Возвращение «невозвращенца»: казанцам напомнят имя Юрия Егорова открытым конкурсом пианистов

Уроженец столицы Татарстана оказался гораздо более известен в Амстердаме, чем на родине, но в консерватории намереваются это исправить

В Казани открылся конкурс пианистов имени Юрия Егорова. Уроженец Казани, которого сравнивали с Горовицем, был одним из первых «невозвращенцев», и имя его намеренно стиралось из памяти публики. Тем не менее в Европе Егоров до сих пор остается кумиром. В Казанской консерватории решили воскресить имя гениального пианиста. Подробности — в материале «Реального времени».

«В России нельзя исполнять некоторых композиторов»

Юрий Егоров родился в Казани в 1954 году, его талант пианиста был замечен еще в первые годы занятия музыкой. Он блестяще окончил спецшколу при Казанской государственной консерватории у выдающегося педагога, ныне здравствующей Ирины Дубининой. Легко поступил в Московскую государственную консерваторию в класс к Якову Заку.

А дальше началась звездная карьера — казанец Егоров в числе победителей на трех самых престижных для пианистов международных конкурсах — Международном конкурсе имени Маргерит Лонг (1971 год), Международном конкурсе имени Чайковского (1974 год) и Международном конкурсе имени королевы Елизаветы (1975 год).

Егоров живет в Москве, быт не ахти как устроен, но его наперебой приглашают на гастроли на лучшие мировые площадки. Перед одними из гастролей, шел 1975 год, он неожиданно приезжает в Казань к родственникам, они отмечают, что он немного грустен, немного взволнован. Прощаются как обычно, вроде бы ненадолго. Но уже через несколько недель на гастролях в Италии Юрий Егоров неожиданно просит политического убежища и становится «невозвращенцем».

Ему помогают остаться на Западе, имя его говорит само за себя, предложения от импресарио сыплются одно за другим. Политический аспект только усиливает интерес к пианисту. Местом жительства он выбирает Нидерланды, обосновывается в Амстердаме.

В одном из интервью Юрий Егоров так объясняет мотивы своего поступка: «В России невозможно жить. Это же смешно, что некоторые книги нельзя читать или просто нельзя играть какую-то музыку — Шенберга, например, или Штокхаузена, это декадентское искусство. Я должен был скрываться, а я это ненавижу». Музыканту было тесно в прокрустовом ложе советских догм.

Оставшись на Западе, Егоров, помимо гастролей, продолжает участвовать в конкурсах. Он — стопроцентный конкурсный пианист. На Международном конкурсе имени Вана Клиберна он выступает не совсем ровно — таково мнение жюри. Увы, в финал на этот раз он не проходит. Но публика так восхищена его игрой, что собирает 10 тысяч долларов и вручает их русскому пианисту, а эта сумма эквивалентна награде за 1-е место. Он и здесь вышел победителем.

Его приглашают выступать в самых топовых залах — в 1978 году Юрий Егоров успешно дебютирует в Карнеги-холле. Фирмы звукозаписи заключают с ним контракты — он записывает музыку Шуберта, Шумана, Шопена, Дебюсси, Моцарта. Его называют новым Горовицем.

Юрию Егорову был отпущен недолгий век. Его не стало в 1988 году, он скончался в Амстердаме после тяжелой болезни, попросив применить к себе эвтаназию. В Советском Союзе в это время уже менялись порядки, и к нему выпустили родственников, с которыми он смог повидаться перед кончиной.

«На Западе его знают больше, чем в России»

«Конкурс имени Юрия Егорова проводится в Казани во второй раз, первый был скорее пробным шаром. Сейчас конкурс получил статус открытого всероссийского. У нас теперь участвуют три возрастные группы — школа, училище и консерватория. Возраст ограничен двадцатью пятью годами», — рассказывает член жюри, профессор Казанской консерватории, победитель многих международных конкурсов Евгений Михайлов.

По словам Михайлова, его поразило, что в Нидерландах Егорова знают больше, чем в России. На Родине сказалось отношение к «невозвращенцу». «Ко мне подходили люди и говорили: «Как здорово, что вы из Казани, из того города, что и Егоров. Мы до сих пор наслаждаемся его записями». Музыканта такого масштаба в Казани не было. Егоров считал себя казанцем, учась у Зака, он приезжал в Казань и продолжал заниматься с Ириной Сергеевной Дубининой», — рассказывает Евгений Михайлов.

Стоит уточнить, что в Казани начинал и другой выдающийся пианист — народный артист России, лауреат Госпремии РТ, победитель конкурса Чайковского и многих других международных конкурсов Михаил Плетнев. Но он уехал в Москву учиться в ЦМШ в шестом классе, в отличие от Егорова, потеряв таким образом связь с казанской пианистической школой. Хотя Михаил Васильевич неизменно подчеркивает свое нежное отношение к Казани и любит бывать здесь на гастролях.

«Нам просто стыдно как-то не вспомнить его имя»

Идея провести конкурс имени Юрия Егорова и таким образом вернуть забытое имя зародилась на кафедре фортепиано Казанской консерватории. Одним из инициаторов и главной движущей силой стала заведующая кафедрой, профессор Эльфия Бурнашева. Статус казанского конкурса с этого года изменился, он стал открытым, то есть в нем могут участвовать иностранцы. Заявки, например, уже подали музыканты из Китая.

«Находясь в Амстердаме, меня зацепило, что там проходит конкурс имени Юрия Егорова, и у него уже давнишние традиции. Но этот конкурс национальный, для тех, кто учится там. Егоров в Нидерландах национальный герой. И мне показалось, что нам просто стыдно как-то не вспомнить его имя», — комментирует Евгений Михайлов.

Конкурс частично финансируется Министерством культуры РТ, бюджет его не разглашается, по неофициальным данным призовой фонд составляет около трехсот тысяч рублей. Жюри этого года сформировано чрезвычайно представительное. Возглавить его сразу же согласилась выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе.

«Вирсаладзе год назад была в Казани на гастролях, как только она узнала о готовящемся конкурсе, она сразу же дала согласие, сказала, что согласна на любых условиях, потому что память Юрия Егорова для нее — это святое», — рассказывает Евгений Михайлов. Кроме Элисо Вирсаладзе, в жюри — ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, Ирина Дубинина, Эльфия Бурнашева, брат Юрия Егорова, пианист и педагог Александр Михайлов, а так же представитель ЦМШ при Московской государственной консерватории.

По регламенту конкурса, у младшей группы — один тур, у двух старших — два. Для последних второй тур будет сложным — это практически сольная получасовая программа. «Мы планируем многоярусное открытие конкурса. Будет видеоряд — интервью людей, знавших Юрия Егорова, будут транслироваться его записи — какое счастье, что они сохранились! Еще одно событие запланировано на второй конкурсный день — Элисо Вирсаладзе будет выступать с оркестром консерватории и с оркестром специальной музыкальной школы, он у нас занял первое место на конкурсе оркестров в Париже. Кроме этого, Вирсаладзе проведет и мастер-класс», — поделился планами Евгений Михайлов.

Из-за того, что Егоров был «невозвращенцем», все, что было с ним связано, оказалось табуированной темой. Но времена изменились, и недооцененного на родине выдающегося пианиста стоит оценить заново. В воздухе носится идея сделать конкурс международным, а на доме, где в Казани жил музыкант, наконец-то установить мемориальную доску. Ведь имя Юрия Егорова навсегда вписано в историю мировой музыки, и с этим вряд ли кто-то поспорит.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров