Национальное кино на Казанском кинофестивале: предложение сделать квоту и фильм за 6 тысяч рублей
Накануне в пресс-центре Казанского международного фестиваля мусульманского кино прошла встреча журналистов с создателями лент, представленных в номинации «Татарстанское кино». Молодые и не очень создатели фильмов, рассказавшие о своих работах, вели разговор и о том, почему татарстанским картинам трудно пробиться за пределы республики.
«У нас отзывчивый народ»
Цифры бюджетов кинолент потрясали. Боюсь быть неточной, но, похоже, что в этой номинации максимальный бюджет был у «Неотосланных писем» Рустама Рашитова — это 3,1 млн рублей. Разумеется, у любого более-менее понимающего в кинопроизводстве человека этот «максимальный бюджет» вызовет если не недоумение, то улыбку. Тем не менее фильм у Рашитова получился. «Безумство храбрых», о котором восторженно писал «буревестник революции», до сих пор существует и двигает искусство.
Бюджет также очень удачного фильма «Айсылу» еще меньше — 1,3 млн рублей. Фильм тоже получился достойный и собирает если уж не аншлаги, то вполне приличное количество зрителей. «Фильм два уик-энда продержался в кинотеатрах, народу приходило много», — рассказал на пресс-конференции сорежиссер ленты Солтан Сунгатуллин. Еще одним режиссером истории про татарстанскую Золушку — девушку-инвалида, которая мечтает стать певицей, был опять-таки Рустам Рашитов.
Одна из участниц пресс-конференции — молодой режиссер Оксана Синчугова — рассказала, что бюджет ее ленты был 6 тыс. рублей. «У нас очень отзывчивый народ, многое из оборудования нам давали бесплатно, нас поддерживали. Все актеры тоже снимались бесплатно», — рассказала Оксана. Юлии Захаровой, тоже молодому режиссеру, можно сказать, повезло. Ее сценарий, по которому она сняла фильм «Халима», выиграл конкурс и получил грант Министерства культуры РТ.
В процессе съемок короткий метр превратился в полный. Захарова подняла в своей ленте важную тему — на примере истории героини фильма молодой режиссер размышляет о важной вещи: столкновении светского мышления со свободным выбором человека. Во время съемок «Хиджаба» консультантом фильма был один из мусульманских священнослужителей, а ведущий российский кинокритик, возглавляющий на Казанском кинофестивале жюри критиков, Кирилл Разлогов охарактеризовал «Халиму» как один из самых удачных фильмов этого фестиваля.
Конечно, можно сказать, пожимая плечами: «Ведь снимают же и с такими маленькими бюджетами». Но доколе у наших режиссеров будет такое терпение? Одно дело снять за минимальные деньги учебный фильм, другое — получив диплом о профессиональном образовании, урезать съемочный процесс во всем. Ни для кого не секрет, что отток молодых кинематографических кадров из Казани существует, и он не мал.
«Людям интересно кино про свою жизнь»
Участники пресс-конференции были практически единодушны в том, что снимать в Татарстане пока непросто, хотя, и в этом большая заслуга становящейся на ноги Казанской киношколы, которая развивается на базе Казанского государственного института культуры, хорошие фильмы стали появляться все чаще и чаще. В ходе диалога с журналистами не единожды упоминалось имя режиссера, продюсера и педагога Алексея Барыкина, большая часть учеников которого задает сейчас тон в татарстанском кинематографе.
Режиссер Александр Хачко, некогда казанец, а теперь москвич, посетовал на проблемы с кинопрокатом. Прокатом фильмов в России занимаются не российские прокатчики, а иностранные. Как правило, их интересуют блокбастеры. Фильм, идущий в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в это же время идет по всему миру. Этих прокатчиков не интересуют российские ленты, которым все труднее пробиваться к зрителю, что уж тут говорить про ленты региональных компаний, в том числе и татарстанские.
Как ни парадоксально, на этом фоне идет взрывное развитие регионального кинематографа. Зрителю интересно смотреть кино «про свою жизнь». Но то, что интересно, к примеру, татарстанскому зрителю, не всегда интересно зрителям в других регионах. Выход один — повышение уровня качества фильмов. Ведь завоевал же в свое время российский и мировой экраны кинематограф, скажем, Грузии или Литвы.
Еще один путь — развитие структуры кинопроката. На пресс-конференции была высказана очень дельная мысль: «Если есть квота на продажу татарстанских продуктов в супермаркетах, почему не сделать аналогичную квоту на прокат по стране фильмов своего производства?» Это бы хорошо продвинуло киноиндустрию.
Были высказаны претензии и к институту продюсирования. По мнению Фаниса Камала, режиссеры не умеют добывать деньги, да они и не должны это делать. Но продюсеры не всегда профессиональны, не умеют строить диалог с потенциальными инвесторами и спонсорами, им не хватает аргументов, которые должны убеждать, что имеет смысл вкладывать деньги в ту или иную картину.
Тем не менее участники пресс-конференции смотрят в будущее вполне оптимистично, будучи уверенными, что «татарстанское кино есть и хороших фильмов у нас много». Но опять-таки, если не принять кардинальных мер по развитию кинопроизводства в республике, энтузиазм может сойти на нет. Тем более если талантливым ребятам будут приходить предложения из Москвы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.