Требуются мужчины, а не мачо: бердыевские команды всегда славились вожаками, а что сейчас?
Чего не хватает «Рубину» с Курбаном Бердыевым
С лидерами «Рубин» играет лучше, чем с остальными участниками чемпионата — можно вспомнить победу над ЦСКА, ничью в меньшинстве с «Локомотивом» и вот последний раздел очков с «Зенитом». Игры по-прежнему нет, голов тоже (два в последних восьми матчах), ладно хоть от опасной зоны немного отдалились. Все в клубе, как манны небесной, ждут зимнего перерыва, в ходе которого должно произойти освобождение от «лишних людей», будут сделаны необходимые приобретения и многоопытный наставник команды Курбан Бердыев перезагрузит коллектив на достойное прохождение весенней части чемпионата. Свой взгляд на одну из главных причин проблем двукратного чемпиона России в юбилейный сезон дает известный комментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден.
Железные люди Курбана Бердыева
Проблемы «Рубина» периода «второго пришествия» Курбана Бердыева лежат на поверхности и нет смысла в очередной раз их «пережевывать» — в недавнем обзоре первого круга первенства РФПЛ на портале «Реальное время» мы назвали казанский коллектив образца этого сезона «чужой» главному тренеру командой. Что касается будущего приобретенных Грасией и другими предшественниками Бекиевича игроков — оно решится уже до Нового года, так что гадать о том, кто «останется в лодке», а кто «сойдет на берег» вслед за Санчесом, Самбрано и т. д., не имеет смысла. Но если отойти от анализа содержания игры команды, правильности ее тактической модели, плюсов и минусов в действиях линий и отдельных футболистов, надо признать: в «Рубине» уже давно нет лидера, как по игре, так и по духу, нет капитана не в формальном смысле этого слова (каюсь, я даже не знаю, кто сейчас носит повязку), а в смысле вожака стаи, проводника идей наставника, того, кто замещает коуча на поле и является образцом как игры и поведения, так и характера.
А между тем, роль такого человека (или таких людей) в клубе, который «построил» КББ, всегда была чрезвычайно велика, и не факт, что полпред татарстанского футбола смог бы добиться всех своих регалий и титулов на национальном уровне и получить европейское признание, если бы партнеров на поле не вели за собой действительно «железные» люди.
Давайте их вспомним. Первым на память приходит имя Сергея Харламова, начавшего играть за «Рубин» еще в начале 90-х, когда команда болталась в низших дивизионах. Поиграв в «Нефтехимике», Сергей вернулся в Казань и провел за команду более 150 матчей в «переходный» период, когда ее впервые возглавил Бердыев, выведший ее в элиту и завоевавший первые в истории казанского футбола медали. Харламов защищал рубиновые цвета и капитанил в «Рубине» с 1997 по 2004 годы. При всей противоречивости своего характера и неуживчивости с наставниками (он покидал клуб из-за конфликта с Виктором Антиховичем, его надолго усаживал на скамейку и Бердыев), качества вожака у будущей звезды светской хроники отнять было нельзя. «Серега» был боец и пробелы чисто футбольного мастерства он восполнял бойцовскими качествами и несомненной харизмой. К тому же, он был свой, коренной, казанский, что еще больше укрепляло среди партнеров авторитет защитника на поле и за его пределами.
Еще один представитель оборонительного амплуа, Андрей Федоров, был старше Харламова на два года и являлся воспитанником узбекского футбола (к слову, до 36 лет игравшим одну из ключевых ролей в сборной этой страны). «Молчун» Федоров по складу своему был абсолютной противоположностью «рубахе-парню» Харламову, но своим исключительным трудолюбием, способностью выполнять огромный объем черновой работы и настоящим мужским характером стал в «Рубине» безукоризненным примером для подражания. Как и Харламов, «Виталич» стал в составе рубиновых победителем первого дивизиона, обладателем «бронзы» 2003 года, за период с 2000 по 2008-й сыграл 127 матчей и забил в них 15 голов. Именно «узбеку», а не кому-то из своих, после завершения карьеры в клубе была предложена должность руководителя селекционной службы и, обратите внимание, произошло это в 2008-м, когда «Рубин», в год своего 50-летия, впервые стал чемпионом страны, повторив этот успех на следующий сезон. Успел Федоров поработать и тренером клубного дубля.
В отличие от Федорова, Роман Шаронов и сегодня занимает должность в структуре казанского клуба. Уроженец Москвы, воспитанник «Локомотива», он провел в «Рубине» два периода своей богатой событиями карьеры. С 1999 по 2004 годы цепкий, неуступчивый в единоборствах, любящий подключаться в атаку защитник сыграл за казанцев более 150 матчей и «дорос» до участия в Евро-2004 в составе сборной России. Поиграв в «Шиннике» и «Тереке», Шаронов в 32 года вернулся в ставшие для него родными клуб и город, где он обрел личное и семейное счастье. Еще шесть сезонов, которые Роман, пусть даже и не всегда выходя на поле из-за проблем со здоровьем, возрастом и конкуренцией, провел в «Рубине», вместили в себя более 100 игр, два чемпионских титула и участие еще в одном европейском первенстве.
Лидерами, настоящими вождями и проводниками идей тренерского штаба в «Рубине» эпохи Бердыева не обязательно были россияне. Уругвайский защитник Андрес Скотти, с 2003 по 2006 год не пропустил, на моей памяти, ни одного матча (разве что по причине повреждения или дисквалификации). Поистине «железный» Скотти в далекой от его родины стране цементировал оборону казанцев «и в снег, и в зной, и в дождик проливной», периодически отлучаясь в другое полушарие для выступлений за национальную сборную, в составе которой он в 36 (!) лет стал победителем Копа Америка. 108 матчей, 12 мячей и огромное уважение среди партнеров и болельщиков — вот то «наследие», которое оставил после себя настоящий потомок конкистадоров в столице Татарстана. Для меня, имеющего особое отношение к хоккею, аналог Скотти — проведший пять превосходных сезонов в «Ак Барсе» и не выходивший на лед в исключительных случаях талантливый, забивной и постоянно улыбающийся финн Нико Капанен.
Наконец, лидерами команды у Бердыева могли быть не только столпы обороны. К числу таких людей несомненно можно причислить бразильского форварда Рони, «зулусского вождя» Макбета Сибайю и, конечно же, лучшего футболиста «Рубина» в ХХI веке Алехандро Домингеса. Субтильный по фактуре и скромный в быту аргентинец преображался на поле, организовывал и завершал фантастическими голами самые изысканные комбинации, никогда не ныл и своей жаждой победы буквально заражал товарищей по чемпионской команде. Если вам, уважаемые читатели, понравилось сравнение футбола и хоккея, то Домингес для «Рубина» сыграл ту же роль, что и Алексей Морозов для «Ак Барса», а в человеческих и лидерских качествах «капитана Россия» по-моему не усомнился за годы его блестящей карьеры ни один человек.
Уже давно о таких лидерах как по игре, так и по духу применительно к «Рубину» остается только вздыхать. Пожалуй, последним примером этой «уходящей натуры» был выпестованный Бердыевым из малоизвестного израильского юноши в бойца Бибрас Натхо, который, не покинь он Казань, сегодня, на мой взгляд, достойно мог бы нести на своих плечах лидерскую ношу.
О Богданыче отдельно
Нет, его я, конечно же, не забыл. Просто о роли, которую играл в «Рубине» Бердыева Сергей Семак, которого по отчеству уважительно называли еще в бытность игроком, а не только сейчас, когда он как молодой тренер достойно и самодостаточно работает в крепкой и зубастой «Уфе», автор писал и, по-моему, не один раз. Недавно, к дню рождения Бекиича, я вспоминал большую беседу тренера с казанскими журналистами, в которой он главную роль в подборе чемпионской команды и сплочению «разноязыкого балагана» в одно целое отводил двум людям — Рустему Сайманову и Сергею Семаку.
И пятикратный чемпион России действительно делал все наилучшим образом. Интеллигентный, на первый взгляд мягкий и где-то даже стеснительный, он, помимо чисто игровых достоинств, обладал всем набором необходимых для вожака и капитана качеств. Не повышая голоса, просто одним многозначительным взглядом он мог призвать любого, даже самого авторитетного, партнера «грызть землю». При Семаке просто нельзя было сфальшивить, сыграть спустя рукава, «прогнуться». И то, что с его ролью безусловного лидера никто не спорил в таких клубах-грандах, как ЦСКА и «Зенит» и то, что даже самые консервативные «армейские» фанаты не бросили в него камня после ухода в «Зенит» — факты, подтверждающие «феномен Семака». И вообще, эмоционального и кричащего Семака я, имевший честь личного общения с маэстро, увидел впервые (!) только пару дней назад во время трансляции матча «Спартак» — «Уфа». Сергей Богданович кричал на резервного судью, который не дал отмашку главному, когда сделали больно игроку его, Семака, команды. И в этом был весь он, человек, при жизни ставший легендой сразу трех клубов.
