«Науруз-2015»: 367 участников, 17 спектаклей и поиски вектора развития

На пять дней Казань становится центром театрального мира тюркоязычных стран. Столица Татарстана принимает ХII международный фестиваль «Науруз», спектакли которого можно будет видеть практически на всех театральных площадках города. Подробности проведения фестиваля узнавала корреспондент «Реального времени», побывавшая накануне на пресс-конференции в ТГАТ им. Г. Камала.

«Многим отказали, но не по экономическим причинам»

Старт фестивалю был дан накануне в ходе пресс-конференции. Ее открыл художественный руководитель «Науруза», главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев.

«Мы многим театрам отказали в этом году, но причины, как некоторые ошибочно полагают, совсем не экономические. Мы просто ужесточили художественный отбор спектаклей. На фестивале ведь надо не просто сыграть спектакль, а дать какой-то импульс развития, показать перспективу. «Науруз» — это точка, в которой решаются многие проблемы тюркоязычного театра», — рассказал Фарид Рафкатович.

В рамках фестиваля будет работать коллегия критиков, которую возглавляет, пожалуй, один из самых авторитетных шекспироведов Европы, профессор ГИТИСа Алексей Бартошевич. Запланирована итоговая научно-практическая конференция и ежедневные обсуждения спектаклей после их показа.

«Когда распадался СССР и был упразднен Союз театральных деятелей СССР, представители разных республик клялись друг другу, что хотя жить теперь мы будем в разных странах, но единое театральное пространство сохраним. Не совсем это получилось. Такие фестивали, как «Науруз», как раз помогают такому общению. Потому что жить в замкнутом пространстве — это верная погибель театра. У «Науруза» есть своя концепция, это не сборная солянка, а фестиваль с целостной идеей», — пояснил собравшимся Алексей Бартошевич.

С этого года на «Наурузе» есть некое новшество: теперь на каждом фестивале будет «главный герой» — какая-то страна из числа участниц. В этом году это Казахстан. Национальному театру Казахстана недавно исполнилось 90 лет. В этой стране 55 театров, 23 из них казахские, кроме них, здесь работают узбекские театры, немецкие, уйгурские, русские, корейские. Все они играют спектакли на своих родных языках. Кстати, непоколебимый закон для участников «Науруза» — все спектакли играются на национальных языках.

«Мы воспринимаем «Науруз» не просто как фестиваль, а как большую творческую лабораторию, надеемся, что здесь мы сможем обсудить болевые точки театров тюркоязычных стран», — рассказала Сания Кабдиева, кандидат искусствоведения из Алматы, член коллегии критиков фестиваля.

Из сорока заявок «добро» получили только семнадцать

О желании приехать в Казань на «Науруз» заявили 40 театров. В результате приглашение получили только 17. В фестивальной афише сейчас 6 стран, 367 участников и 17 спектаклей, которые можно будет посмотреть в течение пяти дней. Они пройдут на сценах Качаловского и Камаловского театров, театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, ТЮЗа и театра «Экият». Цены на билеты — самые демократические и начинаются от ста рублей. Если говорить о бюджете «Науруза», то он традиционен для фестивалей, проводимых в республике, и составляет 7 млн рублей.

Что касается фестивальной афиши, то зрители накануне уже познакомились с постановкой академического театра им. Ауэзова из Алматы. Театр привез в Казань эпос «Легенда о Коркуте», поставленный литовским режиссером Вайткусом. С легкой руки Эдмундаса Някрошюса и Римаса Туминаса литовская режиссура сейчас в авангарде.

К любопытным фестивальным постановкам можно отнести спектакль из Якутии «Тиит»: постановщик Сергей Потапов, взяв за основу трагедию Шекспира «Тит Андроник», увидел в ней отблески образов короля Лира, Гамлета и даже Отелло. А еще у него возникли аллюзии с… фильмами Квентина Тарантино.

Еще одна шекспировская пьеса в современной интерпретации — комедия «Укрощение строптивой», которую покажет театр из Астаны. Постановщик уделил внимание блестящим диалогам персонажей, но упор сделал на пластическое решение спектакля, в котором есть даже элементы циркового шоу. Уж не конкурентов ли «Цирка дю Солей» мы увидим?

Кстати, шекспировские постановки на этом не исчерпываются: камаловцы, например, покажут свою версию «Ричарда III» в трактовке режиссера Ильгиза Зайниева. Такое внимание к пьесам Шекспира очень обрадовало Алексея Бартошевича: известному шекспироведу интересно узнать, какими предстанут герои Шекспира в спектаклях тюркоязычных театров.

Любопытный спектакль приехал из Казахстана. Он называется «Цунами», в его основе новелла Цвейга «Амок», рассказ Мухмара Ауэзова «Красавица в трауре» и документальные материалы о цунами в Японии в 2011 году. Жанр спектакля необычен и обозначен его создателями как «спектакль-эссе».

Впрочем, перечень интересных постановок названными не исчерпывается. «Науруз» — это всегда возможность увидеть яркие спектакли, созданные в театрах тюркского мира. Завершится фестиваль итоговой международной конференцией «Вектор развития театра: Европа-Азия».

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров