«Произошел разрыв и отрыв художника от своего зрителя»

Живописец Рустем Хузин об изобразительном искусстве как зеркале, без которого невозможно привести себя в порядок

В начале ноября на «Казанской ярмарке» пройдет выставка «АРТ-галерея. Казань», которая соберет на своей площадке весьма «разнонаправленных» художников, скульпторов, фотографов, дизайнеров, декораторов России и зарубежья. Известный казанский живописец Рустем Хузин в колонке, написанной для «Реального времени», объясняет суть этого события (а по большому счету — культурного явления) и призывает помочь художникам — потому что благодаря им «мы смотримся в себя, как в зеркало».

Чтобы излечиться от того или иного недуга, усилий одного только врача недостаточно — исход лечения зависит и от самого больного. О том, что жизнь современного человека и общества — это в целом сложнейший процесс болезней и выздоровлений, кризисов и просветлений, напоминать, наверное, не нужно. А о том, что переживает современная душа, можно узнать, нажав кнопку пульта телевизора или зайдя в интернет. Но есть двери, открыв которые, можно узнать, я думаю, больше и глубже о своей «спутнице жизни».

Изобразительное искусство — это та сфера жизни общества, где проявляется внутренний мир человека. Неслучайно именно по музеям и выставкам современного искусства можно не только почувствовать, но и диагностировать состояние души социума. Чтобы получить образное представление о том или ином народе, мы идем в музей его истории или в музей изобразительного искусства, если таковой имеется.

На воспитание и обучение художника государство тратило и тратит большие ресурсы. Это закономерно. Осознав, сложив в единый образ культуру своего народа, художник сам становится носителем и транслятором непреходящих, вечных ценностей, без которых ни у одного общества нет будущего. Столь долгое обучение — более пятнадцати лет — профессии «Художник-живописец» можно и должно объяснить той ответственностью, которую должны нести на своих плечах представители данной профессии. К концу обучения доходят лишь немногие. Из них лишь самые активные и упрямые способны создать произведения музейного уровня. На выходе из стен академии художника ждет большое количество проблем. Именно здесь и начинаются настоящие академии и университеты.

Изобразительное искусство — это та сфера жизни общества, где проявляется внутренний мир человека. Неслучайно именно по музеям и выставкам современного искусства можно не только почувствовать, но и диагностировать состояние души социума

Самое главное, при всех сложностях подобного рода художник, как и любой другой человек любой другой профессии, остается по-прежнему нуждающимся в любви и надежде на хороший исход, способным на плохое и хорошее, предательство и подвиг. Как сохранить и не растерять все, чему научился за долгие годы учебы и стать полезным самому себе, семье, обществу?

Общество живо, пока ставит перед собой эти задачи. И без изобразительного искусства, как без зеркала, невозможно привести себя в порядок. Здесь важно не путать искусство и религию, цель которой, дав человеку различение между добром и злом, направить его по пути к Совершенству. У изобразительного искусства здесь роль помощника и отдушины своего рода.

Отсутствие стратегии развития и поддержки изобразительного искусства со стороны государства заставит общество искать свое отражение в лужах бездорожья. Ведь никто не в силах отменить врожденную потребность людей в поиске Красоты и Совершенства. Произошел разрыв и отрыв художника от своего зрителя. Огромная проблема отсутствия диалога актуальна для всех сфер нашей жизни. Добавьте сюда отсутствие достаточного количества выставочных площадей, арт-рынка как возможности для реализации произведений современного искусства.

Выход, безусловно, всегда есть. Необходимо восстановить диалог творчества с теми, для кого оно создается. Форма арт-салона на сегодняшний день одна из самых мобильных и удобных форм возобновления этого диалога. В одном месте выставляются одновременно сотни художников и ремесленников. Такие выставки уже давно по всей стране питают кислородом изобразительное искусство России. За пять—десять дней художник может познакомить зрителя со своим творчеством, продать картину и провести мастер-класс. Рядом могут стоять художник-реалист и представитель поп-арта. Имея возможность визуального сравнения, зритель сам формирует свои предпочтения.

Необходимо восстановить диалог творчества с теми, для кого оно создается. Форма арт-салона на сегодняшний день одна из самых мобильных и удобных форм возобновления этого диалога

Выставки подобного рода выявляют талантливых людей, происходит своего рода естественный отбор. Зритель сам выбирает своего художника. «АРТ-галереи» в Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Тюмени, Ростове, Казани – целая цепь культурных событий вот уже много лет будоражит Россию. Люди ждут этих выставок. Где еще в одном месте можно увидеть одновременно столько мастеров и погрузиться в атмосферу творчества?! Когда еще на твою выставку придет 20 — 30 тысяч человек?! Скоро подобное событие снова состоится и в Казани.

«АРТ-галерея. Казань», как событие культуры, надо обязательно развивать и поддерживать. Ведь это может быть одна из тех немногих возможностей для современных художников остаться на плаву и все-таки стать, в конце концов, тем зеркалом души нашего общества без которого будущее Татарстана невозможно представить.

Рустем Хузин, фото Дмитрия Резнова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Рустем Хузин — художник-живописец, член Союза художников России.

ОбществоКультура

Новости партнеров