«Остров Аксенов» ждет читателей

«Остров Аксенов» ждет читателей
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В доме-музее Василия Аксенова состоялась презентация уникального сайта о творчестве писателя, он называется «Остров Аксенов». Его создателем стал племянник Василия Павловича Александр Змеул. Но только презентацией дело не ограничилось — в дар музею Аксенова родственники писателя передали уникальные экспонаты. Подробности в материале «Реального времени».

Не «остров», а «архипелаг»

Понятно, что название сайта восходит к названию романа Василия Аксенова «Остров Крым». Но та работа по изданию книг, сохранению уникальных материалов и исследованию творчества Василия Павловича, что проделывают родственники, это, образно говоря, целый «архипелаг».

Например, Александр Змеул, а он сын родной сестры жены Аксенова Майи, своими руками перевез из Америки ценнейший архив писателя, который сейчас хранится в Доме русского зарубежья. Сейчас этот архив оцифровывается, и когда к нему будет доступ, исследователи творчества писателя получат уникальный материал.

Змеул начал заниматься наследием Аксенова еще в 2010 году, тогда была жива Майя Аксенова, которой не стало три года назад. Часть архива писателя находилась в университете штата Вирджинии, часть в его американском доме. Причем, речь идет не только о печатных материалах, но и о мемориальных предметах.

В Казань Александр Змеул приехал с мамой, сестрой Майи Аксеновой. После смерти Майи она стала одной из наследниц писателя. Второй наследник по прямой — его сын Алексей. В дар музею семья Змеул привезла огромное количество последних, уже, увы, посмертных, изданий писателя. Эти книги будут храниться в библиотеке музея, и взять их почитать смогут все желающие. Кстати, книги Аксенова наследники щедро раздаривают и другим российским библиотекам.

Но было еще два царских подарка. Первый — это копия свидетельства о рождении Василия Аксенова, выданная в свое время казанским загсом. Документ, как это было в то время, на двух языках, русском и татарском, причем, татарский текст написан на латинице. Оригинал Александр Змеул обнаружил в американском архиве писателя. Свидетельство о рождении до сих пор никогда и нигде не публиковалось.

Второй подарок — костюм писателя. Как известно, Василий Аксенов с младых ногтей был стилягой, одежда у него всегда была очень стильная. Теперь этот костюм займет место в экспозиции казанского музея писателя.

Несколько «Историй»

Александр Змеул по профессии журналист, сейчас он редактор одного из сайтов, посвященных архитектуре. В работе над сайтом «Остров Аксенов» ему помогали друзья. Логотип сайта разрабатывался на основе автографов Василия Аксенова.

Сайт «Остров Аксенов» сегодня — это самый полный источник информации о жизни и творчестве писателя. У сайта несколько разделов, например, есть раздел «Книги». В этом разделе можно ознакомиться с изданиями произведений Василия Аксенова от самых ранних до последних, изданных совсем недавно. Кликнув на определенную книгу, можно узнать историю ее создания, главных героев, о том, на какие языки она переведена.

Из последних изданий, участие в работе над изданием которых принимал Александр Змеул, можно назвать один из последних романов Аксенова «Ленд-лизовские», он был найден в компьютере писателя. Кстати, у Аксенова сохранилось очень мало рукописей, сделанных от руки, он очень давно уже начал набирать тексты на компьютере. «Ленд-лизовские» — роман о военном детстве писателя, которое прошло в Казани, вышел в издательстве «Эксмо».

Сборник «О, этот вьюноша летучий» — сценарии, написанные в Америке, предисловие к книге написал Дмитрий Быков. «Одно сплошное Карузо» — сборник, составленный из старых публикаций. Здесь же представлена переписка с друзьями. Письма к Белле Ахмадулиной и Борису Мессереру, и их ответы. Часть писем для публикации любезно предоставил Мессерер. Книга «Остров Личность» — это радиоэфиры Аксенова, интервью, записи.

Один из интереснейших разделов сайта — «Истории». Есть «История» под названием «Казань» — все, что касается отношений писателя с родным городом. Приятно, что в этом разделе опубликован материал «В Казани у Аксенова были «Коллеги», вышедший в августе этого года в «Реальном времени».

Есть история под названием «Гинзбург» — здесь фотографии матери Аксенова Евгении Гинзбург, их переписка. В истории про шестидесятые годы — воспоминания о шестидесятниках, фотографии, даже лекции, которые читал об этом периоде в Америке Аксенов. История под названием «Юность» — это рассказ о популярном в период оттепели журнале, где увидели свет и «Коллеги», и «Звездный билет».

В истории «Кино» — отношения Аксенова и кинематографа, его сценарии, рассказ об экранизации его произведений. Есть даже видеоматериал, тоже уникальный. В 1966 году Аксенов сыграл самого себя в эпизоде фильма «Путешествие». А в фильме по его сценарию «Центровой из Поднебесья» впервые прозвучали песни, исполненные Аллой Пугачевой.

Презентация сайта «Остров Аксенов» была очень обстоятельной, жаль, что об этом событии практически нигде не было информации, поэтому зал в музее писателя был далеко не полным. После того, как рассказ о сайте завершился, Александр Змеул ответил на вопросы. Они касались в основном отношения семьи писателя к проходящему в Казани «Аксенов-фесту». Как известно, наследники Аксенова имеют ряд претензий к организаторам фестиваля.

«Василий Павлович был очень современным человеком, он никогда не был архаичным. Он никогда не был нафталиновым и пропыленным, он всегда был открыт всему новому, общался с людьми разных поколений. Мне хочется, чтобы «Аксенов-фест» не был праздником, зацикленным на Аксенове, но вдохновленным им. Чтобы он показывал разные стороны жизни, и музыку, и литературу. Хорошо, что сегодня вспомнили Андрея Макаревича, потому что в связи с произошедшими событиями его после первого «Аксенов-феста» не вспоминают (Макаревич был инициатором проведения фестиваля Аксенова в Казани, — прим. ред.). Хочется, чтобы это был современный фестиваль с разными форматами. Какая сейчас идея фестиваля? Я не видел ни его концепции, ни сайта. Про что это? Нет даже положения о фестивале. Хочется, чтобы это был современный фестиваль, чтобы не три человека приезжали из года в год и говорили одно и то же про «акт гражданского мужества», который вам, налогоплательщикам Казани, стоит пять с половиной миллионов рублей, таков его бюджет в этом году. Нужен понятный фестиваль с понятной структурой. Нужна четно сформулированная концепция. Казань — большой, современный город, она достойна более современного фестиваля», — ответил Александр Змеул.

«Реальному времени» Змеул дал развернутое эксклюзивное интервью, оно будет опубликовано в ближайшие дни.

1/26
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров