Свияжск и Болгар научатся работать с туристами у чехов, курорта «Роза Хутор» и Кижей

На IV Kazan Tourism forum начали искать ответы на вопросы: как без ущерба для окружающей среды привлечь гостей и что нужно путешественникам

Сегодня в Казани собрались представители рынка туриндустрии из 30 регионов России, чтобы поделиться своим опытом и найти ответ на вопрос, как привлечь туристов не в ущерб природным территориям и местным жителям. Корреспондент «Реального времени» заслушал на пленарном заседании презентации трех проектов, один из которых — чешский, и узнал, в чем же основная проблема рынка внутреннего туризма и как участники форума собираются понимать русского и зарубежного туристов.

«Турист часто становится для нас непонятным»

Казань на два дня снова стала масштабной площадкой по обсуждению развития туристических территорий России. Сегодня открылся IV «Kazan Tourism forum. Ориентиры будущего», основной темой которого было выбрано комплексное управление туристическими территориями.

Всего на форум зарегистрировалось 1,5 тысячи человек, но, как обычно бывает, реальное число участников оказалось меньше. В бальном зале «Корстона» на пленарной сессии было занято большинство мест, но не все. Первым от лица республики представителей туристической отрасли из 30 регионов России поприветствовал председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов, после чего сразу же пояснил, зачем все здесь собрались.

— Наш форум называется «Ориентиры будущего», и каждый раз выбирая тему, приглашая спикеров, мы стараемся ответить на вопросы: как будет жить отрасль в ближайшие 3—5 лет, какие будут тренды, какие вопросы встанут перед каждым регионом, какие проблемы нам придется с вами решать и каким образом нам с вами быть эффективными в развитии туризма, — отметил Иванов.

Главным он назвал поиск ответа на вопрос: как понять быстро меняющееся поведение туриста?

— Турист часто становится для нас непонятным: почему он едет, какими императивами руководствуется, как принимает решения, от чего получает удовольствие и каким образом употребляет туристический продукт? — задался вопросом спикер.

Туризм как безопасный способ дохода

Говоря о Татарстане, председатель госкомитета по туризму заметил, что здесь есть понимание, что туризм является отраслью экономики, которая не приводит ни к уменьшению природных ресурсов, ни к ухудшению экологической обстановки, но при этом дает доход в бюджет.

В республику едут не только из-за Казани, но и из-за Болгара и Свияжска. По словам Сергея Иванова, в Свияжск за последние 7 лет турпоток вырос в 50 раз, в Великий Болгар — в 10 раз. Всего ежегодно каждый объект посещают порядка 500 тысяч человек. Для снижения антропогенной нагрузки на Свияжск по федеральной целевой программе закончено строительство перехватывающей парковки в четырех километрах от острова — в пиковые дни загрузки туристы будут добираться до объекта на шаттл-басах. Есть у властей и понимание необходимости развития близлежащей инфраструктуры.

Три ориентира с разной историей

Первыми на форуме были представлены кейсы развития трех туристических объектов: объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Ледницко-Валтицкого комплекса в Чехии, курорта «Роза Хутор» и музея-заповедника «Кижи». Все перечисленные проекты не похожи друг на друга, но при этом имеют хорошие показатели туристической посещаемости. Так, Ледницко-Валтицкий комплекс в Чехии, который находится в природно-ландшафтном парке и работает под эгидой ЮНЕСКО, ежегодно принимает порядка 1,2 млн туристов. Только в сами замки Леднице и Валтице билеты покупают по 700 тыс. человек в год.

По словам представителя комплекса Ленки Беранковой, к ним приезжают преимущественно туристы из Чехии, но сейчас растет количество посетителей из других стран, особенно с Дальнего Востока — Китая и Кореи. Среди поставленных задач спикер назвала увеличение количества мест размещения и парковочных мест, работу с местным населением и создание управляющей компании.

Не менее интересным, но совсем другим по направлению является сочинский курорт «Роза Хутор» в национальном парке, который буквально за три года активной работы по привлечению туристов стал одним из самых посещаемых в России. По словам директора по маркетингу и продажам курорта Ольги Филипенковой, за прошлый год его посетили порядка 2 млн человек, а конкретно в зимний сезон 2016—2017 годов — 800 тысяч человек. Политику курорта формирует управляющая компания, при этом отели на территории курорта «Роза Хутор» имеют свою самостоятельную политику, но действуют в рамках общей. Построенная таким образом работа, по мнению Филипенковой, очень эффективна.

С «Кижами» ситуация сложнее. Комплекс находится на острове, из-за чего туристический сезон там замораживается вместе с Онежским озером, когда перестают ходить теплоходы. Если ежегодно в сезон комплекс посещают порядка 160 тысяч человек, то зимой речь идет о нескольких тысячах.

— Число туристов с каждым годом увеличивается. Конечно, они не такие, как в Татарстане, — в прошлом году мы обслужили всего полторы тысячи человек, но для нас это очень большие цифры, — рассказала заместитель директора по социокультурной деятельности и продвижению музейных услуг музея-заповедника «Кижи» Ирина Аникина.

В межсезонье, когда лед еще не встал, до острова можно добраться только вертолетом. В этом году при поддержке Минкультуры они приобрели пять судов на воздушной подушке, благодаря чему из Петрозаводска до Кижей можно будет добраться и зимой. Развивается объект благодаря международному, частному, межрегиональному и региональному партнерству.

Работа только начинается

Не секрет, что в России буквально только в последнее десятилетие стали развивать туристические направления в регионах. По словам Ольги Филипенковой, внутренний туризм находится еще на стадии становления.

— Я пришла из туризма выездного и за эти три года увидела, что той динамики, тех правил и традиций, которые есть во въездном туризме, к сожалению, внутри России пока нет. Мы, наверное, одни из флагманов, которые применяют то, что знаем, — сказала директор по маркетингу и продажам курорта «Роза Хутор». Спикер отметила, что, по ее мнению, драйвером развития внутреннего туризма может стать подготовка конкретных предложений, которые будут полезны, комфортны и выгодны для туристов.

Если же говорить об объектах ЮНЕСКО, то здесь, помимо текущих сложностей в отрасли, есть еще ограничения со стороны Всемирной организации и вопросы по развитию территории. В ответ на вопрос «Реального времени» представитель объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Ледницко-Валтицкого комплекса (Чехия) Ленка Беранкова рассказала, что, по ее мнению, одной из основных сложностей развития подобных объектов является поиск общего языка с местным населением, поскольку они не всегда позитивно воспринимают рост туристического потока.

— Менеджерам этой зоны важно балансировать между местными жителями и туристами, чтобы всем было комфортно, — ответила Ленка Беранкова.

По словам Сергея Иванова, для Татарстана будет полезен опыт всех трех представленных проектов, и задача теперь — взять от них все лучшее и внедрить в республике. Какой-то один из проектов председатель госкомитета по туризму выделять не стал.

Мария Горожанинова, фото tourism.tatarstan.ru
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров