Юрий Усков, iSpring: «Чтобы разрабатывать качественный софт, не надо быть резидентом Иннополиса»
Как предприниматель из Марий Эл создал компанию с выручкой 4,5 млн долларов и клиентами в Google, Tesla и Microsoft
Где родился, там и пригодился, так можно охарактеризовать принцип, по которому действует Юрий Усков, директор йошкар-олинской компании — веб-разработчика iSpring. Когда он решил, что работа не удовлетворяет профессиональным амбициям, создал свою компанию, продуктами которой сейчас пользуются такие гиганты, как Google, Tesla, Microsoft. Когда понял, что не с кем работать, создал и финансирует школу программирования и лицей для детей, чтобы они оставались жить и работать в родной Йошкар-Оле. Историю предпринимателя читайте в «Реальном времени».
Хочешь сделать хорошо — сделай это сам
Когда Юрий Усков начинает рассказывать про историю своей компании, то «отматывает» время почти на 50 лет назад. Республика Марий Эл никогда не была ресурсным регионом, здесь нет нефти. Зато еще в советское время появились заводы, работавшие на военных. Одновременно развивались и вузы, чтобы готовить специалистов для таких предприятий. В 70-е годы в местном Политехе появилась лаборатория на 200 человек на кафедре математики, затем там начали готовить по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Как раз оттуда и вышло поколение программистов, которые в Йошкар-Оле создали целую отрасль, кластер IT-технологий в регионе.
— Люди, которые учились в марийском Политехе на той специальности, не уехали ни в Москву, ни в Питер, а остались в Йошкар-Оле и создали несколько десятков крутых компаний, из которых не меньше пяти знамениты на всю Россию и мир, — рассказывает Юрий Усков.
В 90-е местные крупные предприятия закрывались или теряли заказы, люди оставались без работы. Зато студенты Политеха были всегда ею были обеспечены, в том числе на зарубежных проектах.
— Квалифицированных людей всегда дефицит. Когда на пятом курсе к нам пришел начальник IT-департамента Сбербанка, чтобы найти среди нас программиста, мы сказали: вы опоздали. Все уже были разобраны, а шел только 97-й год, — рассказывает предприниматель.
Когда работаешь на заказ, делаешь хорошую «первую пару». Но понимаешь, что можешь сделать «вторую пару» и даже «третью» и «четвертую». Когда работаешь на себя, такая возможность есть
Усков вспоминает профессора Александра Половинкина — это он, по сути, продвигал программирование в Политехе, заложил особую школу преподавания инженерных специальностей. Профессор потом уехал, зато остались принципы и выпускники, которые затем основали IT-компании. По прикидкам Юрия Ускова, их совокупный оборот — порядка 2 млрд рублей в год, что для 250-тысячной Йошкар-Олы очень прилично. Кроме того, в отрасли приличная динамика. 30% в год считается низким темпом роста.
На самом старте команда iSpring состояла из четырех человек, а лидеров у компании было двое — Юрий Усков и Александр Галочкин. Первоначальное название было CPSLabs, делали проекты на заказ, причем брались в основном за сложные. Но амбиции были шире: хотелось создать собственный продукт, ведь это совершенно новый уровень экспертизы, отличный от той, когда ты работаешь на заказ, объясняет Усков.
— Есть итальянское ателье, которое делает туфли для президентов, суперзвезд и так далее. В том числе, и для Путина. Мастера прилетают к нему, снимают мерки, улетают обратно в Италию и изготавливают пару. Путин в этих туфлях немного ходит, разнашивает, после чего пару снова увозят в Италию, разбирают по деталям и сшивают новую. В результате туфли садятся на ногу уже совсем идеально. Когда работаешь на заказ, делаешь хорошую «первую пару». Но понимаешь, что можешь сделать «вторую пару» и даже «третью» и «четвертую». Когда работаешь на себя, такая возможность есть, — объясняет предприниматель.
Несколько проектов софта для дистанционного обучения компания делала на заказ, в том числе и для компаний из американского Феникса. «Этот город славен тем, что печатает какое-то немыслимое количество дипломов. И я был к этой теме очень скептично настроен», — говорит Усков. Скепсис прошел, когда он создал очень успешную программу-конвертер презентаций из PowerPoint в Flash и выяснил, что большинство людей использует этот продукт для e-Learning (электронного обучения).
— Я понял, что тема-то неплохая. С точки зрения «печатать дипломы» — не очень. А с точки зрения решения задачи корпоративного обучения — очень даже. Да, мы не можем обучить человека плавать или делать сложные хирургические операции. Но можем решить много других задач. В итоге мы сфокусировались на продукте для создания курсов онлайн-обучения, организации обучения, контроля процесса, — говорит Усков.
Этим летом мы увидели какой-то взрыв интереса к дистанционному обучению. Все — от металлургических компаний и авиакомпаний до «Росатома» — поняли, как использовать этот инструмент
Компания начала с небольшого продукта, цикл разработки которого был примерно полгода. Стартовыми инвестициями послужили заработанные на сторонних заказах деньги. Продукт сразу стали хорошо покупать за рубежом. Первого клиента Ускову привел его знакомый, а потом продукт начали рекомендовать по «сарафанному радио». Никак специально не продвигали, только сделали сайт. Правда, первоначальная команда к этому моменту разошлась. Усков сосредоточился на своем проекте iSpring, а Галочкин — основал TravelLine, которая делает софт для гостиничного бизнес. Совместный бизнес CPSLabs коллегам пришлось свернуть, хотя сам по себе он был вполне успешным.
Стать №1 в России
Сейчас на российские компании у iSpring приходится только десятая часть заказчиков, большую часть выручки исторически приносят США и Европа. Основной фокус — на корпоративный сектор. Но Юрий Усков уверен, что соотношение будет сильно меняться, потому что российский рынок ежегодно практически удваивается.
— Этим летом мы увидели какой-то взрыв интереса к дистанционному обучению. Все — от металлургических компаний и авиакомпаний до «Росатома» — поняли, как использовать этот инструмент, — говорит Юрий Усков.
Применений много. Компании решают задачи обучения удаленных сотрудников в филиалах, адаптации новых сотрудников, дилеров, обучают технике безопасности, передают корпоративную культуру, учат общению с клиентами. Причем интерес есть как у среднего и малого бизнеса, так и крупного. По словам Ускова, для бизнеса цена на инструменты iSpring подъемная — начинается от 25 тысяч рублей, а системы дистанционного обучения на 50 пользователей стоят от 58 тысяч рублей в год. Предприниматель смеется, что конкуренты ругаются на слишком низкие цены.
— Генри Форд в свое время сделал автомобиль качественным и очень доступным продуктом. И что произошло тогда? Он изменил образ жизни. То же сделала компания Microsoft. К тому же стремимся и мы — сделать качественный продукт доступным широкой аудитории, — объясняет Усков.
Тактика показывает себя успешной. В 2016 году iSpring заработала 4,5 млн долларов. Этот год планирует закончить с оборотом 6 млн долларов.
Генри Форд в свое время сделал автомобиль качественным и очень доступным продуктом. И что произошло тогда? Он изменил образ жизни. То же сделала компания Microsoft. К тому же стремимся и мы — сделать качественный продукт доступным широкой аудитории
Компания изначально ориентировалась на продукт, Усков хотел, чтобы он был близок к идеалу. Сейчас работает над тем, чтобы главным приоритетом был клиент: надо не только продавать оболочку для курса, но и помочь создать курсы под конкретные потребности. Цель — довести срок внедрения до недели или месяца. По словам Ускова, многие считают нормой внедрять такое обучение по полгода-год, но нужно, чтобы инвестиции в обучение скорее вернулись в бизнес результатом.
— Среди мировых разработчиков систем дистанционного обучения мы в десятку крупнейших точно попадаем. Я считаю, это хорошо, потому что за место в этом рейтинге бьется более 2000 программных продуктов. В России борьба за лидерство только начинается, рынок еще молодой, отстает от мирового на несколько лет. Как раз в ближайшие пару лет решится, кто займет лидирующие позиции. Скорее всего, останется одна крупная компания и несколько мелких, — говорит Юрий Усков.
Конкуренции предприниматель не боится. По его словам, любой продукт можно скопировать. Правда, из-за сложности продукта процесс копирования будет трудоемким и займет неоправданно много времени. «Можно защитить продукт патентами в три слоя, но лучшая защита продукта — это защита сложностью», — говорит Усков. По его мнению, стартапы сейчас в большинстве не умеют делать хороший продукт.
— У акселераторов есть гипотеза, что главное — научить стартапы продавать. Но продажи — это стандартный процесс, который ставится за 2—3 месяца. Проблема как раз в качестве продукта, – считает бизнесмен.
«Отличников берем отовсюду»
О ситуации с кадровым дефицитом в своем и соседних регионах Юрий Усков знает не понаслышке. Говорит, что искал специалистов и в соседней Казани и сильно не преуспел. Но для своей компании он проблему создания кадрового резерва решил. А попутно и для всего региона.
— Когда наша компания начала расти, мы стали задумываться, откуда брать кадры. Мы увидели, что те ребята, которые учились на нашей же специальности в Политехе приходят с отрицательной квалификацией. Это толковые ребята, но их нужно «ломать», потому что делают они все неправильно, а амбиции у них как у крутого программиста. Я ругался поначалу, пока однажды один толковый человек не сказал: а ты ведь можешь сам все исправить, — вспоминает предприниматель.
Я понял, что недостаток качества преподавания в естественно-научных дисциплинах можно компенсировать за счет компьютерной подготовки. А с помощью информационного моделирования можно развивать системное мышление, одно из ключевых качеств образованных людей
В итоге, в 2004 году Юрий Усков пошел преподавать в вуз. Потом создал «Инфосферу» — собственную школу для детей с 1 по 8 класс, а позже и «Инфотех» — лицей для тех школьников, которые точно решили, что станут программистами.
— У меня ведь есть свои дети, меня беспокоит уровень преподавания в школе. И я как-то понял, что недостаток качества преподавания в естественно-научных дисциплинах можно компенсировать за счет компьютерной подготовки. А с помощью информационного моделирования можно развивать системное мышление, одно из ключевых качеств образованных людей, — рассказывает Усков.
И школу, и лицей iSpring финансирует полностью за свой счет. В год на эти цели компания выделяет не менее 10 млн рублей. Затраты пока никто не предлагал разделить.
— Вообще, это задача государства, но у него, видимо, других проблем хватает. Так что я справлюсь сам, мне не жалко. Я раньше думал, что важно все, что связано с высшим образованием, а сейчас понимаю — важна в первую очередь средняя школа, потому что мы вкладываемся в ребенка в его самом продуктивном возрасте, — говорит предприниматель.
Сейчас в «Инфосфере» учатся 500 детей. Под образовательные проекты компания выделила два полных этажа в своем офисе. У тех ребят, которые прошли обучение в «Инфосфере», затем в «Инфотехе» проблем с трудоустройством потом не возникает. По словам Ускова, у компании есть джентльменское соглашение, что ребята придут к ним работать. Но это не первоочередной мотив.
— Мне важнее, что ребята останутся в Марий Эл и будут работать на благо отрасли здесь. Кроме iSpring на эти кадры претендуют и другие сильные проекты. В первую очередь TravelLine и Монета.ру, конкурент «Яндекс.деньги», который тоже родом из Йошкар-Олы. По сути, нам удалось выстроить вертикаль обучения от начальной до высшей школы, которая питает кадрами весь регион, — говорит Усков.
Я раньше думал, что важно все, что связано с высшим образованием, а сейчас понимаю, важна в первую очередь средняя школа, потому что мы вкладываемся в ребенка в его самом продуктивном возрасте
Бизнесмен никогда не думал о том, чтобы перевести бизнес в другой город. IT-город Иннополис или «IT-столица» Казань от Йошкар-Олы ничем не отличаются в плане возможностей для бизнеса, уверен Усков. Хотя он признает, что в той же Москве куда проще найти хороших специалистов практически в любой сфере. Оба сына Ускова тоже работают программистами. Причем, старший сын несколько лет вел занятия в Инфотехе, а младший в этом году стал выпускником лицея
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.