«Управляющие компании вылетят в трубу, если будут бегать за каждым должником»

Госдума может изменить порядок выплат ЖКХ-субсидий льготникам и малоимущим

Большую армию малообеспеченных получателей ЖКХ-субсидий — а в Татарстане почти каждый третий имеет льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг — хотят защитить от произвольного права управляющих компаний (УК) самостоятельно лишать их субсидий. На рассмотрение Госдумы РФ внесен сенсационный законопроект, запрещающий органам соцзащиты аннулировать назначение компенсационных выплат только на основании требований УК. По мнению депутатов, авторов законопроекта, наличие долга у жильца должно быть подкреплено судебным решением, а списки должников в соцзащиту должны поступать только от службы судебных приставов, а не от УК.

По мере приближения предвыборной кампании народные избранники все чаще выступают с законодательными инициативами в защиту малообеспеченных слоев населения. 8 ноября депутаты Госдумы — справедливоросс Олег Шеин и единоросс Михаил Тарасенко (первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов) направили на рассмотрение председателя нижней палаты парламента законопроект, который, в случае его принятия, позволит сохранить выплату поддерживающих ЖКХ-субсидий малообеспеченным семьям, у которых не хватает денег на квартплату.

Самые нуждающиеся — за бортом субсидирования

Как известно, до сих пор нуждающиеся в помощи люди могли ее получить, но только в случае отсутствия у них долгов и при 100-процентной оплате текущих начислений. Стоило им один раз «пропустить» квартирный платеж, как назначение субсидии на следующий месяц прекращалось. Парадоксально, но факт — самые нуждающиеся семьи в результате оказывались отрезанными от государственной помощи из-за накопленных ими долгов за услуги ЖКХ (которые образовывались как раз из-за низких доходов). Понятно, что они проходят и «мимо» статистики — здесь учитываются только действующие получатели компенсационных выплат.

Как сообщили «Реальному времени» в пресс-службе Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, сейчас субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются ветеранам труда, инвалидам и малообеспеченным гражданам, у которых 22% доходов и более уходят на оплату ЖКХ. Субсидиями пользуются 519 тысяч татарстанцев. По состоянию на 1 ноября этого года таким гражданам было начислено свыше 3,5 млрд рублей. Но не факт, что среди них оказались действительно самые бедные.

ЖКХ-субсидии могут быть отменены только по суду

Теперь же, похоже, порочный принцип «субсидия в обмен на 100-процентную оплату» может быть отменен. Согласно подготовленным поправкам в Жилищный кодекс РФ, Шеин и Тарасенко предлагают лишать нуждающихся субсидий не по первому звонку управляющих компаний в органы соцзащиты, как происходит сейчас, а строго в судебном порядке. Как пояснил «Реальному времени» глава Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ Дмитрий Романов, в настоящее время управляющие компании сами ведут реестр жильцов-должников и передают сведения в органы соцзащиты, которые автоматически снимают должников с «казенного довольствия».

Чтобы защитить нуждающихся от разного рода махинаций, депутаты предлагают радикально изменить положения ст. 159 и ст. 160 Жилищного кодекса РФ. Во-первых, они настаивают на том, чтобы долги жильца, претендующего на субсидии, были подкреплены судебным решением, и только после этого органы соцзащиты могут отказать ему в помощи государства. Во-вторых, срок давности долгов не должен превышать трех лет, тогда как сейчас потенциальному получателю субсидий могут припомнить недоимку и с начала века. В законопроекте это сформулировано так: «Компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ предоставляются гражданам при отсутствии у них подтвержденной вступившим в законную силу решением суда и непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период не более чем за три года». Иначе говоря, управляющая компания обязана через суд доказать факт долга жильца, а сведения о нем должны передаваться в органы соцзащиты исключительно судебными приставами, а не УК.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «сейчас факт отсутствия задолженности должен быть подтвержден официальной справкой от поставщиков услуг и управляющих компаний. Данная норма сформулирована неудачно и приводит к злоупотреблениям со стороны частных компаний. По факту при наличии спора между потребителем и поставщиком услуги о размере платежей частные компании получают дополнительный инструмент давления на потребителя, поскольку могут не доказывать в суде правильность своей позиции, а просто заблокировать потребителю возможность получения мер государственной поддержки».

Управляющая компания обязана через суд доказать факт долга жильца, а сведения о нем должны передаваться в органы соцзащиты исключительно судебными приставами, а не УК. realnoevremya.ru/Ирины Плотниковой

Срок давности долгов по ЖКХ — три года

Более того, ныне действующая норма не оговаривает сроков исковой давности. Частные компании при обращении к ним потребителя за справкой об отсутствии долгов могут выставить претензии за 2010-й, 2005-й или 1913 год… Сейчас граждане должны тратить свое личное время для сбора справок по многочисленным фирмам для подтверждения своей добросовестности. В этой связи представляется логичным, что факт задолженности могут официально установить только судебные органы.

«Принятие данного решения существенно упростит работу органов соцзащиты и уменьшит временные затраты добросовестных лиц, поскольку позволит получать списки должников из одного адреса — службы судебных приставов. Также будут сняты манипуляции с выставлением задолженности за пределами сроков исковой давности, а частные компании будут мотивированы к судебной работе с неплательщиками», — указывается в пояснительной записке.

Депутаты надеются, что законопроект будет принят в будущем году.

«Управляющие компании вылетят в трубу»

Неофициально в Минтрудсоцзащиты РТ возможные изменения встретили непонимание. «Получается, что управляющим компаниям придется нанимать юристов, чтобы те бегали в суды по каждому должнику. Это приведет к дополнительным расходам УК, которые просто вылетят в трубу. Чтобы этого не произошло, они, естественно, переложат расходы на плечи остальных жильцов. В общем, как жильцу, мне это не очень нравится», — рассуждает один из чиновников.

Сейчас долги населения РТ за услуги ЖКХ составляют 5,6 млрд рублей, что заметно превышает объем запланированных на 2017 год бюджетных субсидий в 4,2 млрд.

Общественники же, разумеется, двумя руками за законодательное упорядочивание механизма. «В Набережных Челнах сплошь и рядом лишают субсидий ветеранов и инвалидов, невзирая на их материальное положение, — негодует челнинский борец с проблемами в сфере ЖКХ Федор Моисеев. — Недавно семья инвалидов первой группы, которая не оплачивала услуги из-за их низкого качества (УО «Челныстройремонт»), не сумела доказать в суде недопоставку. Сейчас с нее автоматически снимают 50% пенсии, но субсидии все равно не платят». Известный общественник Геннадий Сомов уверен, что подобные споры вокруг недопоставки услуг труднодоказуемы, поэтому в них, по его мнению, просто лучше не втягиваться. Глава НП РЦОК ЖКХ РТ Дмитрий Романов советует не накапливать долгов, чтобы не создавать себе проблем.

Больше всего субсидий раздают в Москве

Напомним, что право на получение субсидий на услуги ЖКХ имеют граждане, чьи расходы по оплате жилищно-коммунальных расходов составляют более 22% от совокупного дохода семьи. Именно этот порог установлен в Татарстане. То есть, как указывают эксперты ОНФ, если семья зарабатывает 14 тыс. руб., а платежи за ЖКУ (рассчитанные согласно региональным стандартам) составляют 5 тыс. руб., то разница оплачивается из бюджета. 22% — это 3080 руб. Значит, субсидия должна составить 1920 рублей. Данная компенсация выплачивается жителю постфактум на его собственный счет.

По данным мониторинга ОНФ, более чем в половине регионов власти предоставляют жителям более значительные компенсации на оплату услуг ЖКХ. Например, в Москве на субсидию могут рассчитывать граждане, расходы на ЖКУ у которых превышают 10% от семейного дохода, в Санкт-Петербурге — 14%, в Республике Крым — 15%, в Республике Саха (Якутия) — 15%, в Кабардино-Балкарии — 15%, в ЯНАО — 15%, в Сахалинской области — 15%, в Севастополе — 17%, в Астраханской области — 18% и т.д.

Луиза Игнатьева
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров