Резерв ставки: российские банки совсем распустились

С начала 2017 года банковский сектор сбрасывал обязательные резервы, но это может продлиться недолго

С начала 2017 года банки принялись избавляться от резервов по проблемным ссудам, которые раньше душили их прибыль. Те, кто не распускал резервы, чаще всего создавали меньше новых. Эти послабления говорят как об улучшении ситуации с плохими долгами, так и об ужесточении кредитной политики: банки стали еще консервативнее и внимательно фильтруют заемщиков. Подробнее в материале «Реального времени».

Хорошие заемщики или плохие банки?

Многие эксперты в последнее время давали сдержанно-оптимистичные комментарии о ситуации с кредитованием и плохими долгами. Она якобы плавно начала приходить в норму. Подтверждением тому, говорили они, можно считать факт, что российские банки теперь не так жестко подходят к созданию резервов по ссудам. Но еще вероятнее, что у роспуска резервов есть другое объяснение: банки стали консервативнее и стараются осторожничать.

«Реальное время» уже писало, что в I полугодии 2017-го общая прибыль в банковском секторе достигла 927 млрд рублей, и это вдвое больше, чем в январе-июне прошлого года. Такой рост был связан с несколькими причинами, одна из которых — послабления по резервированию.

Например, Алексей Смирнов, директор Центра стратегической координации «Росбанка», называет четыре причины увеличения прибыли. Во-первых, это положительная валютная переоценка, во-вторых — рост чистого процентного дохода (из-за снижения ключевой ставки доходы банков от кредитования падали, но еще быстрее снижались расходы по привлеченным вкладам; соотношение — минус 6% к минус 14%).

Третья и четвертая причины — меньший, чем в предыдущие годы, объем списания плохих долгов, а также сокращение отчислений в резервы. Последнее говорит о том, что банки стали подходить к кредитованию осторожнее, считает Смирнов.

«Действительно, одной из основных причин роста прибыли банковского сектора является расформирование резервов и снижение резервных отчислений по кредитному портфелю примерно на 100 млрд рублей», — говорит замдиректора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова. Ослабить подходы к резервированию, по ее словам, позволили «благоприятные, хотя пока и не столь значительные тенденции в российской экономике» и более консервативная кредитная политика.

Сбербанк передумал сбавлять

На практике картина и с качеством кредитов, и с резервированием довольно неоднозначная: многие крупнейшие банки распускают резервы или создают меньше новых. Но так делают не все. По данным ЦБ, общий размер резервов (по всем видам активов) с начала 2017 года даже вырос. На 1 января он был равен 5,59 трлн рублей, на 1 июля — уже 5,8 трлн. Увеличился он и у топ-30 банков: 4 трлн рублей в январе против 4,23 трлн в июле.

Например, ВТБ24 за полгода сформировал более 2 млрд резервов по ссудам, но это намного меньше, чем в первом полугодии 2016-го — 17,87 млрд (здесь и далее данные по отчетам банков).

У «Альфа Банка» основные расходы по резервированию пришлись на 2014 и 2015 годы, впрочем, общий подход к этому «всегда был консервативным». В I половине нынешнего года банк распустил резервы на 100 млн рублей. Просроченная задолженность при этом, как и раньше, покрывается резервами на 150%.

«Газпромбанк» тоже частично избавлялся от резервов, но не по проблемным ссудам. Он восстановил 2,97 млрд рублей средств под прочие потери, а также некоторые другие резервы. Новых резервов в январе-июне было создано на 12,76 млрд рублей, но за счет роспуска старых затраты получились меньше, чем годом ранее — 9,27 млрд против 13,53 млрд рублей.

Сбербанк ослаблял резервирование в I квартале 2017-го, но потом, наоборот, стал перестраховываться. С начала года в связи с дополнительным возвратом средств по просроченным займам, а также в связи с реализацией обеспечения банк внес изменения в оценку вероятности дефолта и потерь по жилищным и потребительским кредитам. Эти изменения привели к сокращению резервов на 4,3 млрд рублей в первые три месяца 2017 года.

Однако затем стало понятно, что для больших послаблений не время. Уже по итогам I полугодия резервы банка выросли на 4,8%. По корпоративным кредитам доля просрочки у Сбербанка увеличилась с 6,3% до 6,5%. В розничном портфеле удельный вес просрочки снизился на одну десятую долю процента и составил 7,8%.

У ВТБ объем неработающих кредитов, просроченных более чем на 90 дней, на 30 июня составлял 600,6 млрд рублей — 6,3% в общем портфеле. В январе-июле банк зарезервировал 65,92 млрд рублей против 8,14 млрд за год до этого. Возросшие расходы он компенсировал тем, что избавился от резервов по ценным бумагам на 40 млрд рублей с лишним.

Воздать долги владельцам

По словам генерального директора МФО «Мани Фанни» Александра Шустова, вряд ли можно однозначно судить о тотальном сбрасывании имеющихся резервов. Но очевидно, что улучшения в экономике позволили банкам направлять на новые резервы гораздо меньше.

«Вместо этого им, видимо, приходится отдавать долги акционерам, которые в период кризиса дофинансировали капитал банков субординированными кредитами. Эта практика и тогда не очень приветствовалась регулятором, а сейчас и подавно. Поэтому банки возвращают суборды, тем самым направляя свою прибыль в капитал, как того и хочет ЦБ», — говорит Шустов.

Одновременно он тоже отмечает, что банки стали очень придирчиво относиться к качеству клиентских портфелей, опасаясь нового пузыря в потребительском кредитовании. «Поэтому новых заемщиков привлекают неохотно, предпочитая работать со старыми, проверенными и, соответственно, не увеличивать резервы, а плохие долги продавать как можно быстрее», — говорит Шустов.

Краткосрочная радость

Чистый объем сформированных резервов (за минусом списанных) составил в I полугодии 341,7 млрд рублей, что на 64,1 млрд рублей меньше, чем в январе-июне 2016 года, подсчитала ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Мария Зинина. «Среди причин — улучшение качества кредитных портфелей на фоне стабилизации макроэкономической ситуации, отзыв лицензий банков с существенным объемом проблемных активов в 2016 году, которые по этой причине не попали в статистику за первое полугодие, использование более консервативных подходов риск-менеджмента, а также выкуп с балансов банков токсичных активов за счет средств собственников», — говорит она.

Однако расслабляться оттого, что резервы меньше давят на прибыль, банкам, возможно, придется недолго. С августа они снова начали наращивать резервирование, сообщило РБК. Связано это с изменением в регулировании. 14 июля вступили в силу требования ЦБ, согласно которым для подтверждения качества заемщиков должны использоваться рейтинги от АКРА или «Эксперт РА» по национальной шкале. По кредитам, выданным тем заемщикам, у которых еще нет таких рейтингов, банки должны доначислить минимум 50% резерва.

По мнению Зининой, отсутствие рейтингов заемщиков от аккредитованных агентств может стать проблемой для некоторых крупных банков, у которых много клиентов, кто раньше имел иностранные рейтинги и пока не успел получить национальные. «Заемщики большинства средних и мелких банков являются некрупными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и не имели никаких рейтингов, поэтому изменение в законодательстве в этой части существенным образом не повлияет на их политику резервирования», — говорит эксперт.

Артем Малютин
ЭкономикаБанки

Новости партнеров