Опрос предпринимателей: правильно ли переманивать сотрудников у конкурентов

Бизнес о вопросе, есть ли этика в бизнесе

Каждому предпринимателю хочется, чтобы его бизнес делали лучшие специалисты. Проблема лишь в том, что лучшие чаще всего работают у конкурентов. «Реальное время» решило выяснить у бизнесменов, как они относятся к переманиванию сотрудников из других компаний. Что это: моветон или здоровая конкуренция? Ответы в бизнес-задачнике.

Руководитель отчаялся искать сотрудника и решил переманить нужного специалиста у конкурентов. Проблема в том, что рынок очень узкий и такое поведение считается неэтичным. Как вы считаете, в каких случаях переманивать сотрудников этично, а в каких нет? В вашей отрасли это моветон или нет?

Если вы хотите предложить свою бизнес-задачу, пишите на info@realnoevremya.ru с пометкой «Опрос».

  • Азат Ислаев

    Азат Ислаев генеральный директор компании «Гурмэ Групп»

    Я считаю такое поведение неэтичным и не приемлю подобные вещи. Квалифицированные кадры нужно растить самому. Вообще в сфере общепита переманивание сотрудников довольно распространено. Мы чувствуем себя неплохо в рынке, поэтому такие случаи для нас редкость, но все же бывало: вкладывали деньги в обучение сотрудников, а они уходили к конкурентам. Возможно, в чем-то была и наша недоработка.

  • Сергей Галанин

    Сергей Галанин коммерческий директор компании «АМК-статус»

    Когда человека полностью устраивает работа, вряд ли его можно чем-то переманить. А вот если на рабочем месте есть проблемы, что-то не нравится, то сотрудник уже в принципе готов к уходу. И ничего страшного в этом нет. Это же не Родину предать и не родителей без попечения оставить. И вопроса этичности к тем, кто переманивает, не возникает. Тут, скорее, вопрос к тем, кто почему-то считает, что хорошим специалистам можно платить низкую зарплату. Само понятие «переманивание» неуместно. Это здоровая конкуренция на рынке труда.

    Единственная проблема, которая может возникнуть в этой ситуации, — разглашение коммерческой тайны. Мы с этим сталкивались. Довольно неприятно. Воздействовать на человека в таком случае очень тяжело, практически невозможно. Но это уже вопрос к общечеловеческой этике.

  • Роберт Шаймарданов

    Роберт Шаймарданов управляющий партнер Shaymardanov&Partners

    Одно дело, когда сотрудник сам решает уйти, другое — когда ведется целенаправленная работа по переманиванию. Второе я считаю неэтичным поведением. Что касается нашей отрасли, то ни разу не приходилось с таким сталкиваться. За все время работы не слышал о подобных случаях среди юридических компаний Казани.

  • Гузель Хисматуллина

    Гузель Хисматуллина основатель компании TeamSoft

    Думаю, здесь вопрос не столько в этике бизнеса, сколько в этике самого человека. Если ценности руководителя позволяют так действовать, он будет переманивать сотрудников независимо от того, принято это в его отрасли или нет. Если человек сам такого не делает, то он должен понимать, что его сотрудников может переманить кто-то другой. И нужно управлять этими рисками. В России остро стоит проблема кадрового голода, поэтому переманивать хороших специалистов — это нормально. Когда сотрудник хочет уйти, он все равно уйдет. Лояльного к компании человека сложно переманить, его и так все устраивает. Зато, если человек раздумывает, предложение конкурента может оказаться «в тему».

    Я не категорична в этом вопросе. Более того, человек может уйти к конкурентам, а потом вернуться ко мне, и я его приму. Люди меняются. Иногда, чтобы понять, что для нас важно, нужно уйти. Это как супругам нужно иногда пожить отдельно, чтобы друг друга еще больше ценить. В бизнесе точно так же.

  • Рим Сафиуллин

    Рим Сафиуллин директор клиники «Генезис»

    Это рынок. И он не регулируется этикой. Любой руководитель хочет, чтобы у него работали наиболее востребованные специалисты. А сотрудник — лицо самостоятельное и волен поступать так, как хочет. Если человеку предложили более комфортные условия, естественно, он уйдет. В медицинской сфере принято отслеживать лучших специалистов. Видным докторам постоянно поступают предложения попробовать свои силы в новом учреждении с более комфортными условиями работы. И в этом случае руководителю неуместно разводить какие-то обиды или реагировать агрессивно. Мне бы, например, больше хотелось понять, почему человек от нас уходит, чтобы сделать выводы на будущее. В нашу клинику также переходят врачи из других медицинских учреждений, но я не могу назвать это переманиванием. Мы делаем предложения популярным специалистам, и кто-то видит в этом перспективу.

  • Рамиль Измайлов

    Рамиль Измайлов генеральный директор компании «ПТК-Пружинный проект»

    Возможно, это не очень этично. Но все зависит от конкурента, какие условия он предлагает. К нам, например, иногда на работу просятся люди из других предприятий, где им даже материал для работы не выделяют, но при этом ждут от них какого-то результата. Работодатели виноваты сами, а выглядит так, как будто мы переманиваем. Если от руководителя уходят сотрудники, проблема только в руководителе.

    Есть еще один нюанс. В советское время люди держались за место, редко меняли работу. А современные работники в постоянном поиске лучшего места. Основной мотив для них — деньги. Сейчас сотрудники ищут места, где им будут больше платить, поэтому их тяжело удержать.

  • Наиля Фахретдинова

    Наиля Фахретдинова директор школы языка English lab

    Рынок труда — на то и рынок, где люди ищут чего-то лучшего. Поэтому такую ситуацию считаю нормой. В бизнесе не может быть обид. Мы никогда целенаправленно никого не переманивали, просто, видимо, наши условия казались соискателям более привлекательными, чем у предыдущего работодателя. У каждого человека есть свои представления о том, почему он хочет работать в том или ином месте. Если говорить о наших сотрудниках, то они уходили либо в другую сферу, либо в силу личных обстоятельств.

  • Наталия Лопатина

    Наталия Лопатина директор рекрутинговой компании «Экспресс»

    Неэтичным такое поведение можно назвать, если только руководители компаний договорились не переманивать друг у друга сотрудников. Важно понимать, что рынок труда всегда переманивает профессионалов. И предложения есть. От меня, от другого работодателя — неважно. Крепостное право давно отменили. Другой вопрос — насколько сотрудник готов принять эти предложения. А если и готов, то насколько он будет лоялен к этому работодателю? Образно говоря, если директор перекупил специалиста за 1,5 рубля, будет ли сотрудник выкладываться на 100%?

    Или другой вариант — не «зазвездится» ли сотрудник после такой перекупки? Я, например, однажды переманила работника для заказчика у его конкурентов. На тот момент сотрудник был единственным специалистом в данной области в Татарстане. В профессиональном плане все было хорошо, но новый работодатель хватался за голову от личностных качеств кандидата. Поэтому пришлось искать этому специалисту замену. Что касается рекрутерского рынка, нашим специалистам постоянно поступают предложения от конкурентов или от компаний-заказчиков. Мне это даже льстит. Раз переманивают, значит ценят.

  • Булат Ибрагимов

    Булат Ибрагимов директор компании «ТСК Прокситерм»

    В нашей отрасли такая практика считается нормальной. Мы не называем это переманиванием, просто сотрудники переходят из одной компании в другую, ищут лучшие условия. Если руководителю нужен конкретный специалист, то, я считаю, бороться за сотрудника можно в любом случае. Это рыночная конкуренция.

  • Альбина Галимова

    Альбина Галимова основатель студии йоги Yogaliferussia

    По опыту скажу, если перспективного сотрудника не ценят в компании, тормозят его развитие, нет системы мотивации, интересных проектов, то уход к более активным и продвинутым конкурентам — норма. Это всего лишь здоровая конкуренция.

Алина Губайдуллина
БизнесКейс

Новости партнеров