«Неотосланные письма» вызывают сопереживание и веру в правдивость повествования»
На Казанском международном фестивале мусульманского кино в четверг прошел показ ленты «Неотосланные письма». Экранизация популярной повести Аделя Кутуя была показана в рамках номинации национальных фильмов и, похоже, что известное литературное произведение, которое давно уже стало классикой, но несколько забытое в последние десятилетия, обрело вторую жизнь в фильме режиссера Рустама Рашитова.
Мелодрама, и это хорошо
Надеюсь, никому не будет обидно, если мы определим жанр «Неотосланных писем» как мелодраму, а не как драму, что написано в аннотации. Жанр, который иногда считается довольно-таки простым, если его делать с умом и талантом, может запросто оказаться очень достойным. Примеров тому в мировой культуре достаточно.
Итак, Рустам Рашитов снял мелодраму — тонкую, изящную, глубокую. С фабулой «на все времена». С глубоким нравственным посылом, что, хочется верить, становится отличительной чертой татарстанского кинематографа. Режиссеру и операторам удалось счастливо избежать показа «красивостей», которыми часто соблазняются новички.
Видеоряд ленты — некая акварельность, что особенно хорошо читается в крупных планах героини. Деревенский быт прописан тщательно, но опять-таки слава Богу, лишен любования «чернухой». «Неотосланные письма» — это тот фильм, который вызывает сопереживание в зале и абсолютную веру в правдивость повествования.
Повесть Аделя Кутуя «Неотосланные письма», написанная в 1936 году, естественно, была о том довоенном времени. Немного удивительно, что книгу, которая захлестывает своей лирической стихией, создал писатель — большой почитатель Владимира Маяковского, образовавший вслед за любимым поэтом в Татарстане свой Левый фронт и писавший помимо стихов и пьес еще и фантастику. Такая разносторонность говорит о незаурядности личности Аделя Кутуя.
«Неотосланные письма» — это самое известное его произведение. Рустам Рашитов, безусловно, поступил верно, перенеся действие в наше время, что, возможно, сделало конфликт острее и убрало толику наивности и назидательности, которая есть в литературном первоисточнике. Но иначе и быть не могло — все это характерно для советской прозы первых десятилетий, пребывавшей в упоении соцреализмом.
Впрочем, и автор провести, и режиссер фильма единодушны в том, что главный конфликт «Неотосланных писем» заключен все же, если вспомнить слова Белинского, «в жизни сердца». И тут соцреализм у Кутуя немного отступил в сторону, человеческие отношения и желание психологически точно выстроить образы взяло верх. И это стремление покопаться в психологии людей, раскрыть их характеры, стало доминантой ленты.
«У нас у всех был кураж!»
«Почти для всей съемочной группы это был один из первых фильмов, и мы старались, мы работали выше возможностей, у нас у всех был кураж», — рассказал «Реальному времени» композитор Эльмир Низамов, автор музыки к «Неотосланным письмам». Для него эта лента — первая большая работа в кино.
Музыка Низамова, который все увереннее заявляет о себе в разных жанрах, — одна из слагаемых успеха фильма. Лирическая стихия, о которой мы говорили выше отразилась в ней в полной мере. Композитору удалось схватить ту самую верную интонацию, когда музыка становится не просто иллюстративным элементом, а полноправным «действующим лицом» фильма.
Но главный успех ленты — это абсолютно точный выбор героини. Галия — Гузель Сибгатуллина — это некий таинственный сплав силы и слабости, жертвенности, верности, наивного романтизма и железной воли. Сибгатуллина может быть по-женски манкой и целомудренной одновременно. Эта черта характерна только для татарских женщин, ее нет больше ни у одного народа.
Конечно, выбирать актрису на эту роль было непросто. Образ Галии, столь любимой в народе героини, потому что поклонников у повести Аделя Кутуя и было, и есть — несть числа, был, наверное, одним из самых ответственных моментов при подготовке к съемкам.
Удивительно, но Гузель попала в фильм, по сути, случайно. На кастинг пригласили ее старшего сына Арслана, но он оказался маленьким для роли сына главной героини. Как бы невзначай попробовали ее. И, несмотря на то, что на роль Галии было много претенденток, выбор пал на Гузель Сибгатуллину. Трудно сейчас сказать, что решит жюри фестиваля, но Гузель Сибгатуллина может всерьез претендовать на награду в номинации «лучшая женская роль».
Впрочем, в «Неотосланных письмах» вообще сильные актерские работы. Очень точно сыграли и исполнители двух других главных ролей — Ришат Ахмадуллин и Айдар Сулейманов, и Фанис Зиганшин, последнего мы видим всего лишь в эпизоде, но образ запоминающийся.
Трудно поверить, но фильм «Неотосланные письма», который продюсировали Ильшат Аминов, Миляуша Айтуганова и Фарит Галиев, снят на очень небольшие деньги — его бюджет всего лишь 3,1 млн рублей. И снимал его очень молодой режиссер Рустам Рашитов, выпускник Казанского государственного института культуры, ученик уже уверенно закрепившегося в нашем кинематографе режиссера и продюсера Алексея Барыкина.
«Неотосланные письма» Рустама Рашитова — это лента, про которую можно сказать словами поэта: «Талант свежий, чистый, голосистый». После нее выходишь с неким послевкусием — радостью от этой чистоты и свежести. И с уверенностью, что татарстанский кинематограф представлен на нашем фестивале достойными работами.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.