«Их нравы»: как турецкие султаны превратились в ювелиров
Ювелирное дело в Османской империи
Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о ювелирном деле в Османской империи.
Султаны-ювелиры
Пожалуй, одним из самых любимых и поддерживаемых султанами Османской империи видом искусства, было ювелирное дело. Будучи членами императорской семьи, Явуз Султан Селим и Сулейман Великолепный (Кануни) даже обучались ювелирному делу в Трабзоне.
Конечно же, средоточием многих видов искусств и ремесел был султанский дворец, где представители разных ремесел, таких как миниатюра, работа с фарфором, резьба по дереву и слоновой кости, обработка кожи, архитектура, каллиграфия, оружейное и ювелирное дело, были объединены в одну организацию, именуемую «Эхли Хиреф» (дословно — владеющие ремеслом). Работы этих мастеров часто выходили за пределы дворца, распространялись по всей империи и представляли собой некое целостное полотно искусств Великой Порты.
Ислам не запрещал использование драгоценных камней и разработку рудников по их добыче, однако порицал чрезмерность в использовании драгоценностей. По этой причине, в отличие от других цивилизаций, некогда проживавших на территории Анатолии, во дворце султана вместо посуды и приборов из золота стали отдавать предпочтение изделиям из серебра и томпака (сплав, состоящий на 80 процентов из меди и на 20 процентов из цинка). А в ювелирных изделиях к использованию золота относились с большим пиететом.
Ювелиры его величества
Самыми распространенными дворцовыми ювелирными изделиями являются «соргуч» — подвеска из драгоценных камней, которая была частью тюрбана султана и визирей; гребень; «зюлюфлюк» — украшение для локонов; «герданлык» — ожерелье, состоящее из драгоценных камней или золотых монет; иголки; заколки; серьги; «челенк» — женский вариант соргуча; ручные и ножные браслеты; кольца, печатки; «зехгир» — специальное кольцо, предназначенное для стрельбы из лука; цепочки, часы, пояса, цепи для мечей; и многое другое.
Довольно широкой была и география ювелирных мастерских Османской империи. Кроме самого Стамбула они располагались в Диярбакыре, Гюмюшхане, Эрзуруме, Самсуне, Трабзоне, Мардине, Битлисе, Ване, Алепо, Дамаске, на Кипре и Румели. Наиболее искусных мастеров приглашали на работу во дворец. После иранского похода Явуз Султан Селима, во дворце появляются мастера из Герата и Тебриза. Кроме мастеров мусульман во дворце также трудились русские, армянские, албанские, черкесские и грузинские мастера. Все они участвовали в изготовлении украшений, которые затем в качестве подарков отправлялись в различные страны Европы и Азии, а ныне являются жемчужинами коллекций именитых музеев. А вот торговлей ювелирными изделиями по традиции больше занимались евреи.
Любимые камни османского двора
Одними из самых любимых материалов для изготовления ювелирных изделий были рубины, яшма, изумруд, агат, жемчуг, перламутр, бирюза, сапфиры и алмазы. По этой причине дворцовые украшения имели обширную цветовую палитру. Мастерам, занимающимся различными материалами, давались различные имена. Так, например, те, кто занимались изготовлением украшений из золота, назывались «зергеран»; тех, кто занимался интарсией полудрагоценных камней, называли «зернишани»; мастера, занимающиеся обработкой камней, назывались «хаккакан», а полировщики — «фояген». Налицо, преобладание персидских наименований обладателей данных профессий. А в современной Турции, всех причастных к торговле и изготовлению ювелирных украшений из золота и серебра называют «куйумджу».
В украшениях раннего периода Османской империи в основном преобладают натуральные, практически не обработанные камни, которые называются «кабошан». С развитием технологий по обработке камня люди начинают отдавать предпочтение украшениям с обработанными драгоценными камнями, которые уже имеют правильную форму.
При детальном рассмотрении османских ювелирных изделий, можно заметить, что во время изготовления применялось смешение таких ювелирных техник, как инкрустация, чернение, филигрань, матирование, эмалирование и т. д. Во многих изделиях преобладал растительный узор, также предпочтение отдавалось изображению полумесяца и звезды.
Стоит отметить, что по украшению можно было судить о социальном статусе его обладателя. Кроме того, в Османской империи существовал закон, предписывающий ношение определенной одежды и атрибутики для придворных разных сословий, ученых, религиозных деятелей и обладателей различных профессий. Однако об этом и многом другом можно будет узнать из следующих публикаций.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.
- Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
- В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
- В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
- Участник этнографических экспедиций.
- Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
- Владеет английским, турецким и казахским языками.