Beat Weekend в Казани: какие фильмы на фестивале стоит посмотреть и почему

В «Мире» начался показ шести документальных кинохитов о музыке и новой культуре

Накануне в Казани, наравне с 14 другими городами России, начался показ документального кино о музыке и новой культуре в рамках Beat Weekend. Основатели кинофестиваля Алена Бочарова и Кирилл Сорокин специально для читателей «Реального времени» рассказали о своих фаворитах и ответили на вопрос, почему именно на эти три фильма стоит обязательно сходить.

В Казань за документальным кино о музыке

Накануне в 15 городах России стартовал фестиваль документального кино о музыке и новой культуре Beat Weekend. Волна захватила и Казань, где с 4 по 8 октября в кинотеатре «Мир» пройдут показы шести кинохитов «отца» фестиваля — московского Beat Film Festival. Помимо этого не без помощи авиакомпании S7 Airlines в различные города нести культуру в массы отправятся кинорежиссеры, эксперты и просто небезразличные к искусству интеллектуалы. Столице республики в этом плане повезло, поскольку в ЦСК «Смена» в рамках фестиваля со своей лекций в эту пятницу выступит журналист и редактор сайта Meduza Александр Горбачев, который расскажет о том, как документальный жанр в фильмах, книгах и журналистских текстах победил художественный.

Подробнее о том, какие фильмы обязательно стоит посмотреть, рассказали «Реальному времени» основатели фестиваля Кирилл Сорокин и Алена Бочарова. Мы попросили их ответить для наших читателей на три вопроса: О чем фильм? Почему именно он попал в программу? Почему на него стоит сходить?

«Все эти бессонные ночи» Михаила Марчака

Первым в топе обязательных к просмотру стал фильм «Все эти бессонные ночи» 2016 года за авторством польского режиссера Михаила Марчака. Вот что говорят о киноработе основатели фестиваля Beat Weekend:

«Удивительно тонкий фильм про молодость и ее ощущение. Правда на экране или вымысел, вымышленные на экране персонажи или реальные — можно задаваться этими вопросами, а можно и не задаваться. Снят он амбициозным 30-летним польским режиссером, которому открыты все дороги после получения приза за режиссуру на главном фестивале независимого кино Санденс, эти летом он уже снял клип группе Radiohead, и это явно только старт его карьеры.

Посмотрите этот фильм сейчас. И тогда, когда через 10 лет он станет новым Спайком Джонзи или Терренсом Маликом (их сравнивают уже сейчас), вы сможете сказать, что видели одними из первых его ранние работы. Если вас засосала работа или домашние заботы, ваш день — это список дел и обязательств, то сходите на этот фильм и вспомните или хотя бы ощутите, каково это быть беспечным бездельником, который не спал всю ночь, а утром выполз в парк в костюме зайца, чтобы поболтать с незнакомцами через громкоговоритель».

«Когда я думаю о Германии ночью» Ромуальда Кармакара

Советуют Кирилл Сорокин и Алена Бочарова посмотреть и «Когда я думаю о Германии ночью» 2017 года, который снял немецкий режиссер Ромуальд Кармакар.

«Фильм про героев техносцены и ветеранов рейв-движения, всем из них уже под 50, и они — не только практики рейва, но и его — да-да! — теоретики. Каким механизмами рейв объединяет людей, каковы отношения с музыкой у тех, кто ее ставит сегодня, когда количество ее бесконечно — на эти вопросы герои отвечают серьезно, глядя в камеру, в далеко не рейверских интерьерах вроде яблочных садов или классических гостиных.

Режиссер фильма Ромуальд Кармакар — лицо в кинематографе не случайное, он и сам — не только практик, но и теоретик, с четко очерченными взглядами на монтаж, звук и построение кадра. Вот уже несколько лет он снимает фильмы про музыкальную сцену Берлина, его предыдущий хит — «Виллалобос» про того же Рикарда Виллалобоса — был показан на престижном фестивале в Венеции, этот — на Берлинале.

«Хайп!» Дуга Прэя

«Хайп!» Дуга Прэя вышел в прокат в 1996 году, но тем, кто его еще не смотрел — основатели фестиваля советуют исправить это упущение.

«Несмотря на то, о чем вы могли подумать из названия, этот фильм не имеет никакого отношения к баттл-рэпу, но на самом деле, здорово объясняет технологию культурного хайпа как такового, когда на волну общественного внимания вдруг попадает один феномен и раздувается до вселенских масштабов. Но вместо Оксимирона и Гнойного здесь — Курт Кобейн и Крис Корнел, и предмет хайпа двадцатилетней давности — сиэттлская волна, также известная как «грандж».

Он не начался с «Нирваны» и не закончился смертью Кобейна, и в фильме очень точно показывается, как и почему медиа сформировали эту картинку, которая жива до сих пор. Этот фильм был снят 20 лет назад известным американским режиссером Дугом Прэем и с тех пор успел стать одним из самых смешных, удивительных и откровенных фильмов, когда-либо снятых о музыке. Мы долго искали повод его показать, и вот в этом году картина отмечает свое двадцатилетие, а ее восстановленная копия снова показывается в кинотеатрах по всему миру».

От колыбели российской танцевальной сцены до house party в Иране

4 октября, в день открытия фестиваля, в Казани показали «Рейв в Иране» режиссера Сюзанн Майерс. Фильм дает зрителю заглянуть в приоткрытую дверь, в которую они могут увидеть то, как современная музыкальная культура выживает в закрытом, консервативном Иране. Кинолента повествует о жизни двух диджеев в Тегеране, которые играют хаус, постоянно проводят секретные вечеринки и советуют своим подружкам брать с собой хиджабы на случай полицейского рейда. Аналогия с приоткрытой дверью для зрителя неслучайна. Как говорится на официальном сайте фестиваля, Сюзанн Майерс снимала кино не только на камеру, но и на айфон через кармашек с дыркой, а полученный материал на флэшках прятала в нижнем белье и вывозила из страны через посредников за деньги.

Еще один фильм, приоткрывающий завесу тайны и не перестающий удивлять реальностью сложившейся ситуации, — «День независимости» Мортена Тровика и Угиса Олте. Он рассказывает о том, как провокационный словенский музыкальный коллектив Laibach, который не смог в свое время дать концерты в России, отправился выступать на День независимости в Северную Корею, став таким образом первой западной рок-группой, получившей разрешение властей дать концерт в Пхеньяне.

И напоследок, как вишенка на торте, — российский фильм Ольги Дарфи «Я — Гагарин» о колыбели российской танцевальной сцены, обосновавшейся в Санкт-Петербурге по адресу: Фонтанка, 145. Вот какой синопсис киноленты представлен на сайте фестиваля:

«Туда эта музыка пришла с Запада, здесь она прижилась и отсюда пришла в Москву в форме первого (и последнего) советского рейва «Гагарин-пати», который прошел за неделю до того, как развалился СССР. Фильм Ольги Дарфи — это очень личная история человека, ставшего очевидцем тех событий, которые уже обросли легендами и мифами. Спустя четверть века с момента запуска в российский космос рейв-ракеты Дарфи встретилась с первопроходцами этого движения, посетила руины Фонтанки и опустевший павильон «Космос» и попыталась ответить для себя на некоторые вопросы».

Все фильмы в рамках Beat Weekend в Казани будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами, которые не потребуются только для фильма «Я — Гагарин».

Мария Горожанинова
ОбществоКультура

Новости партнеров