Как экс-директор «Нэфиса» уходил от «Ак Барс» Банка и «уголовки» в личное банкротство

Долги Дмитрия Харитонова по бизнес-проектам привели его не только искам кредиторов, но и к уголовным делам, а также к попытке объявить о собственной несостоятельности

Банкротства по иску на 130,2 млн от «Ак Барс» Банка накануне избежал Дмитрий Харитонов — бывший директор «Нэфис-Косметикс» и экс-депутат республиканского парламента. А позже он сам подал иск о собственном банкротстве. Судя по всему, «ко дну» Харитонова тянут как кредиты, по которым он выступал поручителем, так и связанные с ним бизнесы, генерирующие убытки. При этом его нежелание платить по счетам уже оборачивалось уголовным делом, но осудить Харитонова так и не смогли. Подробнее об этом — в материале «Реального времени».

Не банкротьте, я сам

Арбитражный суд РТ накануне постановил прекратить производство по иску ПАО «Ак Барс» Банк к Дмитрию Харитонову — бывшему директору «Нэфис Косметикс» и депутату Госсовета РТ. Сумма исковых требований составляла свыше 130,2 млн рублей, но, похоже, что банкротить Харитонова в этот день никто по-настоящему не хотел. Так, представитель должника ходатайствовал об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что Харитонов якобы ведет переговоры об урегулировании задолженности (суд в этом ходатайстве отказал).

Представитель заявителя и вовсе ходатайствовал о прекращении иска в связи с тем, что сейчас идет апелляционное производство в отношении «основного должника» — ООО «Открытие», фигурирующего в деле Харитонова как третье лицо. Ранее Арбитражный суд РТ по иску «Ак Барс» Банка признал это ООО банкротом, сумма требований составляла ровно те же 130,2 млн рублей. Однако представители «Открытия» подали жалобу на решение суда, сейчас дело рассматривается в апелляционной инстанции. Как пояснили в пресс-службе «Ак Барс» Банка, Харитонов выступал поручителем по кредитам, выданным банком этой компании.

Представитель Харитонова отказался комментировать ход процесса. В пресс-службе «Ак Барс» Банка добавили, что переговоры с должниками об урегулировании задолженности ведутся на постоянной основе, а необходимость взыскивать долг через суд вызвана именно тем, что в отношении основного должника ООО «Открытие» введена процедура наблюдения.

Отметим, что в октябре арбитраж зарегистрировал иск полного тезки Дмитрия Александровича Харитонова (также из Казани) о собственном банкротстве с символической суммой долга в 10 рублей. ИНН заявителя не указан, однако дело внесено в карточку к нашему герою Дмитрию Харитонову. К рассмотрению этот иск пока не принят.

Как Харитонов через «Открытие» оказался связан с «Бахетле»

Связь Харитонова с ООО «Открытие» хоть и не очевидна, но все же прослеживается. Согласно данным «Спарк-Интерфакс», «Открытие» до июня 2015 года принадлежало Егору Владимировичу Осипову. Осипов, в свою очередь, с 2010 по 2014 годы являлся генеральным директором ОАО «Завод Пак Тайм», а с марта 2015 приобрел долю в 10% в этой компании. До марта 2015 года «Завод Пак Тайм» на 100% принадлежал Дмитрию Харитонову (об этой компании речь еще пойдет ниже).

В марте 2017 года Осипов зарегистрировал в Москве еще одно ООО — «Злаки на завтрак» с уставным капиталом 5 млн рублей. «Открытие» также занимается производством пищевой продукции.

С июля 2015 года «Открытие» принадлежит некой Светлане Александровне Нефедовой. Интересно, что этот же человек до 2009 года числился владельцем ООО «Бахетле-Алтуфьево» — основного юрлица магазинов сети «Бахетле» в Москве. Сейчас это ООО значится за самой основательницей сети — Муслимой Латыповой.

За 2016 год «Открытие» при выручке в 295,3 млн рублей показало почти 81,9 млн рублей чистого убытка.

Убыточные завтраки и пробки

Долгое время Дмитрий Харитонов был не только топ-менеджером группы «Нэфис», но и ее совладельцем, а также человеком команды Ирека Богуславского. Харитонов имел долю в АО «Нэфис Косметикс» и с 2000 по 2003 годы был его генеральным директором. Он также входил в советы директоров ряда связанных с группой «Нэфис» компаний.

Однако накопленные им долги связаны со сторонними, «ненэфисовскими» проектами. Вне «Нэфиса» связанный с Харитоновым бизнес удачным не назовешь. В 2014 году Харитонов создал компанию «Матти Рус», которая в 2016 год показала чистый убыток в 79,2 млн рублей. Также Харитонов фигурировал в СМИ как руководитель компании «Пак Тайм». ОАО «Завод Пак Тайм» было создано в 2010 году, оно производит каши быстрого приготовления и сухие завтраки под торговой маркой Мatti. Это предприятие также убыточно по итогам 2015 года его чистый убыток составил 136,6 млн рублей. В отношении «Завод Пак Тайм» идут исполнительные производства на общую сумму в почти 58,7 млн рублей, при этом еще несколько производств были прекращены в связи с «невозможностью установить местонахождение должника либо его имущества».

Как ранее писало «Реальное время», Харитонов участвовал в проект «ЕвроКап» по производству пластиковых насадок на водочные изделия. Как сообщали СМИ, в рамках этого проекта было создано производство общей стоимостью более 8 млн евро, при этом «ЕвроКап» имел с «Татспиртпромом» договоренности о поставках. Однако позже ТСП заявил, что компания «не оправдала возложенных надежд по выпуску комплектующих требуемого качества и чуть было не сорвала планы ОАО «Татспиртпром» по выпуску алкогольной продукции популярных марок».

«ЕвроКап» судился с «Казанским заводом пластмассовых изделий» и вошел в число его кредиторов при банкротстве. При этом в марте 2017 года в отношении ООО «ЕвроКап» была введена процедура наблюдения по иску петербургской финансовой компании «Присцельс».

Эхо от краха КЗПИ

В январе этого года «Реальное время» оценило общую сумму долгов Харитонова более чем в 72 млн рублей. В эту сумму входит в первую очередь ряд исполнительных производств по делам, связанным с Казанским заводом пластмассовых изделий (КЗПИ). Как следует из вступивших в силу решений суда, Харитонов выступал поручителем по кредитам для предприятия.

В 2014 году арбитраж постановил взыскать с завода 47,3 млн рублей долга по кредитам в пользу ныне ликвидированного АО «Анкор Банк Сбережений», после чего в отношении Харитонова в этом же году Таганский районный суд Москвы вынес два решения по взысканию с него в пользу ОАО «НОМОС-банк» (сейчас известен как ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие») 6,5 млн и 19,6 млн рублей. При этом первое производство позже было прекращено.

С 2014 года КЗПИ находится в процессе ликвидации. По заявлению представителя ООО «Евроактив» (основано бывшими сотрудниками КЗПИ, выкупило ряд прав требований у кредиторов Харитонова) Юлии Голеневой Харитонов, будучи заместителем гендиректора завода по финансам, «решил заниматься своими проектами и увел на них с предприятия порядка 60 млн рублей».

Как Харитонов «уголовки» избежал

В 2016 году на Харитонова было возбуждено уголовное дело за злостное уклонение от уплаты долгов (ст. 177 УК РФ). В рамках исполнительных производств приставы обнаружили, что в декабре 2015 года ответчик имел возможность погасить хотя бы часть долга, поскольку решил реализовать свой автомобиль, обменяв его на новый с доплатой. На новое авто был наложен арест, а вот осудить Харитонова оказалось не так-то просто.

Процесс стартовал в Советском районном суде Казани, но в апреле 2017-го, после четырех заседаний, было принято решение передать дело в Московский районный суд по причине нарушения подсудности.

Московский райсуд приступил к рассмотрению дела 4 июля. А уже на следующий день производство было приостановлено. По данным суда, это было связано с тяжелой болезнью, что подтверждалось медицинскими документами. В сентябре производство возобновилось. А 2 октября судья Тихонова приняла решение о возврате материалов дела прокурору.

В отношении Харитонова избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде. Однако, как заявили в ООО «Евроактив» со ссылкой на материалы дела, тот ограничения не соблюдал и летал то в Англию, то в Швейцарию.

Сейчас, судя по всему, Харитонов рассчитывает свести все свои долги на ноль личным банкротством.

опрос
Александр Артемьев, Ирина Плотникова, Дмитрий Семягин
ПромышленностьЭкономикаБанки

Новости партнеров