Турки предложили татарстанскому автопрому сообща выбираться из кризиса
В среду в Челнах состоялся турецко-татарстанский деловой форум. Прошел он не в Казани, а в Набережных Челнах по одной простой причине: нынешний форум касался сотрудничества турецкого и татарстанского бизнеса в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов. Налаживали отношения сразу 17 ведущих турецких компаний в сфере автокомпонентов в «IT-парке» автограда, который, напомним, по мысли республиканских властей должен стать центром автомобильного кластера. Мотивы визита турков, как выяснил корреспондент «Реального времени», связаны с ухудшением торгового сотрудничества. Несмотря на официальные взаимные заявления о росте внешнеторгового оборота между РТ и Турцией, ВТО этот падает (с 2009 года он упал в 10 раз!). Турецкому же автопромышленному экспорту с недавних пор мешают жесткие российские правила локализации (раньше больше всего турки продавали РФ именно готовые собранные машины) и запретительные пошлины на иномарки.
Турки представлены в автограде карданными валами
В президиуме в конференц-зале «IT-парка» правое крыло заняли представители турков, левое — прикамский автопром и наши чиновники. В самом начале пленарного заседания замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев объявил, что турки у нас уже третий день (как оказалось, они успели посетить и КАМАЗ, и «Форд Соллерс») и даже провели двусторонние переговоры. Так, специалистами КАМАЗа была рассмотрена номенклатура и принято решение по передаче технических требований на радиаторы, конденсаторы и т. д. (которые автогигант может заказать у турецких компаний), на «Соллерсе» была выражена «двусторонняя заинтересованность» в сфере средней и мелкой штамповки, деталей из пластика и проч. То есть первые мелкие шаги уже сделаны, намекнул чиновник, осталось раздуть из этой искры пламя.
Первым попытался это сделать руководитель челнинского исполкома Наиль Магдеев, назвавший автоград «автомобильной столицей Татарстана и России» (что очень понравилось первому вице-президенту «Форд Соллерс» Адилю Ширинову). И заверивший турецких бизнесменов, что их коллеги в Набережных Челнах чувствуют себя комфортно. Он напомнил, что ряд турецких компаний уже работает здесь по автомобильной тематике. В первую очередь Магдеев вспомнил «Тирсан Кардан».
Напомним, компания открыла производство в 2011 году, как особо отмечают на сайте компании: «Размещение производства и развитие Tirsan Kardan в России проходит в рамках соглашений о развитии татарстано-турецких отношений и находится в поле постоянного внимания со стороны правительства Республики Татарстан»). В конце 2014 года ООО «Тирсан» увеличило производственную мощность более чем в 2 раза до 100 тыс. карданных валов в год. Учредителем ООО «Тирсан» является турецкий Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş, которому и принадлежит 100%-ная доля ООО «Тирсан».
Как Наиль Магдеев повысил себя в звании, став для гостей мэром
Затем Магдеев почему-то вспомнил не автомобильный, а строительный турецкий проект «Санрайз Сити» — крупный жилищный и офисный центр, с объемом инвестиций в $500 млн (по словам Магдеева, в результате город получит 30 тыс. кв. м офисов и порядка 110 тыс. кв. м жилья). После чего попытался осваиваться в городе, сославшись на свое инженерное автомобильное прошлое:
— Я давно уже работаю с турецкими компаниями. Мы всегда находили общий язык и создавали определенные условия для развития турецкого бизнеса — это и строительство крупнейшего завода в стране по переработке древесины (Kastamonu Entegre), и ряд других направлений. Я сам инженер, работал в автопроме. В свое время в молодости работал на Кременчугском автомобильном заводе (КрАЗ). Поэтому тематика автокомпонентов близка для нынешнего… мэра, — внезапно повысил себя в звании Наиль Магдеев, работающий до осенних выборов, напомним, руководителем исполкома.
«Челнинцы впитывают знания об обращении с металлом с молоком матери»
«Мэр» города пообещал туркам создать все условия, чтобы производители автокомпонентов чувствовали себя комфортно. И даже не погнушался преувеличить положение вещей, заверив обомлевших турков, что в Челнах («которые с КАМАЗом единый организм») «все дышит автомобильной тематикой» и живут в автограде суровые люди, чуть ли не сызмальства знающие сталелитейное дело.
— Все от мала до велика знают, что такое КАМАЗ, все знают, как обращаться с металлом — впитывают эти знания с молоком матери, это присутствует в повседневной жизни горожан. Поэтому специалисты по автопрому у нас в городе есть (раз за разом жалующиеся на дефицит квалифицированных кадров менеджеры КАМАЗа и «Соллерса» вряд ли согласились бы со словами Магдеева — прим. ред.). Думаю, это удобная площадка для развития рынка автокомпонентов. Надеюсь, визит этот даст вам пищу для размышлений, — выразил надежду глава автограда.
Четверка турецких первопроходцев в ОЭЗ «Алабуга»: инвестиции под 1 млрд долларов
Турки, невозмутимо выслушав дежурную рекламу Набережных Челнов, тоже поспешили отдать дань вежливости и постарались сделать это по-восточному тонко. Хакан Казартиджи, замдиректора управления по экспорту минэкономики Турции, например, вспомнил, как был 3-4 года назад в ОЭЗ «Алабуга» и второй раз на днях: так, по его словам, успехи и изменения налицо. «Заметно даже визуально», — добавил он. Казартиджи вспомнил и ряд крупных турецких компаний, работающих в Татарстане, кратко их перечислив. Перечислим и мы их. Это, помимо и так всем известного «Эфеса», «Кастамону Энтегре» (ОЭЗ «Алабуга»), крупнейший в Европе деревообрабатывающий завод. После запуска всех линий по производству древесных плит он будет потреблять 1,75 млн кубометров татарстанского леса (власти РТ уверяют, что «потреблять» турки будут деревья низкосортных пород, которые заменят ценными лесными культурами). Только первая очередь строительства обошлась туркам в 300 млн долл. Во-вторых, «Шишеджам» (Sisecam): строительство завода турецкой компании по выпуску листового и автомобильного стекла стартовало в ОЭЗ «Алабуга» в 2010 году, общий объем инвестиций составит 320 млн долларов. В-третьих, холдинг Hayat, запустивший также в «Алабуге» производство санитарно-гигиенической бумаги (объем инвестиций в проект оценивался в $150 млн). И, наконец, Cukurova: компания Cukurova Makina Iмalat ve Ticaret с января 2014 года начала сборку экскаваторов на Елабужском автомобильном заводе. Казартиджи также напомнил, что в рамках недавнего визита Рустама Минниханова в Турцию (29-30 апреля) был подписан еще ряд соглашений: в частности, по проекту Padger (изделия из пластика — будет в индустриальном парке «Челны») и Plentmak (оборудование для производства тротуарной плитки).
Как падал и падает внешнеторговый оборот между Турцией и Татарстаном
Общая сумма инвестиций турецких компаний в Татарстане, по оценке Казартиджи, уже составляет более 2 млрд долларов. Заметим для сравнения, что в 2014 году в РТ было зарегистрировано 278 совместных предприятий с турецким участием, объем заявленных инвестиций составил порядка 1,5 млрд долларов, — таким образом, только за последний год инвестиции турецкой экономики в Татарстан составили почти 500 млн долларов.
Казартиджи также сравнил внешнеторговый оборот между Турцией и Татарстаном: в 2003 году он составлял всего 260 млн долларов, сегодня — в 10 раз больше. Впрочем, в пресс-релизе и по оценкам уже татарстанского правительства прошлогодний товарооборот составил всего 508,6 млн долл (в 1,3 раза ниже уровня 2013 года), в том числе экспорт — 183,2 млн долл. (в 1,9 раза ниже), импорт — 325,4 млн долл. Кто в оценках товарооборота ошибается, неизвестно. На неудачный перевод сослаться трудно, так как чуть позже турок вновь назвал цифру в 2 млрд долларов оборота. Напомним, оценка в 500 млн долларов товарооборота фигурировала еще в 2003 году на уровне надежд татарстанского правительства. Фактически до уровня 2003 года, увы, и упал ВТО между Турцией и Татарстаном. По итогам 2014 года внешнеторговый оборот в зоне таможни Татарстана даже совокупно составил всего $1,1 млрд.
Что интересно, динамика падения ВТО между Турцией и РТ заметна уже не первый год. Об этом свидетельствуют данные полномочного представительства РТ в Турецкой Республике. С 2009 года ежегодно цифры его снижались: 1,59 млрд долл. в 2009 году, 1,5 млрд в 2010 году, 797,8 млн в 2011 году, 929,2 в 2012 году, 659,4 в 2013 году, 508,6 млн в 2014 году. Налицо, кстати, дисбаланс: Татарстан закупает у Турции больше, чем продает ей (впрочем, соотношение потихоньку выравнивается — если не считать кризисного 2014 года, то в 2013 году по экспорту/импорту между двумя экономиками был чуть ли не паритет).
Основные показатели и динамика товарооборота Республики Татарстан с Турцией за период с 2008 г. по 2013 г., млн долл. США
№ | Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 1 кв. 2014 г. |
1 | ВТО | 1 597,6 | 1 514,5 | 797,8 | 929,2 | 659,4 | 140,9 |
2 | Экспорт из РТ | 1 540,9 | 1 374,7 | 564,5 | 719,8 | 356,6 | 46,7 |
3 | Импорт в РТ | 56,6 | 139,8 | 233,3 | 209,4 | 302,8 | 94,1 |
4 | Место | 2 | 5 | 10 | 6 | 14 |
Как программа локализации с пошлинами заставила турков продавать больше автокомпонентов и меньше машин
Любопытными цифрами поделился и Шюкрю Тетик, член правления Ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Турции: они особенно интересны в свете главной тематики встречи турецкого и татарстанского бизнеса — отрасли автокомпонентов (из четырех компаний в «Алабуге» к ней имеют отношение только две). Дело в том, что доля автокомпонентов в экспорте турецкого автопрома вообще занимает львиную долю — 42% (объем экспорта компонентов в 2014 году составил $9,4 млрд, в 2013-м — $9,1 млрд). Для сравнения, экспорт грузовиков — 33% ($7,2 млрд). Совокупный же экспорт автопрома — $22,3 млрд. При этом Тетик поделился слайдом, свидетельствующим фактически о результатах шагов российских властей, которые в январе 2009 года ввели заградительные пошлины на ввоз иномарок (это в том числе должно было помочь и кризисному российскому автопрому, находившемуся тогда в глубокой яме), а в начале 2011 года и новые правила работы иностранных автопроизводителей в России, существенно ужесточившие их деятельность ради «более выгодного» процесса локализации. Так, большую часть экспорта турецкого автопрома в 2008 году составляли единицы техники (1,23 млрд долл.), а не автокомпоненты (310 млн долл.) — всего 1,54 млрд долл. В 2009 году показатели экспорта рухнули до $280 млн. К 2011 году объем экспорта автопрома Турции в РФ немного восстановился — до $930 млн, и турки по-прежнему пытались продавать нам уже собранную технику ($700 млн — продажа машин и $230 млн — автокомпоненты). Однако с 2012 года доля автокомпонентов в РФ стала превышать в объемах долю уже собранной техники — к 2013 году отношение ввоза автокомпонентов к вводу единиц техники составляло $650 млн к $510 млн, в 2014 году — $440 млн к $350 млн.
Турки предложили татарстанскому автопрому выбираться из кризиса сообща
Впрочем, бросается в глаза и то, что докризисных объемов экспорта в РФ турецкий автопром так и не достиг. А в 2014 году еще и начал падать. Возможно, отчасти именно поэтому турки приехали в Россию — с целью «продать» свою отрасль автокомпонентов, постепенно «приучая» татарстанский бизнес в том числе к автокомпонентам турецкого производства. На это намекнул и Тетик, рассказав о надеждах Турции на то, что падения экспорта 2008-2009 годов все-таки не повторится. Но надеждам, увы, сбыться было не суждено: «Думаю, мы сможем упорядочить нашу работу и наши отношения и преодолеть этот кризис», — заявил он. Всего сегодня в РФ работает 15 турецких автопредприятий: помимо Татарстана, это Тольятти (две компании), Нижний Новгород (две компании), Тула, Краснодарский край, Ульяновск и т. д. Судя по представленному на слайде списку Тетика, больше всего туркам «в автомобильном смысле» все-таки пока нравится в Татарстане. Здесь к 2010 году, для сравнения, открыли свои производства 4 турецких автокомпании: Tirsan Kardan и SKT (в Набережных Челнах), Trakya Cam и Coscunoz (в ОЭЗ «Алабуга»).
— У нас в Турции есть выражение «давая побеждать другим, побеждаешь сам. Я люблю говорить, что называется, без масок. Мы всегда хотели выигрывать, и вы тоже хотите выигрывать и побеждать. Нам надо со всей прозрачностью и открытостью идти друг другу навстречу», — поделился Тетик жестом доброй воли со стороны турецких автопроизводителей.
История турецкого автопрома в изложении топ-менеджера «Соллерса»: с 1960 по 1970 гг. турки занимались только сборкой автомобилей
Исполнительный директор СП «Форд Соллерс» Адиль Ширинов в своей речи заявил, что вложили в производство в Прикамье уже 1 млрд долларов инвестиций, и объяснил, почему:
— Почему мы это делаем? Потому что убеждены, что автопром будет развиваться вне зависимости от спадов экономических (напомним, СП «Форд Соллерс» уже планирует, что по итогам первых 6 месяцев 2015 года поставки машин упадут на 44% из-за резкого падения спроса на продукцию компании). Нам меньше надо рассуждать о спадах и больше о том, что мы можем сделать, чтобы работать на благо интересов страны, — не унывая, оптимистично взглянул в неведомое будущее Ширинов.
Ширинов так же, как и Магдеев, ударился в ностальгические воспоминания. Правда, в его случае — дабы польстить уже туркам. Он признался, что был в Турции еще в 1999 году впервые, по первому фордовскому проекту (Ширинов с 1999 года по 2002 гг. был директором по производственным и непроизводственным закупкам компании Ford Motor Company). А именно — на турецком заводе по производству аккумуляторов, где и поразился масштабам работы самих турков, что «говорило о серьезном отношении к развитию». Здесь топ-менеджер «Соллерса» сделал паузу и обратился уже к своим коллегам, рекомендуя ознакомиться с историей турецкого автопрома. Так, с 1960 по 1970 годы «Турция занималась чисто сборкой автомобилей». По мнению Ширинова, сегодня мы идем по тому же эволюционному пути, поэтому для нас и интересен опыт Турции.
«Нельзя пытаться сегодня решить вопрос российского автопрома шапкозакидательскими настроениями»
— Там был фундаментальный подход к решению проблем автопрома. Нельзя пытаться сегодня решить вопрос российского автопрома шапкозакидательскими настроениями: «Мы тоже можем, мы тоже сделаем!» Надо фундаментально и целесообразно поступать. С 1970 по 1980 годы турецкая промышленность проходила десятилетний этап локализации производства автокомпонентов. Я не призываю измерять наше развитие тоже десятилетиями, я призываю перенимать тот опыт, что у них есть, — посоветовал он Ильдару Мингалееву.
Что касается турецких автокомпонентов, то компанию «Форд Соллерс» «интересует практически все». И не потому, что в компании не могут найти общий язык с американскими или европейскими коллегами, тут же оговорился Ширинов. Дело в самом подходе к развитию автопрома в Турции — он, считает Ширинов, схож с подходами в России и Татарстане. В завершении Ширинов заметил:
— Мне бы больше хотелось присутствовать не на форумах, а на открытии предприятий, которые стали бы вехами в развитии автопрома в РФ.
Фото nabchelny.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.