отъявленные оптимисты грезят о снижении на 1%.

Любой производственник, неискушенный в финансовой «алхимии», воскликнет: «Да это вредительство какое-то! Набиуллина — агент Запада по уничтожению нашей экономики!» Производственников легко понять — такое символическое снижение ключевой ставки выглядит как издевательство.

Но есть ряд неочевидных моментов, которые позволяют понять, почему Центробанк так делает.

Наша перспективная оценка инфляции объективна как факт. Но еще важнее в действиях «центробанкиров» понятие «инфляционные ожидания» (это субъективные оценки промышленников и населения). А они еще, к сожалению, очень высоки.

Согласно оценкам департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ и данным социологических опросов, в апреле 2015 г. инфляционные ожидания на следующие 12 месяцев продолжили снижаться после пика, достигнутого в феврале. По данным апрельского опроса, оценка с использованием нормального распределения представлений о будущей инфляции составляет 12,3%, равномерного — 11,6% (против 14,0% и 13,3% в марте соответственно). Впервые с начала 2015 г. инфляционные ожидания оказались ниже значений декабря 2014 года. Ожидают еще более низких ставок инфляционных ожиданий по итогам мая.

Но все равно инфляционные ожидания (11-12%) еще очень и очень высоки для сколько-нибудь существенного снижения ключевой ставки.

Что будет сейчас, если в экономику массово закачать деньги по низким процентным ставкам? При таких высоких инфляционных ожиданиях все закачиваемые в экономику деньги будут обменяны на доллары или утекут в сектор финансовых спекуляций.

Так что придется сцепить зубы и ждать, когда инфляционные ожидания упадут. А на это уйдет несколько месяцев. Главная на сегодня надежда — ставка на живучесть нашей экономики и терпение народа.

Фото: vsedela.ru, tobulas.ru, kommersant.ru

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров