Дорогое УДОвольствие: в Татарстане досудили экс-начальников менделеевской колонии

Суд отправил за решетку полковника и двух подполковников за превышения и взятки, оправдав их по самым крупным эпизодам

Первое дело УФСИН Татарстана дошло до приговора. Менделеевскому райсуду понадобилось больше года, чтобы разобраться в коррупционном конвейере с получением свиданий, запрещенных предметов и характеристик по УДО за неофициальную спонсорскую помощь. Итог — оправдание по 20 эпизодам и прекращение еще десятка за сроком давности. Трое из шести подсудимых были освобождены прямо в зале суда, тогда как двум бывшим заместителям начальника ИК-10 суд определил свыше 7 лет «строгача», а их бывшему шефу — 2 года и 3 месяца колонии. Как выяснило «Реальное время», званий полковника и подполковников никто не лишал.

Досудебщик уже сидит

Именно с дела о коррупции в менделеевской колонии №10 начались «чистки» в УФСИН Татарстана. Первые материалы Следком по РТ возбудил еще в мае 2014-го в отношении начальника отдела по воспитательной работе с осужденными Виталия Рябова и заместителя начальника колонии по воспитательной работе подполковника Родиона Камашева. Оба были арестованы.

В декабре того же года под домашний арест попал директор режимного профучилища Валерий Вошенков, а спустя три месяца арестовали замначальника колонии — начальника отдела охраны подполковника Руслана Юсупова и начальника участка центра трудовой адаптации осужденных капитана внутренней службы Рустама Сиразетдинова. В июне 2015-го список арестантов пополнили бывший начальник ИК-10 полковник Фаиль Каримов, а также начальник отряда ИК-10 старший лейтенант Альфред Галямов.

В 2015 году Рябов заключил досудебное соглашение с зампрокурора Татарстана и дал изобличающие показания против бывших коллег. С его слов выходило, что при содействии руководства УФСИН и на фоне нехватки бюджетного финансирования в колонии сложилась целая преступная организация по сбору взяток с осужденных и их родственников на систематической основе. Рябов сообщал: на ремонт колонии шла лишь часть денег, еще часть якобы «перечислялась в «общак» колонии так называемым блатным осужденным — для поддержания спокойствия и порядка в учреждении», а остальным начальники распоряжались по своему усмотрению. Досудебщик признался, что из-за «психического давления начальников Каримова и Юсупова» сам получал деньги от осужденных и передавал их руководству. За что в марте 2016-го получил 4 года и 2 месяца колонии, и в том приговоре фигурировали взятки на общую сумму 3 млн рублей.

На УДО за взятку

В материалах дела начальников фигурировали взятки 2013—2014 годов в размере от 3 до 810 тысяч рублей. Забегая вперед, отметим, что самые крупные из них суд счел недоказанными. Так же, как само существование в менделеевской колонии организованной преступной группы сотрудников. Однако суд установил, что стараниями офицеров свободу досрочно получили несколько зэков. В их числе некий Абдулганиев, который, имея за плечами семь поощрений и два дисциплинарных взыскания, трижды подавал в суд ходатайства об УДО и получал отказы. Освободил его суд лишь 6 февраля 2014-го — через 3 дня после того, как брат Абдулганиева перевел 150 тысяч рублей на карту, находившуюся у Рябова. Рябов дал показания, что 110 тысяч отдал замначальника колонии Юсупову, остальное оставил себе.

Меньше повезло осужденному Бузову, супруга которого, как установил суд, заплатила 5 тысяч рублей за длительное свидание с мужей и купила для общежития колонии 18 окон с доставкой за 127 тысяч. Свидание состоялось, а вот три снятых «за благотворительность» взыскания не помогли Бузову повлиять на решение суда по УДО. Тут больше повезло осужденному Габидуллину, у которого за плечами было аж 11 дисциплинарных взысканий! Однако с мая по июнь 2014-го приказами начальника колонии четыре выговора были сняты, а в августе Габидуллина поощрили благодарностью и составили положительную характеристику, благодаря чему он был освобожден.

Как установил суд, за теми приказами и благодарностью стояли 30 тысяч рублей, перечисленные в интересах Габидуллина в счет оплаты стройматериалов для колонии на счет ИП Гарифуллиной, владелицы менделеевского магазина «1000 мелочей». Кстати, всего за несколько месяцев из этого магазина отгрузили товар для колонии на 325 тысяч рублей, причем частные платежи по заказам колонии шли даже из Тульской области и Краснодарского края.

Авансы от Аванесяна и откупные за прогулы

Единой для всех «таксы» на содействие УДО в колонии, похоже, не было — брали с кого сколько можно, в деле фигурируют суммы, начиная с 9 тысяч рублей. А вот длительные свидания стандартно «продавались» тысяч за 5, причем, если верить показаниям осужденных, — некоторые зэки за мзду могли уединиться не только с законными супругами, что вообще-то правилами запрещено. Еще одна стандартная такса — 5 тысяч рублей — за доставку в колонию мобильника с подключенной сим-картой. За сколько доставляли наркотики и водку — зэки не распространялись.

В самую крупную взятку в этом деле — 810 тысяч рублей через посредников путем перечисления ИП Гарифуллиной, а также на банковские карты и мобильники — суд не поверил. Посчитал, что следствием не представлены доказательства того, что таковые деньги вообще поступали от некоего Аванесяна за общее покровительство и попустительство с непривлечением к ответственности «за незначительные нарушения дисциплины». Впрочем, в деле есть показания сотрудников колонии о том, что Аванесян действительно пользовался покровительством замначальника колонии Юсупова и постоянно проживал на особых условиях на территории санчасти. На особом положении у начальства был и «смотрящий за зоной» Гиздатуллин, который, если верить сотрудникам УФСИН по РТ, мог спокойно ходить по колонии пьяным.

Любопытно, что тот же Аванесян и еще несколько зэков сообщали, что поборы на стройку и иные нужды колонии были еще в 2012-м году, когда «хозяином» этой зоны был ныне покойный Азфар Кадиров. Если верить досудебщику Виталию Рябову, взятки в ИК-10 давали даже сотрудники! Откупались, например, за прогулы, за невыезд на стрельбы. Впрочем, заявителей по таким фактам не нашлось, и следствие ими не занималось. Так же, как историями вывоза «зоновской» сувенирной продукции на продажу.

За оправданными признано право на реабилитацию

В получении взяток никто из подсудимых (за исключением уже осужденного Рябова) не признался. Граждане начальники частично повинились лишь в том, что не должным образом оформляли и расходовали поступления в колонию от спонсоров. Часть эпизодов они наотрез отрицали. К слову, и некоторые зэки, ранее заявлявшие о взятках, в суде не смогли, а может, не захотели подтверждать эти показания. Один так вообще сказал, что давал «гражданину начальнику» — Рябову, в долг 150 тысяч и через месяц получил свои деньги назад.

В прениях гособвинитель запрашивал для всех шестерых реальные сроки — от 8 до 12 лет колонии со штрафами (экс-начальнику Каримову — «десятку»). Однако судья Рафис Ахметшин с этим не согласился. Согласно приговору, обвиняемые были оправданы примерно по тридцати эпизодам со взятками и превышениями должностных полномочий. Еще часть эпизодов квалифицировал по ч. 1 ст. 291.2 (получение взятки через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей) и прекратил за истечением срока давности.

В результате подсудимый Рустам Сиразетдинов был освобожден из «клетки» в зале суда — его оправдали вчистую: суд счел недоказанными все пять вменявшихся ему взяток и одно превышение должностных полномочий. Валерий Вошенков был освобожден от наказания за сроком давности по трем эпизодам мелких взяток и оправдан по пяти другим, домашний арест с него сняли. Альфреда Галямова суд оправдал по трем эпизодам, но назначил наказание в 2 года и 3 месяца колонии за доказанный факт превышения и освободил в зале суда, поскольку этот срок Галямов уже отсидел. За всеми оправданными признано право на реабилитацию.

Гражданину экс-начальнику посадка не грозит?

Экс-начальник колонии, а ныне пенсионер ФСИН Фаиль Каримов был оправдан по 10 эпизодам взяток, но осужден за четыре факта превышения должностных полномочий (в их числе эпизоды с окнами Бузова и поощрениями Габидуллина). Согласно приговору, действия Каримова «привели к подрыву авторитета органов ФСИН и государства в целом», и его исправление, а также восстановление социальной справедливости возможно лишь в условиях несвободы. Впрочем, срок наказания для полковника внутренней службы определили всего 2 года 4 месяца колонии-поселения, причем оставили до вступления приговора в силу под домашним арестом (меру пресечения Каримову смягчили еще в сентябре 2016-го). Впрочем, шансы вернуть бывшего «гражданина начальника» за решетку невелики, если приговор не будет оспорен: срок наказания Каримова истекает 2 октября 2017 года.

А вот подполковникам Родиону Камашеву и Руслану Юсупову дали реальные сроки колонии-поселения. Первому за три превышения и две взятки — 7 лет и 2 месяца, второму — на четыре месяца больше за пять взяток и два превышения. Как сообщили «Реальному времени» в Менделеевском райсуде, приговор был оглашен 11 сентября и пока ни одной из сторон не оспорен. Впрочем, в прокуратуре РТ уверяют: апелляционное представление будет подано со дня на день.

Как выяснило «Реальное время», райсуд снял арест с имущества осужденных и оправданных, поскольку гражданские иски о компенсации никто не подавал, а наказание в виде штрафа к ним не применялось. Отметим, что у получивших самые большие сроки — Камашева и Юсупова — собственности почти и не было: у первого — треть доли в менделеевской квартире, у второго лишь автомобиль «Форд Мондео» 2013 года выпуска. Самым состоятельным является бывший начальник колонии — следствие арестовало и «Ниву» (2012 г.в.), и КАМАЗ (1994 г.в.), и прицеп, а еще четыре земельных участка площадью свыше 4 тысяч «квадратов» в Мамадыше и Пестречинском районе, квартиру в Казани и здание котельной в Мамадыше. Интересно, каким образом коммунальная собственность попала в руки офицера ФСИН?

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Происшествия

Новости партнеров