Ксения Драгунская: «То, что современные дети не читают — миф»

Ксения Драгунская — известный писатель, автор детских и не только рассказов, сценарист, драматург, дочь Виктора Драгунского, написавшего «Денискины рассказы». В своем интервью «Реальному времени» писатель рассказывает о пользе отсутствия собеседника, нечитающих детях и водительской природе вдохновения.

— Ксения Викторовна, как вы относитесь к героям современных мультфильмов и детских книжек, ко всем этим «смешарикам» и прочим созданиям?

— Я даже не знаю, кто это такие.

— Как детская литература сегодня формирует мировоззрение детей?

— Мировоззрение детей формируется прежде всего с помощью их столкновений с окружающей действительностью. Социальное неравенство, неуважение к честному труженику, безнаказанность власть имущих — вот что влияет на мировоззрение, а не книжки никак уже. Двадцать первый век на дворе.

— А где в детских книгах должна проходить граница для недозволенных тем?

— Я заметила, что дети вообще ценят, когда с ними говорят про серьезное и про настоящее, а не сюсюкают, как с какими-то недолюдьми. Важно не то, о чем говоришь, а то, как. Да, жизнь не сахар, но все равно хороших людей больше, чем плохих, и с помощью умных, порядочных взрослых можно найти выход из любой, самой тяжелой ситуации. Про это все мои «детско-подростковые» пьесы и рассказы.

— В Европе стали выходить книги о таких персонажах как мальчик Калле, который носил розовое платье в горошек, о двух жирафах мужского пола, усыновивших крокодильчика и так далее. Как вы относитесь к подобной литературе для детей?

— Если это забавно написано, с добротой, то почему бы не дать ребенку понять, что у любви бывают всякие проявления, и надо относиться к этому без неприязни. Вообще, однополая любовь всяко лучше разнополой ненависти.

— Известная жалоба: современные дети очень мало читают и больше времени уделяют гаджетам.

— Тут только личным примером родители могут повлиять. Если в семье принято читать и говорить о прочитанном, то ребенок будет читать. То, что современные дети не читают — миф. Раньше тоже читали не все, а только некоторые. Думаю, сейчас в процентном отношении то же самое.

«Социальное неравенство, неуважение к честному труженику, безнаказанность власть имущих — вот что влияет на мировоззрение, а не книжки никак уже. Двадцать первый век на дворе». Фото adme.ru

— А ваши дети?

— Сын вырос и с интересом читает аналитическую, философскую и политическую литературу. А Пушкин? А Лермонтов? Лев Толстой? Кого ни возьми, у всех в детстве — потери родителей или их нелюбовь, одиночество, раннее осознание своей «инакости». Набоков стал крупным писателем, перенеся весь ужас разлуки с родиной, бедности, потери отца и матери. Одиночество и несчастья формируют личность. Человек в подростковом возрасте начинает изливать свои чувства на бумагу, потому что ему поговорить не с кем. Если бы со мной больше разговаривали, я бы никогда не стала сочинителем.

— Какие ваши любимые детские книги?

— Жалобные, но с хорошим концом. «Без семьи», «Маленький оборвыш», «Повесть о рыжей девочке», «Ленька Пантелеев», «Никогда не угаснет» (пионеры и беспризорники в Киеве двадцатых годов — зачитывалась), «Рыжик» Свирского.

— Не могли бы вы остановиться на проблеме — почему преподавание литературы в школе в нашей стране порождает ненависть к литературе?

— Все зависит от учителя. Если занудно, то, конечно, дети возненавидят Толстого и Чехова и даже Пушкина. То есть исчезнет важная составляющая для национальной самоидентификации.

— А что сегодня хорошего можно видеть на телевидении и в кино про школьников и для школьников?

— А разве у нас есть современное детско-подростковое кино? По-моему, оно целенаправленно уничтожено.

«Одиночество и несчастья формируют личность. Человек в подростковом возрасте начинает изливать свои чувства на бумагу, потому что ему поговорить не с кем. Если бы со мной больше разговаривали, я бы никогда не стала сочинителем». Фото ru-bykov.livejournal.com

— Вы обозначили в одном интервью свое отношение к жизни как «гибельный восторг». Чем обусловлено такое ваше мировосприятие?

— Но мы же все все равно когда-нибудь умрем. Поэтому надо жить и радоваться, наслаждаться каждой минутой, радоваться и радовать других, но помнить о неминуемой смерти.

— Что вы уже написали о деревне и провинции?

— «Ощущение бороды», «Потоп», множество рассказов — про деревню. Мне интересна деревня, потому что она мало кому интересна.

— Как проходит процесс вашей работы сегодня, в чем вы видите смысл жизни и к чему стремитесь?

— Придумываю (точнее, продумываю) я за рулем, бесцельно и беспрепятственно гоняя на машине по трассам и «грунтовкам» далеко от Москвы под любимую музыку. А пишу, естественно, дома, за столом, и очень-очень сильно сержусь, когда мне мешают. В чем смысл жизни — мне лично неизвестно. Люди нуждаются в поддержке, в ободрении. Этого ободрения они ждут и от Господа всемогущего и милосердного, и от близких, и от писателей, и от театра.

Наталия Федорова
Справка

Ксения Викторовна Драгунская — российский драматург и прозаик: сценарист, детский писатель, искусствовед. Член Русского ПЕН-центра, член Союза театральных деятелей РФ, секретарь СТД РФ (2011—2016), председатель комиссии по драматургии СТД РФ. Дочь писателя Виктора Юзефовича Драгунского. К настоящему времени написано более тридцати пьес, идущих во множестве театров России, ближнего и дальнего зарубежья и переведенных на множество языков.

ОбществоКультура

Новости партнеров