Татарский Авиньон: в Буинске улыбнулась муза комедии

Небольшой городок в Татарстане мечтает о славе театральной столицы

На базе Буинского драматического театра прошла театральная лаборатория «Буинская Талия», которая собрала сразу трех востребованных российских режиссеров. Небольшой город неожиданно стал местом, где театр находится в центре не только культурной жизни, но и помогает жителям района в воплощении социальных проблем. Подробности — в материале «Реального времени».

«Театру помог Керенский»

Здание Буинского драматического театра, небольшое, уютное, с залом всего на 200 мест, в центре этого города. Рядом музей, напротив городской парк — с фонтаном, арками, ротондами. Неподалеку православный храм с золотыми куполами. Уютно, тихо, но как-то не провинциально.

Театр, которому, по сути, 100 лет, перестал существовать в 50-е годы и был вновь открыт 10 лет назад, в 2007 году, волевым решением тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который решительно сказал: «Театру быть!». Коллектив сразу же возглавил Раиль Садриев, ныне директор и художественный руководитель. И, отметим, прекрасный характерный актер.

Как он рассказал, первый спектакль татарская труппа сыграла в Буинске в мае 1917 года. Хотя прошение императору играть спектакли на татарском языке на территории Буинского уезда Симбирской губернии (тогда Буинск к ней принадлежал) было отправлено за два года до этого, но был отказ. После февральской революции Керенский неожиданно дал это разрешение. «Он ведь был родом из Симбирска, почти земляк, может быть, поэтому и разрешил», — смеется Садриев.

Потом в Буинск приехала часть труппы «Сайяр», что в творческом плане продвинуло театр. В разруху и голод, царящие в Поволжье, в Буинске жить было немного легче — за плодородные земли с высокой урожайностью Буинск называют «хлебной столицей». Приехал Салих Сайдашев, при его участии открыли музыкальную школу.

Когда актеры труппы «Сайяр» вернулись через два года в Казань, одна актриса, это была Зулейха Богданова, осталась в Буинске. Она-то и стала лидером театрального дела в Буинске. Когда в 50-е годы прошлого века Богдановой не стало, театр постепенно сошел на нет.

«Меня увлек Бикчантаев»

Садриев, уроженец деревни в 4 километрах от Буинска, выпускник КФУ, историк, хотя про себя говорит, что пришел в театр из мира бизнеса. По его словам, его увлечение театром началось в 1991 году, когда он познакомился с коллективом Камаловского театра и был увлечен идеями только что вернувшегося после получения диплома в ГИТИСе Фарида Бикчантаева. Даже проспонсировал одну из камаловских постановок.

Очевидно, что хватка, наработанная в бизнес-структурах, помогает грамотно и весьма успешно вести театральное дело. При бюджете театра в 22 миллиона рублей, зарплаты в коллективе не хуже казанских — от 20 до 45 тысяч рублей. Сотрудникам театра выплачивают дотации за оплату коммунальных услуг.

«Население Буинска состоит из 60 процентов татар, 29 процентов русских, есть чуваши. Мы играем спектакли на татарском языке, поэтому играть их часто не представляется возможным, большую часть времени театр проводит на гастролях. Мы живем на чемоданах», — рассказывает Садриев.

В театре бродвейская система, то есть режиссер и актеры собираются на определенную постановку. Затем могут попасть в следующий проект. Гастрольная карта впечатляет — ежегодные гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, Нефтеюганске, Ижевске, Уфе, Екатеринбурге. В ближайшее время — месячные гастроли по Узбекистану, до этого — спектакль в Волгограде. После Узбекистана — Элиста и Астрахань, потом длительная поездка по Казахстану.

Сам Садриев еще выступает как актер разговорного жанра, часто гастролируя в Москве и Санкт-Петербурге. «Сейчас все просто, можно жить в деревне, потом слетать на пару дней на гастроли и вернуться», — говорит он.

Садриев был увлечен идеями Фарида Бикчантаева. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

От комедии до антиутопии

Театральная лаборатория в Буинске проходит впервые, на ее проведение деньги выделила «Единая Россия», дав театру грант в 5 миллионов рублей. Деньги получены в рамках помощи театрам малых городов, их, кроме Буинска, получили еще в семи российских театрах. Назвали лабораторию «Буинская Талия», вспомнив музу комедии. Комедии чаще всего и идут на сцене Буинского театра. По словам Раиля Садриева, лаборатория должна помочь провести некую перезагрузку в театре, подарив актерам опыт работы с молодыми и креативными режиссерами.

В лаборатории участвовали три режиссера — Елена Кудряшова, Тимур Кулов и Дамир Салимзянов, все трое выпускники Щукинского училища разных лет. Представлены были три эскиза спектаклей. «Первое представление» — компиляция из пьес Г. Камала «Первый спектакль» и «Ради подарка», первый акт комедии В. Шергина «Концлагеристы» и первый акт комедии «Дуры мы, дуры…».

В «Первом представлении» Елена Кудряшова попыталась в образной форме рассказать об истории татарского театра, что, в принципе, удалось и ей, и актерам. Эскиз изобилует интересными режиссерскими и актерскими находками и может претендовать на вполне законченный спектакль. Кстати, он действительно будет продолжать жить, войдя в программу изучения языков. Его планируется показывать русскоязычным школьникам, а татароязычным ребятам, в свою очередь, будут показаны инсценировки рассказов Чехова.

