Выборы у соседей: губернаторы Кировской области, Марий Эл и Удмуртии избавились от приставки «врио»

Как получить синдром завышенных ожиданий населения при низкой явке

Накануне, в единый день голосования, сразу в трех соседних с Татарстаном регионах выбирали главу субъекта — в Кировской области, Республике Марий Эл и Удмуртии. Во всех предсказуемо победили врио губернаторов, трудящиеся на своих временных должностях от пяти месяцев до года с небольшим. «Реальное время» спросило у местных экспертов, что, помимо материализовавшегося «запроса на перемены», показали выборы 10 сентября на их территориях.

«Явка упала катастрофически»

На пост высшего должностного лица Кировской области, помимо врио губернатора Игоря Васильева (и бывшего руководителя Росреестра), представлявшего «Единую Россию», претендовали три кандидата: Сергей Мамаев от КПРФ (набрал 19% голосов), «коммунист России» Николай Барсуков (4,3%) и элдэпээровец Кирилл Черкасов (10%).

Васильев, рулящий областью с конца июля 2016 года, ввел в регионе режим жесткой экономии, увеличил собираемость налогов и «практически завершил», как сообщает сегодня пресс-центр правительства Кировской области, разработку «комплексной стратегии развития региона» на ближайшие годы. Благодаря этому он заработал вполне удовлетворительные для региона 64% при, однако, довольно скромной явке избирателей — 30,4%.

Именно на слабый показатель явки указал в разговоре с корреспондентом «Реального времени» генеральный директор компании «Вятка-уголь», бывший депутат Законодательного собрания области от КПРФ Дмитрий Русских:

— За последние 5—6 лет она упала катастрофически, особенно в городе Кирове. Вчера она была ниже, чем на выборах в Заксобрание области и Госдуму РФ в 2016 году, чем на выборах в гордуму в 2012 году. Это говорит о том, что избиратели, к сожалению, теряют интерес к выборам, а недоверие к этому инструменту, напротив, растет. Причем настолько, что уже возникает вопрос, насколько вообще нужны выборы, особенно губернаторские. Народ понимает, что победитель предопределен и вариантов борьбы просто нет.

Причем, по словам Русских, если раньше низкая явка помогала партии власти (такой явкой проще управлять), то на этот раз и она на параллельных губернаторским выборах в Кировскую гордуму не выручила — из пришедших на выборы за ЕР отдали свои голоса всего 36%. При этом за ЛДПР проголосовали 21,6% кировчан, за «Справедливую Россию» — 20%, за КПРФ — 13%. Единороссы, правда, доминируют в одномандатных округах, где они забрали 16 мандатов из 18-ти.

Что касается нарушений, то эта кампания, по наблюдению эксперта, была одной из самых спокойных:

— По крайней мере, грубых нарушений я не заметил. Не было «чернухи», не было и подкупа избирателей прямо на избирательных участках, как в 2012 году. Все прошло на удивление спокойно.

«Результат обескуражил»

Александр Евстифеев набрал в Марий Эл оглушительные 88,3% голосов (каждый из трех его соперников получил не более 5%). Бывший председатель Арбитражного суда Московской области, работающий врио главы Марийской республики с апреля этого года, некоторым образом рискует, как и, например, действующий глава Мордовии Владимир Волков с его еще более внушительными 89,2% голосов: все-таки властная вертикаль предполагает, что человек, находящийся на ее вершине, пользуется наибольшей любовью избирателя. Соответственно, главы регионов, победившие 10 сентября за явным преимуществом, должны будут в марте 2018-го кровь из носу обеспечить на своей территории Владимиру Путину (если это будет он) совсем уже неприличные «90+».

— Результат Евстифеева в 88%, мягко говоря, обескуражил, — сообщил «Реальному времени» политолог из Йошкар-Олы Константин Строкин. — Оппозиция банально не пошла на выборы. Просто проигнорировала и «проголосовала ногами». С другой стороны — а с чем или с кем было бороться по существу? Александр Александрович [Евстифеев] иногда сам напоминал оппозицию: критиковал положение вещей, честно признавал проблемы и увольнял засидевшихся. Правда, увольнений выстрелило маловато.

Понятно, что такой уровень поддержки, заработанный всего за пять месяцев (ранее Евстифеева в Марий Эл не знали), развязывает новоизбранному главе руки и в кадровых, и в административных решениях.

— Лишь бы такие аховые результаты не послужили базисом для вялотекущего роста авторитаризма, — говорит Строкин. — Очередной волюнтаризм наша республика просто не выдержит. А народ сейчас ждет «продолжения банкета». Прозвучало много резких слов и обещаний. Остается надеяться, что это не использовалось как предвыборный ход ради отражения пожеланий жителей Марий Эл. Люди остро ориентируются на кадровые и прочие преобразования, и если обозначенного они не увидят, они могут быстро разочароваться.

Явка в Марий Эл оказалась выше среднероссийской — 43—44%, и, по словам собеседника издания, была ожидаема многими экспертами.

Перезагрузка и карт-бланш

Врио главы Удмуртии Александр Бречалов выиграл выборы, набрав «конституционное большинство» голосов — 78,2%. У ближайшего преследователя — кандидата от КПРФ Владимира Бодрова — всего 8,7%.

Напомним, Удмуртия, в отличие от Кировской области и Марий Эл, получила в апреле этого года врио принципиально нового образца — не номенклатурного деятеля, а «драйвера перемен».

— Бречалов начал перезагрузку системы управления в республике, делая упор на привлечение инвестиций, — объясняет еще один отличный для «варяга» результат главный редактор ИА «Сусанин» (Ижевск) Дарья Саушина. — Жители поверили, что он может изменить их жизнь, как бы пафосно это не звучало. У него сейчас карт-бланш. Не знаю, придерживал ли он свой рейтинг, имея в виду президентские выборы следующего года, но если это так, то реальный показатель доверия стремится к бесконечности.

Сами выборы в Удмуртии, по словам эксперта, прошли очень спокойно и даже «скучно». Явка при этом оказалась ниже, чем ожидалось, — она не дотянула до 35%. Было всего несколько жалоб в ЦИК, но все они касались выборов не главы региона, а депутатов Госсовета, которых также выбирали вчера. На этих выборах «Единая Россия» получила 63,2% голосов, КПРФ — 15%, ЛДПР — 9%, «Справедливая Россия» — 6,6%. Еще более тотальным преимущество единороссов было в одномандатных округах — они получили 24 мандата из 30.

Напомним также, что вчера в десяти муниципальных советах московских районов достаточно неожиданно победили кандидаты от объединенной оппозиции. Всего, по предварительным данным, оппозиция получила 141 место в 37 районах. На выборы при этом пришли всего около 15 процентов избирателей (антирекорд для столицы).

Вчера же состоялись дополнительные муниципальные выборы в некоторых районах Татарстана. Кандидаты от «Единой России» получили на них 119 депутатских мандатов из 154. Пять мандатов взяла КПРФ, по четыре — ЛДПР, «Коммунисты России» и «Справедливая Россия». Из числа баллотировавшихся в порядке самовыдвижения было избрано 9 депутатов. Глава КПРФ в Татарстане Хафиз Миргалимов направил две жалобы в ЦИК республики о подкупе избирателей хлебом во время проведения дополнительных выборов в горсовет Нижнекамска.

  • Михаил Нейжмаков

    Михаил Нейжмаков политолог, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

    Губернаторские кампании в Кировской области, Марий Эл и Удмуртии прошли по разным сценариям. В Марий Эл — наибольшая (из трех названных регионов) степень консолидации элит вокруг главы республики, по крайней мере, на данном этапе. Не стоит напоминать, что среди кандидатов в члены Совета Федерации, шедших на выборы в связке с Александром Евстифеевым, шел и депутат Госдумы РФ от КПРФ Сергей Казанков. В Удмуртии в губернаторской гонке участие приняли кандидаты ото всех парламентских партий и одной непарламентской (Компартии социальной справедливости), но объектами их критики был в основном не Александр Бречалов, а фигуры муниципального уровня. Наиболее конфликтной из трех регионов была кампания в Кировской области. Кандидат от КПРФ Сергей Мамаев был жестким критиком победителя гонки Игоря Васильева еще до старта кампании.

    В целом губернаторская кампания не так сильно влияет на устойчивость положения того или иного главы региона в будущем. Хотя, конечно, уверенный результат на выборах — это лучшие стартовые позиции, чем, предположим, итоги кампании «на грани второго тура». Здесь важно, насколько конкретный губернатор сможет выстроить рабочие отношения с региональными элитами в дальнейшем и, конечно, насколько он сохранит доверие центра.

  • ​Александр Балицкий

    ​Александр Балицкий политолог (Ижевск)

    Отличительной чертой предвыборной кампании в Удмуртии кампании стал ее исключительно спокойный характер и отсутствие традиционного борьбизма. Причин тому несколько. Во-первых, появившийся после достаточно скандальной истории смены предшественника, новый глава (теперь уже официально провозглашенный победителем) задал тон первичности обновления республики и вторичности выборов в ней. Такой пафос лишил его политических оппонентов возможности прибегнуть к традиционной предвыборной тактике партий — жесткой критике партийной программы. Ее у фаворита попросту не было! Во-вторых, все четыре партии-оппонента, погрязнув во внутрипартийных распрях, смене лидеров, так и не сумели предложить ярких, сочных, подчас эпатажных и скандальных фигур. В итоге отсутствие «зрелищ» в сочетании с ощущением очевидности результатов выборов побудили избирателя остаться дома. Явка в итоге оказалась 35%, а никак не предполагавшиеся 40-45%. Нет скандалов, нет интриги, нет ярких и харизматичных лидеров — нет и впечатляющей явки!

Рустем Шакиров

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВласть

Новости партнеров