Немцы Leoni после двух кризисов рискнули в два раза увеличить мощности в Челнах

Немцы Leoni после двух кризисов рискнули в два раза увеличить мощности в Челнах
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В Набережных Челнах один из ключевых резидентов КИП «Мастер» справил столетний юбилей — представители немецкой компании по производству проводов и жгутов, поставляемых на «Порше», «Рено», «КАМАЗ», «Камминс» и проч., основанной в 1917 году в разгар Первой мировой войны и русской революции, рассказали корреспонденту «Реального времени» о том, как их челнинский филиал успешно преодолел второй российский кризис подряд и вступил в новую стадию роста. Инвестиции вновь начали увеличиваться, численность персонала с 2016 по 2018 год вырастет в два раза. Так, объем инвестиций в 2017—2018 годах составит 155 млн рублей, и это в 1,5 раза больше, чем весь объем инвестиций в 2013—2016 годах.

Из Средних веков в ОАЭ: как из производства серебряного волокна для текстиля вырос международный холдинг

На юбилее Leoni, прошедшем на площадках КИП «Мастер» (который дважды предоставлял немцам возможность расширить производство), присутствовали и важные клиенты немцев: представители компаний «КАМАЗ», «КАМАЗ-Мастер», «Раритэк», «Технотрон», «Камминс», «Даймлер», «Пежо-Ситроен», Claas. На огромной площади, по-немецки упорядоченной длинными рядами-цехами, работники «плетут провода и жгуты», не отвлекаясь ни на какие юбилеи — редкий случай, когда даже на время торжественной части работу не останавливали (одно слово — немцы!). Любопытно, что большинство персонала — юные девушки. Действительно, как отметил впоследствии один из немцев, 75% работников Leoni, как в челнинском филиале, так и на производстве в других странах — женщины. Средний стаж работников Leoni в автограде — 3,3 года, средний же возраст — всего 33 года.

Интересно, что фактически история Leoni насчитывает полтысячи лет, само название компании связано с городом Лион, из которого в 1569 году в Нюрнберг прибыл молодой человек, открывший производство позолоченного и посеребренного волокна для текстиля. В Германии его компания получила названия Leonisch. Что любопытно, производство позолоченных и посеребренных волокон в компании до сих пор существует — основными заказчиками являются клиенты из Объединенных Арабских Эмиратов, где существует высокий спрос на подобный текстиль. В 1917 году три семьи в Нюрнберге объединили свои силы, официально создав производство кружевного белья высокого класса (!), но почти сразу же приступили к производству проводов.

Тут стоит отметить, что многие века мастера, разумеется, производили не электронные провода, а Leonische Waren (грубый перевод: «леонские товары»), название которых происходит от города Леон в Испании и Лион во Франции. В 1569 году француз Антуан Фурнье прибыл в Нюрнберг и открыл там первое производство Leonische Waren — тончайшей латунной проволоки, из которой создавались проволочные сетки: в частности, в средние века были известны ситечки из этой проволоки для чая, кофейные сита, продавались и декоративные изделия из серебристой и позолоченной проволоки, а также созданный из этой проволоки роскошный текстиль с блестящими металлическими поверхностями — он использовался в одежде священников и дорогих светских костюмов (что объясняет клиентуру ОАЭ). Продукцию Leoni широко использовали и для украшения елок до 1920 года.

За четверть века Leoni увеличила объем продаж в 14 раз

Ральф Зингманн (Ralf Singmann), управляющий директор Leoni по Европе, начав работать в компании больше четверти века назад, для примера того, как быстро меняется время, заметил, что его контракт был напечатан на печатной машинке, а не на компьютере: тогда годовой объем продаж Leoni составлял 630 млн немецких марок (320 млн евро), сегодня продажи выросли в 14 раз. В 1950-е Leoni начал поставлять продукцию на автомобильные заводы, начав сотрудничество с компанией «Порше», с которой продолжает сотрудничать и в настоящее время. Однако одним из самых важных клиентов Leoni в то время была компания IBM, благодаря которой немцы фактически научились тому, как управлять большим бизнесом. В начале работы Зингманна на производстве Leoni работало 1,5 тыс. человек — сегодня более 80 тыс. человек.

В 1997 году ради снижения издержек Leoni открыла свой завод в Тунисе. Следом были открыты заводы в Венгрии, Словакии, Польше. Сегодня большая часть заводов компании находится вне Германии, в частности, в Румынии, Украине, России. Параллельно развивались американские и азиатские рынки. В 1999 году, став холдингом, компания вышла на китайский рынок, открыв там первый завод — сегодня их в Поднебесной шесть. Leoni приобрела производства нескольких своих конкурентов, благодаря чему появились и новые клиенты, и новые рынки: в Англии среди заказчиков появились «Бентли» и «Ягуар», во Франции «Пежо-Ситроен» и «Рено», в Южной Корее — «Хундай». А «Рено-Ниссан» стал одним из главных заказчиков для российского подразделения Leoni.

Все это время технологии производства развивались, начиная с производства обычного жгута («берется жгут, закладывается форма и заливается вспененным полиуретаном») до проводных систем, антибактериальных кабелей (необходимы в медицине), высоковольтных жгутов (для электроавтомобилей).

За 9 лет немцы вложили в свой челнинский филиал более полумиллиарда рублей

Люк Ненон, гендиректор ООО «Леони Рус», судя по его акценту, француз (компанию можно действительно назвать международной: Ненон — француз, Зингманн — немец, а язык общения в компании — английский), рассказал, что объем продаж холдинга в 2016 году составил 4,4 млрд евро. В автограде компания открыла свое подразделение в 2008 году. За 9 лет немцы инвестировали в татарстанский филиал 515 млн рублей.

В настоящее время на челнинском предприятии работает 500 сотрудников, обеспечивая продукцией 8 заказчиков. Почти сразу же, в 2009 году, компания вступила в партнерство с КАМАЗом (до сих пор крупнейший российский заказчик предприятия), в 2012 году появился клиент «Пежо-Ситроен», в 2013 году клиентом челнинской Leoni стала компания Claas. В 2014 году произошло объединение двух юридических лиц — заводы в Заволжье (Городец) и Набережных Челнах «ради получения синергетического эффекта» объединились. В 2015 году челнинская Leoni начала сотрудничать с компанией «РариТЭК», в 2016 году — с «Технотроном». В 2017 году Leoni начала сотрудничать с тем же КАМАЗом по новому проекту K-5.

Поставки продукции немецкая компания осуществляет в челнинский филиал американской компании Cummins и продолжит сотрудничать с ней и в производстве тяжелых двигателей. Михаил Нефедов, директор по продажам компании Leoni, отметил, что челнинское производство снабжает продукцией российские компании вне зависимости от расстояния: так, российское производство PSA «Пежо-Ситроен» находится в Калуге (1100 км от Челнов), компания Claas находится в Краснодаре (2000 км от Челнов). Уровень локализации производства жгутов и проводов из-за малого числа компонентов на российском рынке составляет всего 30%. Большей частью локализовано производство проводов.

Объем инвестиций Leoni вновь начал расти — вместе с двукратным ростом штатной численности

Цифры по объемам производства в компании не раскрывают, однако, судя по представленной Нефедовым динамике, особенно высокие продажи были в 2012—2014 годах, после чего продажи рухнули и лишь в 2016 году начали вновь «ползти вверх» — в 2018 году в компании планируют выйти на показатели 2013—2014 годов. О развитии производства говорит рост численности персонала: если в 2016 году работало лишь 286 человек, то в этом году в штате уже 509 сотрудников, план на 2018 год — 560 человек.

Динамика производства прямо коррелирует с объемом инвестиций. В 2009 году в развитие производства было вложено 100,5 млн рублей, в 2010-м всего 9,7 млн, в 2011-м — 17,8 млн. В 2012 году вложили больше всего — инвестиции составили 119,3 млн рублей, после чего ежегодно цифры вложений снижались (в 2013—2015 годах 55,2 млн, 32,4 млн, 15,5 млн), достигнув минимума в 2016 году, когда вложили 7,9 млн рублей. В 2017 году, после того, как пик кризиса был пройден, объем инвестиций должен составить 65,5 млн рублей, а в 2018 году — 89,3 млн.

Мэрия автограда зовет немцев в ТОСЭР — в Leoni полагают, что они не подходят по критериям

Замруководителя исполкома Набережных Челнов Наталия Кропотова, курирующая экономический блок команды Наиля Магдеева, не скупилась на похвалы немцам, признавшись, что самому городу пришлось соответствовать требованиям Leoni, которая, придя в автоград, «подняла уровень производства, увеличила число рабочих мест, усилила конкуренцию на рынке»:

— Мы очень рады, что в 2017 году Leoni поставила перед собой план продаж на сумму в 4,6 млрд евро, вложить инвестиции в объеме 250 млн евро! Такой глобальный игрок находится именно на нашей территории, — заявила Кропотова, кажется, и сама на мгновение удивившись этому поразительному факту. — Рабочие места в этой компании высокотехнологичные и высокооплачиваемые: зарплата здесь несколько выше, чем в среднем по городу.

Однако главный акцент в своей поздравительной речи Наталия Кропотова сделала на ТОСЭР. Закидав иностранцев похвальными словами, от лести чиновница перешла к дипломатическому реверансам: мол, неплохо было бы, если бы Leoni также поучаствовала в этом проекте:

— Набережные Челны стаил территорией опережающего социально-экономического развития. Мы ждем наших инвесторов! Сегодня мы лидеры в РФ по числу резидентов, у нас их уже 16. Создаются новые рабочие места, вкладываются инвестиции… Для инвесторов есть налоговые преференции, — расписывала Кропотова участие в ТОСЭР в самых радужных тонах. — Обращаюсь к холдингу Leoni сегодня: давайте еще создадим производство, которое станет резидентом ТОСЭР. Мы очень надеемся на взаимные хорошие отношения, которые уже сложились и будут продолжаться!

После двух кризисных ударов в Leoni с 2016 года в два раза увеличат число работников

Впрочем, представители самой компании Leoni заявили нам, что специфика ТОСЭР предполагает развитие малого и среднего бизнеса: тогда как челнинский филиал, на 100% принадлежащий иностранному холдингу, под эту категорию не подходит. Однако в Leoni рады будут принять участие в любых других программах господдержки РФ и РТ. На вопрос корреспондента «Реального времени», достигнуты ли компанией Leoni целевые показатели по объемам производства и продаж, заложенные изначально при строительстве завода в Набережных Челнах (другими словами, оказалось ли производство рентабельным), Ральф Зингманн признался, что тяжелее всего Leoni пришлось во времена двух кризисов, которые чувствительно ударили по бизнесу немецкой компании в России: в 2008—2009 годах и в 2014 году, когда курс рубля к доллару резко упал:

— Что касается объемов производства, то сегодня мы вышли на рекордные для нашего филиала объемы. Конечно, кризисы мы не планировали. Но нам пришлось с этим работать, — рассказал нам господин Зингманн, не назвав цифр оборота и объяснив, что старается оперировать такими показателями, как «нормочасы» и штатная численность персонала. — И на следующий год штат персонала будет увеличен до 560 человек, тем самым мы планируем увеличить объем производства. Эти цифры — плановые, бюджетные, мы же надеемся закрыть 2018 год с большим объемом. Если экономика продолжит свой рост, и в зависимости от заказов наших заказчиков, мы надеемся, что достигнем в 2018 году показателя в 600 рабочих мест.

1/31
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора
ПромышленностьМашиностроение

Новости партнеров