И если «Первое представление» мы смотрим в зале Буинского театра, то для того, чтобы увидеть «Концлагеристов» мы едем в деревню Адав-Тулумбаево в 4 километрах от Буинска. Их соединяет прекрасная асфальтовая дорога, которую проложили стараниями Раиля Садриева, пекущегося о своей исторической родине.

И дальше все происходит по контрасту — с тихих улочек деревни с яблоневыми садами, домиками с резными наличниками, четко выстроенной аллеей героев (кстати, уроженцы Адав-Тулумбаево — академик Роальд Сагдеев, еще трое академиков и мастер спорта), мы попадаем в затемненный зал Дома культуры. Здесь нам показывают первый акт антиутопии «Концлагеристы» В. Шергина, ученика Николая Коляды, где сарказм захлестывает до предела.

А история в «Концлагеристах» рассказывается следующая: в некой удмуртской деревне Чутожмонн люди живут абсолютно обособленно, при ярко выраженном тоталитарном режиме. И есть у них мечта — попасть когда-нибудь в вольный город Агрыз. И тут в их жизни появляется Сталкер, который готов вывести их на волю.

Тимур Кулов выбирает откровенно гротесковую манеру повествования, в которой особенно свободно и вольготно чувствует себя исполнитель главной роли Раиль Садриев. Впрочем, второй из героев — Сталкер получился не менее харизматичным, в этой роли неожиданно был занят критик Александр Вислов, приехавший для участия в обсуждении эскизов. Вот она, живая и импровизационная прелесть лаборатории, когда возможны подобные неожиданности.

«Концлагеристы», поставленные Куловым, уже имеющим опыт работы в московских театрах, — это очень четко вычтенный эскиз, смотря который от безудержного смеха переходишь в состояние некой тревоги. Абсурдность ситуации, к сожалению, все больше и больше напоминает сегодняшнюю российскую действительность, где абсурд скоро будет считаться самым реалистичным жанром. В Буинском театре планируют довести этот эскиз до уровня спектакля и ввести его в репертуар.

И, наконец, вернувшись в зал Буинского театра, мы посмотрели третий эскиз — Дамира Салимзянова, ставшего известным и в Москве, и создавшего интереснейший театр в Глазове. Салимзянов сам выступил в роли драматурга и одного из персонажей, названного «хором», который своими ремарками сопровождал действие. Будущая пьеса называется «Дуры, мы дуры…». По жанру — новогодняя сказка. По подтекстам — грустная история про одиночество.

Начало пьесы — вербатим, реальные монологи, услышанные от реальных женщин. Вечные темы — про желание любви, про страх того, что останешься одна и про то, как боишься пустить кого-то на свою территорию. Про надежды и самообман. В принципе, все банально, но есть даже в эскизе ощутимая щемящая нота.

«Буинская Талия», когда эскизы готовились несколько дней, тем не менее показала, что, судя по потенциалу труппы и тому материалу, который был выбран, театр вполне может реабилитировать часто теряющий репутацию жанр комедии. Во всех трех работах явно проступали черты будущих спектаклей. И — ценнейшее качество — было видно, как свободны актеры, как от души импровизируют.

«Замахнемся на международный фестиваль»

От Казани до Буинска чуть меньше 140 километров, население в городе, как подсказывает Википедия, 20 800 человек. Но при этом на фестивале, объединяющем театры Поволжья и Урала, побывали почти 6 000 зрителей, то есть каждый третий житель Буинска. Город можно назвать театральным.

«Я — единственный человек из директоров театров в Татарстане, кто сам создал себе это кресло. И приобщил к театру многих людей. У нас сейчас в коллективе 72 человека. Мы, пожалуй, самый гастролирующий театр — ездим от Татарстана до Казахстана и Новосибирска, а потом до Калининграда. Я работаю всю неделю, мне непонятно, что такое выходной», — рассказывает Раиль Садриев.

В Буинском театре как бы решили, что не нужно чувствовать себя провинциальным театром, провинция, как известно, понятие относительное. Здесь могут поставить спектакль с бюджетом в 38 тысяч, но зато замахнулись на международный фестиваль. С будущего года фестиваль «Идель — Буа — Урал» будет международным. На него уже сейчас пригашены театры Финляндии, Казахстана, Монголии. Разумеется, продолжится и «Буинская Талия».

«У нас в Буинске очень удачная логистика — есть своя железнодорожная станция, мы находимся на федеральной трассе, по ней можно уехать в любую точку, мы всего в 30 километрах от волжской пристани, от нас не проблема добраться до аэропортов Казани и Ульяновска. Волга и Урал — это огромные пространства, мы хотим создать на нашем фестивале перекресток общения национальных театров. Мы будем расширять нашу площадку и в Буинске, и под эгидой фестиваля в Тетюшах. Мы хотим проводить не только «Идель — Буа — Урал», но и получить фестиваль театров малых городов России», — делится планами Раиль Садриев.

Кстати, некогда Авиньон, где сейчас проходит один из самых почитаемых международных театральных фестивалей, был мало кому известным маленьким французским городком в Провансе. Мир узнал о нем именно после того, как здесь рискнули и устроили фестиваль.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров