«Низкая цена нефти в татарстанском бюджете играет на пополнение федеральной казны»

Вице-спикер РТ Юрий Камалтынов потребовал у налоговиков разблокировать расчетные счета малого бизнеса

После постоянных депутатских запросов о том, почему бюджет-2018 верстается из заниженной цены барреля $40,8 при текущем курсе в $55 министр финансов Радик Гайзатуллин раскрыл магию «малых цифр» в бюджетном раскладе. Предваряя проект бюджета к первому чтению, глава Минфина заявил, что соотношение $40,8/$69 выгоднее для российского бюджета, так как закладываемая низкая база сулит федеральной казне большие поступления по НДПИ и экспортной выручке, тогда как для татарстанского бюджета эффект низкой базы «нулевой». Подробнее в материале «Реального времени».

Можно же сразу «не вырубать» счета!

Проект татарстанского бюджета на 2018 год и плановые 2019—2020 годы вчера был одобрен к первому чтению татарстанских парламентариев, которые соберутся на «бюджетную сессию» 26 октября. Однако начавшиеся депутатские дебаты по бюджету были прерваны гневной отповедью вице-спикера Госсовета Юрия Камалтынова по поводу внезапно вспыхнувшего налогового «террора», жертвой которого оказался малый и средний бизнес республики.

Как писало «Реально время», в процессе передачи электронных данных о задолженности юридических лиц по страховым сборам от Пенсионного фонда ФНС произошел системный сбой программ по всей стране, в результате чего налоговые органы начали массово списывать деньги в счет погашения подчас несуществующих долгов предпринимателей либо блокировать их расчетные счета. Для экстренной их разблокировки предприниматели вынуждены были оплачивать заведомо излишние суммы.

«Обрушили всю работу малых предприятий, — констатировал Юрий Камалтынов. — Налоговая делает очень просто: если данные не совпадают, счет блокируется. Можно же сразу «не вырубать»! Президент дал поручение на последнем заседании совета по предпринимательству — навести порядок! Ведь на период этой работы (сверки данных по долгам между ПФР и ФНС, — прим. ред.) можно же не блокировать счета, а бизнесу продолжать вести работу», — сказал он.

Начисления пеней по страховым взносам были некорректны

Председатель комитета Леонид Якунин попытался смягчить негодование шефа, заметив, что это проблема федерального уровня, а сейчас налоговые органы разбираются и «сильно загружены в этой части». «Мы запланировали собрать всех заинтересованные ведомства — Пенсионный фонд, налоговую службу, так как передача сведений происходила с большими накрутками для ИП».

Что значит накрутки? Как пояснил Леонид Якунин, при начислении пени на просроченную задолженность по страховым взносам она могла достигать 150—160 тыс. рублей, отсюда программа автоматически блокировала расчетные счета с недостаточной суммой для взыскания. «Начисления пеней, которые были произведены при передаче налоговым органам, произведены некорректно, — вынес свой вердикт бывший глава налоговой службы Леонид Якунин. — Когда насчитали 150—160 тысяч заплатить пеню. Сейчас они разбираются с каждым случаем, ведь было указание президента не блокировать счета. Я думаю, оно выполняется. Хотя у них работает четкая программа, которая автоматизирована», — объяснил он причину продолжающейся блокады счетов.

«Какие накрутки? Там просто ошибки идут натуральные», — не согласился Юрий Камалтынов и еще раз потребовал разблокировать счета. «Минэкономики — это ваш центр ответственности», — побудил он к действиям сидевшего рядом заместителя министра экономики Олега Пелевина.

По Минсельхозу дотации не распределены, а по Минтрансу — неизвестны

Только после этого слово взял министр финансов РТ. Представляя основной финансовый документ республики, Радик Гайзатуллин еще раз повторил, что свыше 85% доходов казны формируется за счет трех основных налогов — на прибыль предприятий, НДФЛ и имущественного налога. В общей сложности, они должны принести в бюджет свыше 300 млрд рублей, которые «расписаны» по 29 региональным целевым программам, охватывающим 80% бюджетных расходов Татарстана. Правда, пять-шесть республиканских отраслевых программ остаются «сырыми», так как не согласованы объемы их наполнения со стороны Москвы.

«По некоторым из них пока запланировано снижение бюджетного финансирование, то есть не все средства из федерального бюджета распределены. Не полностью распределены дотации по программам Минсельхоза РТ, по Минтрансу РТ суммы федерального софинансирования неизвестны (сегодня получили информацию и отрабатывают) и по другим отраслям — Минобрнауки РТ, Минсвязь РТ — сохраняется неопределенность. Поэтому объемы финансирования отражены в минимальных значениях», — сообщил Радик Гайзатуллин. Позже он сообщил журналистам, что московские резервы под эти программы ожидаются существенные: в общей сложности, министерства могут довести лимиты до 6—7 млрд рублей.

После неоднократных вопросов запросов о том, почему бюджет-2018 верстается из заниженной цены барреля $40,8 при текущем курсе в $55, министр финансов Радик Гайзатуллин объяснил «на пальцах» бюджетный расклад. По его словам, это выгодно федеральному бюджету, так при цене отсечения в $40,8 на нефть федеральная казна получает сверхдоходы по НДПИ. Только в этом году наши нефтяники выплатили на 40 млрд рублей больше, чем в 2016-м.

Глава Минфина порадовал депутатов ожидаемой новостью о подписании соглашения с Минфином РФ о реструктуризации бюджетного кредита в 12,2 млрд. рублей, взятого республикой для проведения в Казани ЧМ-2015. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Госдолг Татарстана расписали на 20 лет

Глава Минфина порадовал депутатов ожидаемой новостью о подписании соглашения с Минфином РФ о реструктуризации бюджетного кредита в 12,2 млрд рублей, взятого республикой для проведения в Казани чемпионата мира по водным видам спорта — 2015. Это 80% неурегулированного госдолга в 19,7 млрд рублей. Без этого соглашения Татарстану предстояло бы выплачивать в течение предстоящих 3 лет почти по 6—8 млрд рублей. Радик Гайзатуллин доложил, что республика сумела договориться о погашении заимствований на «очень хороших и выгодных условиях».

Во-первых, Татарстан получил отсрочку на 10 лет по оплате «тела» кредита, а в последующие 10 лет он будет выплачивать его равными частями. Так что до конца 2028 года бюджету Татарстана придется оплачивать лишь проценты за обслуживание — в пределах 700 млн рублей. Остаток неурегулированного госдолга 5,7 млрд рублей Минфин РТ намерен реструктуризировать по другой схеме, которая будет принята в декабре. Пока известно, что Минфин РФ готов поощрять регионы, имеющие долги, к экономическому росту, обещая реструктуризировать долги на 12 лет вместо 7 лет, если темы экономического роста будут превышать инфляцию.

Затем депутаты забросали главу Минфина РТ практически схожими вопросами — почему уменьшилось финансирование по той или иной отраслевой программе. Так, на 4 млрд рублей сократились расходы на ЖКХ. «В последнее время много денег выделялось на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, но жалобы граждан не прекращались. В будущем году на 4 млрд выделено меньше денег. Мы очень много сделали или как-то другие будут источники?» — предположил один из депутатов. Глава Минфина ответил, что сокращение связано с завершением федеральных программ, так подходит к концу программа по аварийному жилью.

Секвестра ни по одной программе не случится?

Председателя совета директоров холдинга «Кулон» и депутата Госсовета РТ Альберта Фахрутдинова взволновала возможная остановка программы самообложения граждан, по которой на каждый собранный у граждан рубль бюджет дополнительно выделяет 4 рубля на строительство и ремонт инфраструктуры.

«Программа хорошо работает в регионе, где мы хозяйствуем, — рассказал он. — Мы много проложили дорог с твердым покрытием, провели воду, ремонтируем детские сады. Будет ли она продолжена? Будем продолжать или пойдет по нисходящей?» — спросил народный избранник. Глава Минфина успокоил, сообщив, что президентом принято решение о сохранении этой программы.

По его словам, каждый год на предстоящие 3 года будет выделяться по 1 млрд рублей, тогда как фактическое использование в этом году составило 800 млн рублей. Тут депутаты заметили, что 85% программ по самообложению граждан падает на Татарстан, и все регионы интересуются. Следом за ним гендиректор дорожной компании «Алексеевскдорстрой» Фоат Валиев выразил обеспокоенность сокращением дорожного фонда РТ. «Каков ваш прогноз на будущее?» — поинтересовался он. Глава Минфина снова был оптимистичен. Он заверил, что ко второму чтению наполнение дорожного фонд будет не меньше, чем в 2017 году. В целом, он надеется, секвестра ни по одной программе не случится.

Луиза Игнатьева, фото gossov.tatarstan.ru
Комитет Гос Совета РТ по бюджету налогам и финансамЯкунин Леонид Александрович

Новости партнеров