Cherchez l'homme*
Заметьте, все вышеперечисленные «железные люди» сражались за честь «Рубина» в основном в первое десятилетие нынешнего века. На «нулевые» приходится и львиная доля титулов и успехов казанской команды на внутренней и международной аренах. Началось второе десятилетие — и сплошняком пошли неудачи (локальные успехи, вроде выигрыша Кубка России в 2012-м, представляют собой только исключения из правил). В команде не осталось лидеров и, по большому счету, не стало и команды. Потом «не стало» и самого Бердыева, началась тренерская чехарда. Сам Курбан Бекиевич, тем временем, зажег в «Ростове», где огромную роль в превращении команды из «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя» сыграли бойцы до мозга костей Александр Гацкан и Тимофей Калачев. Что, собственно, и требовалось доказать.
У Ивана Урганта в его вечернем шоу есть рубрика «Сегодня могли прийти в нашу программу, но не пришли». Так вот, в «Рубине» есть люди, которые в наше «смутное» время смогли бы принять эстафету «железных солдат» Бердыева из «нулевых», но по разным причинам не смогли этого сделать.
Имена этой «святой троицы» у всех на слуху и ни для кого они не секрет. Люди, прожившие и пропахавшие «от Бердыева и до Бердыева» — Сергей Рыжиков, Олег Кузьмин и Гекдениз Карадениз. Низкий им поклон за все то, что они сделали для клуба и ни малейшего упрека в том, что никто из них не смог повести за собой товарищей так, как это делали Харламов, Шаронов и остальные.
Почему при всех достоинствах, несомненной харизме (особенно у Рыжикова и Гека), преданности тренеру, они не стали «вожаками стаи», наверное, в нескольких предложениях и не расскажешь. Они ведь до последнего сознавали свою особую роль, простите за тавтологию, «последних из могикан» в команде, роль хранителей традиции, роль прометеев, сохранявших для людей бердыевский огонь в мрачные времена «испанских воротничков» и «севастопольских кадрилей». Говорят, они еще прошлым летом заперли изнутри дверь раздевалки и провели «по-пацански» беседу с одним загулявшим игроком, напомнив тому, что «Рубин» — это не какой-нибудь гнилой (условный) «Шарлеруа».
Не знаю. Рыжиков мягкий по натуре, да и редко вратарь бывает неформальным лидером команды — на ум из действующих приходят разве что Буффон да Акинфеев, может быть Владимир Габулов. Кузьмин, несмотря на то, что в Казани с 2010-го и именно из «Рубина» попал в сборную, так, на мой взгляд, и не стал в клубе стопроцентно своим, да и замкнут он немного, по крайней мере, для такой роли. Карадениз… и так безмерная благодарность лучшему после Домингеса за преданность и мастерство. Пусть уж красиво завершает славную карьеру и переходит в клуб на работу, о которой мечтал.
Да, все они завершают. Рыжиков стал дублером Джанаева, бедолага Кузьмин больше лечится, чем играет, 38-летний турок еще способен феерить, но не более чем по полчаса в матче. Так что лидера Курбану Бекиевичу придется искать не среди этих «трех мушкетеров». Скорее всего на стороне, в трансферное окно. Но проблема в том, что ни одному футбольному агенту нельзя, даже за очень большие деньги, сделать заказ «найти лидера». Не бывает так, чтобы даже находящийся в расцвете сил и способностей игрок, имеющий за плечами богатый послужной список и бесценный победный опыт, пришел в команду и в одночасье стал своим, завоевал непререкаемый авторитет среди партнеров, взял на себя функцию проводника тренерских идей на поле и уж тем более в раздевалке (Семак — опять-таки счастливое исключение).
Остается вариант найти «железного человека» внутри команды. Может быть вы видите в нынешнем «Рубине» кого-то на эту роль, которая важнее даже такой ключевой позиции, как плеймейкер? Я для себя ищу, но пока не нахожу ответа на этот вопрос. Так и быть, назову две фамилии, которые нравятся мне больше других по духу и характеру и которые, при большой работе над собой и, главное, осознании того, что «Рубин» — команда всей их жизни, способны поднять «упавшее знамя». Это Руслан Камболов и Мориц Бауэр. Почему они? Но я уже и так растекся мыслью по древу. Мне пора собирать мысли, а моей любимой команде собирать очки, как курочка зернышки. И искать — нет, не женщину, конечно, этим пусть занимаются французы а хотя бы одного настоящего мужчину. Именно мужчину, мачо-то они и так — все без исключения.
* Ищите мужчину (франц.)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.