Эльмира Зарипова, Минтруд РТ: 70% вакансий — инженеры и рабочие

70 тысяч рабочих и инженеров — такова в перспективе потребность кадрового рынка Татарстана в высокопроизводительных сотрудниках. И это только в особых экономических зонах и промышленных кластерах. Эти работодатели нуждаются в сотрудниках и готовы им платить. Как обеспечивается эта потребность, рассказала министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

— Эльмира Амировна, хотелось бы понять для начала, как обстоит ситуация на рынке труда Татарстана в целом?

— Ситуация сегодня характеризуется как умеренно стабильная. Численность рабочей силы в Татарстане — 2 млн 59 тысяч человек, из них 1,9 млн человек заняты в экономике, 69 тысяч не трудоустроены, но активно ищут работу. Это характеризует ситуацию с безработицей. Сейчас она 3,3%. Это ниже, чем в ПФО (4,5% от численности рабочей силы), и чем в России в целом (5%). Причем ситуация лучше как по общей, так и по регистрируемой безработице. Статистика по безработице в моногородах выше средней по республике. Но отрадно, что снизилась безработица среди молодежи, снизилось и среднее время поиска работы — до 4 месяцев. Порядка 5 месяцев ищут работу женщины, только вышедшие из декретного отпуска, и инвалиды. Снизилось число тех, кто уволился по собственному желанию, из чего мы делаем вывод, что этот человек, уходя из компании, уже знает, куда направляется, поэтому не встает на «биржу труда». Для нас это позитивные сигналы.

— Как много человек состоят на учете «бирж труда» и как много вакансий им предлагается?

— На «бирже» состоит чуть больше 12 тысяч человек, им предложено 37 тысяч вакансий со средней заработной платой 23 400 рублей. Наиболее востребованные вакансии — водитель автомобиля, подсобный рабочий, штукатур, уборщик, электрогазосварщик, маляр и др.

— Как вы прогнозируете изменение рынка труда через 10 и 20 лет?

— Мы делаем прогноз на 7 лет, и эти данные можно посмотреть у нас на сайте. Конечно, нужно учитывать, что наша республика — это особая структура экономики, особый уклад. К 2020 году у нас будет потребность в 30 тысячах высокопроизводительных рабочих в кластере «Иннокам», потребность Иннополиса — 13 тысяч, ТОСЭР — 10 тысяч, «Алабуги» — 16 тысяч человек. Потребность будет особенно заметна в нефтехимии, обрабатывающем производстве, строительстве, IT. Особенно в IT на стыке: с медициной, машиностроением, программной инженерией, строительством. Уже сейчас на рынке труда постоянный дефицит рабочих и инженеров. Это 70% от общего числа всех вакансий. Родителям нужно учитывать это на будущее. Численность рабочих ресурсов подвержена естественным процессам, в частности, происходит старение населения. Но все равно мы ожидаем положительную динамику.

— За счет чего это произойдет?

— В первую очередь за счет трудовой миграции. Татарстан — привлекательный регион не только в рамках ПФО, но и всей России. Плюс пенсионеры все чаще продолжают работать, зачастую не только из-за доходов, но и из-за желания быть востребованными. Одновременно на действующих производствах будут решаться вопросы роста эффективности и производительности труда, что неизменно будет сопровождается и оптимизацией численности работающих.

Поэтому своевременная переподготовка высвобождаемых работников под новые рабочие места — это тоже мера.

— Получается, основная проблема — это дефицит рабочих кадров. Какие меры предпринимаются министерством, чтобы увеличить число профессионалов этой сферы?

— Мы работаем в рамках программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014—2020 годы», которая включает в себя несколько подпрограмм, и в том числе по популяризации рабочих и инженерных профессий на 2014—2020 годы, повышение мотивации молодежи на получение профессий, востребованных в реальном секторе экономики, специальностей и обеспечение кадрами наших предприятий в полном объеме. Мы совершенствуем систему государственного заказа на подготовку кадров под потребности экономики. Для более точного плана Министерство труда, занятости и социальной защиты формирует прогноз на семь лет, что дает понимание, какие специалисты и с каким уровнем образования потребуются экономике.


Кроме того, сейчас для нас особое значение приобретает профориентационная работа. Потому что мы должны понимать, что молодежь не только должна соответствовать потребностям экономики, но и находить работу исходя из собственных характерологических особенностей, предпочтений. Работа должна быть любимой! Поэтому в этом году мы совместно с Министерством образования поставили задачу оказать профориентационные услуги всем старшеклассникам старше 14 лет. С 14 лет, потому что по административному регламенту для получения этой услуги нужен паспорт. Но мы понимаем, что эту работу нужно начинать с более раннего возраста. И если родители не против, если у ребенка у самого есть желание, если педагог видит, что ребенок созрел, мы начинаем эту профориентационную работу.

— Ее проводят учителя школ?

— Основную работу проделывают специалисты центров занятости. Эта работа включает в себя тестирование для определения наклонностей, знакомство с миром профессий, исходя из результата, и главное — предложение, где можно получить эту профессию. Ребенок знакомится с этим перечнем, приобретает элементарные навыки в том или ином деле. Не просто информирование, но и выдача заключения о том, как получить профессию. Но часть профориентационной работы дают детям и в школах.

— Это какие-то типовые программы профориентирования?

— Нет, самые разные. Начиная с 2014 года мы реализуем 39 проектов: в Казани, Азнакаево, Альметьевске, Бугульме, Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске, Нурлате, Аксубаевском, Апастовском, Арском, Кукморском, Мамадышском, Мензелинском, Муслюмовском, Пестречинском, Сабинском районах. Каждый проект разрабатывается с учетом специфики конкретных потребностей работодателей района. Например, очень мощный проект работает в Елабуге, «заточенный» под нужды ОЭЗ «Алабуга», — это профориентационный кинотеатр «Ориентир», куда приходят от дошкольников до выпускников школ. Ребята смотрят фильмы о профессиях, старшеклассники затем идут на экскурсии вместе с родителями на предприятия «Алабуги». В итоге не только дети, но и их родители видят, какие профессии есть в особой экономической зоне, где будет работать ребенок, каким будет его рабочее место, какая заработная плата и социальные гарантии его ждут.

Проекты «агрокласс» работают в Сабинском, Пестречинском районах. Мы реализуем их совместно с центрами занятости, сельхозпредприятиями и Аграрным молодежным объединением. Мы сняли видеоролики, в которых молодые люди, которые уже реализовались в сельхозработе, в доступной форме рассказывают, сколько же они зарабатывают, на какой технике работают, как складывается их рабочий день, говорят о своих планах. Эти ролики можно найти на YouTube. Также проводятся профориентационные тренинги, работают профессиональные психологи, которые повышают мотивацию школьников к сельхозтруду. По этому проекту мы охватили порядка 10 тысяч детей. «Введение в профессию» — это комплексная услуга, которая включает и профориентацию, и основы профессиональной подготовки. То есть не просто познакомились и посмотрели со стороны, но и сами получили профессиональные навыки и компетенции. Это метод проб, который очень актуален во всем мире. Здесь мы плотно работаем с техникумами, колледжами, используя их ресурсную базу, привлекая преподавателей.

— Навыки каких конкретных профессий школьники могут получить?

— Самых разных. Например, токаря, фрезеровщика, слесаря механосборочных работ и других — этому обучались школьники в Елабуге на базе предприятий «Алабуги». Школьники Казани, Елабуги, Нижнекамска, Высокогорского, Азнакаевского районов обучились азам профессии монтажника радиоэлектронной аппаратуры. Этот проект мы реализовывали совместно с заводом «Радиоприбор» на базе Казанского радиомеханического колледжа. Заводу нужны хорошие сотрудники, чтобы он отобрал их, обучил. Кто-то из тех, кто прошел обучение, действительно пошел работать, кто-то не выбрал эту профессию. Но все равно это информация для работодателя, он увидит, что нужно доработать, «докрутить», чтобы сотрудники пришли к нему работать. Кроме введения в профессию, по предложению президента Рустама Минниханова начинаем работу по введению в основы бизнеса, чтобы ребята понимали основы налогового законодательства, социального законодательства. В прошлом году мы охватили 100 школьников, в этом году мы охватили уже 300. Причем работа ведется не только в крупных городах, но и в сельскохозяйственных районах.

— Какова доля охваченных программой старшеклассников?

— Мы начинали с 40% и довели эту цифру до 70%. Но задача стоит обеспечить 100%-ный охват по итогам 2017—2018 годов.

— Вы сказали, что есть проекты и для школьников младше 14 лет. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Работа с учениками 1—4-х классов — это очень большой блок нашей работы. Здесь знакомство с профессиями в игровой форме, познавательные мультфильмы, творческие занятия по кругу профессий, знакомство с трудовой деятельностью взрослых, приобщение к миру профессий. Мы считаем, что это и воспитательная работа, которая формирует уважение к труду, и поднятие престижа рабочих профессий.

— Как много татарстанцев охвачено профориентационной работой?

— Только в 2016 году через центры занятости по профориентационной работе прошло 74,3 тысячи человек. Причем это не только школьники. 46,6 тысячи человек (то есть почти 63%) — это молодежь в возрасте до 29 лет, школьников — 34,5 тыс. чел. (46,4%). За 8 месяцев 2017 года данную услугу получили 42,5 тыс. чел., в том числе учащиеся в возрасте 14—17 лет — 21,2 тыс. чел. (49,9%).

«Готовы платить и 70, и 150. Только некому»

— У вашего министерства также есть функция соцзащиты. Воспитанники приютов и детдомов охвачены профориентационной работой?

— Для нас это очень важная работа. Если родители этих детей не смогли дать элементарные основы воспитания, заботы, государство заменяет им маму и папу. И нам важно этим детям нарисовать горизонт жизненных перспектив. Среди этих детей очень много подростков от 14 лет, они стоят перед выбором профессии, но при этом зачастую не могут обслужить себя. Поэтому наша задача обеспечить ребенку понимание, на кого он выучится, сколько будет зарабатывать, где получит образование. В этом году мы очень плотно работали с работодателями, 287 воспитанников получили профориентационную услугу.

— Это прямо индивидуальная, адресная работа?

— Да, это так. Потому что у обычных детей всегда есть советчики в виде родителей, которые буквально за руку приводят ребенка на экзамен в вуз. У воспитанников приюта такого нет. В работе мы очень активно используем интернет-ресурсы: Справочник профессий — очень добротный инструмент, который рассказывает о том, какие компетенции ты должен развивать при выборе конкретной профессии, о том, где можно получить эти профессии не только в Татарстане, но и по всей России, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Наши специалисты сами активно пользуются этим ресурсом, и мы советуем и родителям использовать его. С этого справочника можно выйти на сайт «Работа в России». Ты видишь профессиограмму: что ты должен уметь, какие качества развивать и где получить профессию, а потом можно перейти на сайт «Работа в России», чтобы посмотреть, а где же ты можешь работать, какой у тебя будет уровень зарплаты на Дальнем Востоке, какой — в Сибири, какой — в центральной части России.

— Вы измеряете эффективность программ в основном охватом?

— В первую очередь да. Кроме того, мы определяем долю выпускников, трудоустроенных в первый год после выпуска. Мы видим, что 75% выпускников вузов трудоустраиваются, техникумов и колледжей — до 60%. Доля безработных выпускников — тоже показатель, она всего 1%. Правда, проблема в том, что они не идут работать по специальности. Какая у нас потребность в педагогах?! А ведь выпускников достаточно. Конечно, в первые годы обучения студенты еще не представляют, каков адекватный уровень зарплаты. Я спрашивала на «Лиге студентов»: какую зарплату вы для себя видите? Они говорят: 70 тысяч. Но у нас средняя зарплата по республике 31,4 тысячи рублей. Правда, на старших курсах к студентам все-таки приходит понимание, что адекватное зарплатное ожидание — 20—25 тысяч рублей.

— Только ведь никому не хочется работать за 25 тысяч рублей. Главное знать, что есть перспективы.

— Конечно, мы объясняем, что ты будешь зарабатывать 70 тысяч, если будешь высококвалифицированным специалистом. Электрогазосварщики получают до 140—150 тысяч. У нас на сайте «Работа в России» висят вакансии по 2—3 месяца, потому что нет специалистов высокого уровня, хотя работодатели нуждаются в них и готовы платить!

— А в Татарстане достаточно учебных заведений, чтобы получить современные профессии и стать специалистом высокого уровня?

— Конечно! В Татарстане обширная сеть различных учебных заведений — колледжей и техникумов. Мы считаем, что это оптимальный путь для молодого человека, чтобы получить рабочую профессию, востребованную рынком. Но кроме того, мы переобучаем и безработных граждан, если видим, что его компетенции не соответствуют тому уровню, что ждет работодатель. Поэтому, если ты действительно настроен хорошо работать, будет и работа, и достойный уровень оплаты труда.

Материал подготовлен при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Интернет-газета «Реальное время»
ОбществоВластьБизнесУслуги

Новости партнеров