Возрождение Биляра: первыми заложат ханский дворец и соборные мечети

В КФУ разрабатывают дорожную карту последовательного изучения и развития средневекового города и столицы Волжской Булгарии

Сохранить Биляр для потомков, возродить его ханские комплексы и мечети, подготовить к музейному показу и номинировать в список ЮНЕСКО как важное звено российского коридора «Шелкового пути». Такую задачу себе ставят казанские ученые, которые взялись за разработку научной концепции развития средневекового города. Сдать дорожную карту по памятнику нужно к 2018 году. С каких шагов начнется возрождение второй по значимости столицы Волжской Булгарии в интервью «Реальному времени» рассказал директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов.

Биляр — одна из столиц Волжской Булгарии и важное звено российского коридора Великого шелкового пути. В Татарстане надеются на запуск федеральной программы по изучению подобных объектов для их включения в ЮНЕСКО. По мнению исследователей, по своему научному значению Биляр не только не уступает Болгару, но и опережает его. Хотя сам древний город изучен менее, чем на процент.

Биляр изучен всего на 0,2%

— Рамиль Равилович, вы сейчас трудитесь над научной концепцией развития Биляра. До 2018 года осталось не так много времени. В чем заключается ваша работа?

Хочу сразу заметить, что это позиция научного сообщества, а не фонда «Возрождение». Фонд реализует собственную программу, связанную с Булгаром и Свияжском. Для нас, научного экспертного сообщества, очень важно определить потенциал будущих проектов. Мы считаем, что один из них связан с огромным комплексом на территории Татарстана, который очень значим с научной и познавательной точки зрения, и в перспективе с расчетом на номинацию в качестве объекта культурного наследия ЮНЕСКО — это Биляр. Поэтому наша задача, не важно, при наличии или отсутствии финансирования, звучит так — сформировать научную концепцию развития Билярского музея-заповедника. Поэтому мы, в первую очередь Академия наук РТ, Казанский федеральный университет, за эту работу беремся.

«Наша задача, не важно, при наличии или отсутствии финансирования, звучит так — сформировать научную концепцию развития Билярского музея-заповедника». Фото Максима Платонова

Работа предстоит большая, поэтапная. И я еще раз повторю: увязывать ее напрямую с фондом «Возрождение», конечно, нужно — это все в единой концепции, но предстоит прежде всего плановая работа научного сообщества всего Татарстана в целом. Это я к тому, что все сразу спрашивают: а сколько денег будет выделено? Вопрос не в деньгах, они еще никем не выделялись, и мы на этом не настаиваем. Для нас важна другая задача. Например, что с объектами всемирного наследия? Вы знаете, появился проект, под который еще ни денег нет, ни научной концепции, но мы к нему приступили — это астрономическая обсерватория КФУ, интересно же! «Шелковый путь» — такой же интересный проект, а Биляр — его составная часть.

— Вы говорили, что Биляр по сравнению с Булгаром более сложный памятник…

Да, он территориально больше и более ранний: не только золотоордынского, а домонгольского периода. Это одна из столиц Волжской Булгарии, причем значимая, площадь у нее огромная. При этом показатель изученности памятника очень небольшой, по оценкам археологов — 0,2% в лучшем случае. Вы представьте: всего 0,2% от 100% площади, которую занимает этот грандиозный объект! Поэтому несмотря на то, что его изучают достаточно долго — 100 лет как минимум — тем не менее впереди очень много задач. И изучать его очень сложно, потому что в Биляре как и в Булгаре живут люди. Сам поселок находится на территории этого огромного городища.

С точки зрения науки объект очень сложный. Фортификационная система там сложнее, чем в Булгаре, и памятники древнее. То есть это очень важный объект с точки зрения мировой цивилизации. Поэтому мы не будем брать на себя обязательства, что со следующего года возьмем раскопаем, нет. Для этого мы сначала создадим научную концепцию, которая станет некой дорожной картой последовательного изучения этого объекта, точно так же, как для Булгара и Свияжска разрабатывали.

С точки зрения науки объект очень сложный. Фортификационная система там сложнее, чем в Булгаре, и памятники древнее. То есть это очень важный объект с точки зрения мировой цивилизации

Сначала заложить ханский дворец и соборные мечети

— Интересно все-таки, с каких объектов вы начнете изучение Биляра. Какое-то видение этой работы уже есть?

— Есть, конечно. Например, остатки каменных сооружений. Нужно предложить варианты по их консервации. Должны же мы для потомков сохранить Биляр! Не просто условный объект, а тщательно изучив его и подготовив к музейному показу. Конечно, там огромные пласты археологического изучения. Много крупных объектов, которые, как мне кажется, мы должны уже в ближайшие годы обязательно заложить, — это ханские комплексы и другие.

— Какими вы видите эти объекты?

В первую очередь начнем с того, что нужно очертить границы центральной части, где собран весь комплекс: соборные мечети, дворцовые строения. На сегодня это первоочередная задача. Есть целый ряд дворцовых комплексов, которые тоже требуют решения, мавзолейные группы, разбросанные по всей территории, некрополи — большие и важные памятники. Кроме того, фортификационные сооружения, рвы до конца изучить нужно. Понять, где была область ворот, караван-сарай и т. д. Это обычный набор средневекового города, который требует дальнейшей серьезной углубленной работы. Требуются большие силы, потому что за год-два это не сделать. Должна быть целенаправленная программа, в которой будут участвовать и Академия наук РТ, КФУ, Минкульт РТ, музейное сообщество. У нас есть планы на будущее, а самое главное, правительство и фонд говорят, что им это интересно. И мы очень надеемся на их поддержку в дальнейшем.

— Какие еще объекты будут восстановлены?

— Дело в том, что восстанавливать нельзя, можно реконструировать и консервировать. На самой территории целый ряд таких объектов. Надо вернуться к их реставрации, потому что они реставрировались по технологиям 1980—1990 годов. Теперь надо и материалы обновить. Это будет очень интересная программа.

И сейчас есть туристический поток, не такой большой, хотя расстояние те же два часа. Есть музейный комплекс на Святом ключе — популярное место. Но в данном случае речь не только о музее, в котором собраны артефакты, а о самом городище

До 15 памятников уже в ближайшие годы

— А когда планируется номинировать Биляр в список ЮНЕСКО?

Это два проекта. Если говорить о российском коридоре «Шелкового пути», то там для обоснования не только Биляр, но и Елабуга и тот же Булгар. Поэтому с точки зрения номинационного досье это одна программа, а что касается глубокого изучения это как подготовка к этому досье. Мы планируем вести работу параллельно.

Фонд «Возрождение» не может взять на себя все объекты республики это не его цель, он создавался специально под Булгар и Свияжск. Но Биляр настолько уникальный комплекс, что представляет интерес и для фонда, и об этом уже не раз говорил и Минтимер Шарипович. Может, будет другая схема, может, не будет таких крупных финансовых вливаний. Но как объекту, требующему изучения, фонд готов оказывать содействие. Есть понимание, что уже в этом году и в следующем надо двигаться в сторону Биляра. Речь шла о начале работ, начиная с будущего года. Но мы, ученые, собственно уже приступили к сбору материалов для этого деньги не нужны.

— Сколько всего объектов планируется на территории Биляра?

— Благодаря нашей концепции, после обсуждения со специалистами, мы остановимся на группе памятников, которые будут вызывать наибольший интерес. Их там сотни, а нам нужно будет остановиться на наиболее значимых. Я так предполагаю, что это будет около 1015 первоочередных объектов.

— На каком этапе возрожденный Биляр смогут посещать туристы?

— И сейчас есть туристический поток, не такой большой, хотя расстояние те же два часа. Есть музейный комплекс на Святом ключе — популярное место. Но в данном случае речь не только о музее, в котором собраны артефакты, а о самом городище, как в Булгаре, которое представляет интерес. В Булгар же приезжают не только в музеи булгарской цивилизации зайти, а чтобы побродить по территории, посмотреть, представить объемы города. Вот для этого нам еще предстоит поработать.

Василя Ширшова
Справка

Рамиль Хайрутдинов — директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат исторических наук. Название диссертации «Управление государственной деревней Казанской губернии в конце XVlll — первой трети XlX века».

  • Директор АНО «Институт культурного наследия» (с 2004 г.)
  • Председатель Геральдического совета при президенте Республики Татарстан (с 2006 г.)
  • Председатель совета отделения Российского исторического общества в Казани (с 2013 г.)
  • Отвественный секретарь международного научно-методического экспертного совета республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан
  • Член национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Россия
  • Член коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу (с августа 2016 г.)

ОбществоИстория

Новости партнеров