Уголовный дисконт: продажной историей автовокзала «Южный» занялся Следком Татарстана
Банкротство казанского перевозчика обернулось уголовным делом против конкурсного управляющего и «неустановленных лиц»
Сделка с продажей казанского автовокзала «Южный» в июне 2015-го всего за 52,5 млн рублей (вдвое ниже рыночной стоимости) стала предметом расследования. С подачи оперативников УБЭП сотрудники Следкома по РТ обнаружили признаки фальсификации в деле Арбитражного суда Татарстана и задержали конкурсного управляющего Вакиля Абдрашитова. В деле пока много неясного, но сегодня казанский суд отправил его под домашний арест. Одним из главных козырей защиты обвиняемого стали… его дети. Подробности — в материале «Реального времени»
Многодетный депутат
35-летний Вакиль Абдрашитов был задержан 22 августа. Дело в отношении него было возбуждено в тот же день сразу по двум статьям УК РФ — мошенничество в крупном размере и фальсификация доказательств в гражданском деле (ч. 4. ст. 159 и ч. 1 ст. 303). Такое же дело, но в отношении неустановленных лиц было возбуждено Следкомом 21 августа. В числе подозреваемых, кроме Абдрашитова, оказался и некий Федоров, фамилию которого сегодня озвучили в суде. Однако в суд на арест доставили лишь профессионального банкротчика, причем уже в ранге обвиняемого. «Я в шоке! Три года прошло… Вот закончится следствие — все прокомментирую», — заявил журналисту «Реального времени» задержанный перед процессом.
Суду Вакиль Абдрашитов представился директором ООО «Юридическая контора» и многодетным папой. «Младшему — 8 месяцев, на грудном вскармливании, девочкам по 3 года, старшему будет шесть лет 3 ноября», — перечислил обвиняемый. О мандате депутата Каркаусского сельского поселения Кукморского района Абдрашитов суду не сказал. Адвокат Азат Усманов попросил приобщить справки о болезнях детей своего клиента и его положительную характеристику с места работы без печати. «Бланки и печати изъяты», — объяснил ситуацию обвиняемый.
По делу банкротчика в Следкоме создана целая группа, сообщила суду следователь второго отдела по особо важным делам Следкома по РТ Алия Мухъянова. Она просила отправить Абдрашитова под стражу до 21 октября. По версии следствия, преступление он совершил после назначения конкурсным управляющим ЗАО «Холдинговая компания «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций» (далее ХК «РОАА»), которое арбитраж РТ признал банкротом в октябре 2014 года.
Версия следствия о похищенной разнице
«Абдрашитов, используя свое служебное положение в апреле 2015 года, действуя в группе с неустановленными лицами» и «достоверно зная, что между кредитной организацией и ООО «Автовокзал «Буревестник» заключен договор о переуступке прав требований… предоставил суду сфальсифицированные документы», — сообщила суду Мухъянова. По ее словам, речь о «Положении о порядке, сроках, условиях продажи имущества организации», куда обвиняемый и иные неустановленные лица «внесли заведомо ложные сведения, якобы залоговый кредитор — «Ак Барс» Банк — согласовывал первоначальную стоимость имущества на сумму 52 млн 500 тысяч рублей, хотя рыночная стоимость данного имущества — 105 млн». Разницу следствие считает похищенной.
Любопытно, что потерпевшим по делу банкротчика пока признана лишь Федеральная налоговая служба, которая полагает, что бюджет на дешевой продаже автовокзала потерял минимум 7 млн рублей. Но сумма эта складывается из расчета недополученных налогов, учитывая, что вокзал мог быть продан минимум за 84 млн рублей. Эта сумма фигурировала при попытке оспорить продажную цену в апелляционной инстанции арбитража.
Причем апелляция претензии к решению АС РТ удовлетворила, однако в июне 2015-го здание уже было продано единственному покупателю — ООО «Автотур». А позже решение апелляционной инстанции было отменено, арбитражное дело направлено на пересмотр, при котором АС РТ вновь согласился с продажей за 52,5 млн рублей. При этом отмечалось, что объект, несмотря на работу в течение 5 лет, является недостроенным и его степень готовности составляет только 70%.
К настоящему времени по зданию прошли повторные торги. И новым собственником стало ООО «Автовокзал «Буревестник» (директор и учредитель 100% — Вячеслав Улитин). Имеются ли у следствия претензии к новому собственнику, пока неясно.
Мухъянова отметила — установлены не все участники преступления, а обстоятельства совершения преступления и сумма похищенного — не меньше 50 млн рублей — «позволяют предположить», что на свободе обвиняемый может создать помехи следствию. «А само по себе наличие места регистрации и четырех малолетних детей не может служить основанием не назначать меру пресечения в виде ареста», — отметила следователь. Прокурор Дмитрий Зайцев ходатайство следствия поддержал.
Как ущерб в 50 раз за сутки вырос
Чтобы убедить суд, Мухъянова представила для приобщения рапорт старшего оперативника УЭБиПК МВД по РТ о том, что Абдрашитов может скрыться, сам или через доверенных лиц оказать давление. Судья Эрнест Муртазин поинтересовался: «Следствием эта информация подтверждается?» Мухъянова заявила — оснований не доверять оперативнику нет. Далее выяснилось, о попытках давления со стороны неких лиц в интересах Абдрашитова оперу якобы сообщил свидетель Исламов, однако через пять минут после окончания допроса Исламова сам Абдрашитов был задержан, а стало быть, оказать лично давление никак не мог. Поэтому суд отказался приобщать рапорт к делу и попросил следователей проверить доводы опера самостоятельно. Просьба следователя допросить явившегося в суд Исламова была отклонена.
Также судья Муртазин обратил внимание, что в материалах дела фигурируют три цифры об ущербе по делу — 1,1 млн, 52,5 млн рублей и 7 миллионов. «На момент возбуждения дела следствие располагало информацией о хищении 1 млн, на момент предъявления обвинения — 50 млн», — объяснила Мухъянова. Напомним, на момент предъявления обвинения дело расследовалось всего сутки.
Вакиль Абдрашитов против ареста резко возражал. Говорил: с обвинением не согласен, но всеми силами содействует проверке следствия, отдал все — от телефона до ноутбука, и скрываться не намерен. «Заключение под стражу может привести к непоправимым последствиям для моей семьи», — предупредил он, вновь вспомнив о четырех малышах:
— Считаю, что обстоятельства дела не установлены. В материалах арбитражного дела все есть. Повлиять на эти материалы я не могу, поэтому не понимаю, по какой причине необходим арест. Если я буду арестован — не знаю, как у меня супруга вытащит детей…
В итоге суд не стал отправлять обвиняемого в СИЗО, а применил к нему домашний арест. Не исключено, что защита будет оспаривать это решение.
Первая автовокзальная «ласточка» с перебитыми крыльями
Автовокзал «Южный» на выезде из Казани, на Оренбургском проезде, был частью амбициозного проекта по реорганизации пассажирских перевозок в Казани. Основной проблемой старого казанского автовокзала было его расположение — в центре города. Междугородним автобусам приходилось ехать до него по казанским пробкам по часу, а то и дольше, да и старое здание не отвечало возросшему потоку. Перед Универсиадой было решено вместо одного старого сделать четыре новых на периферии. «Южный», построенный в 2009 году, стал первым. Следом возле железнодорожной станции Казань-2 открыли вокзал «Северный». Еще один («Столичный») строить не стали, а оставили на прежнем месте. «Восточный» открылся спустя 2,5 года после Универсиады.
На «Южный» в 2010-м перевели большое количество рейсов: до Альметьевска, Чистополя, Бугульмы, Бавлов, Оренбурга, Уфы, Самары и т.д. Само здание действительно было более современным и комфортным. Однако с логистической точки зрения вокзал оказался неудобным. Он отстоит в стороне и от железной дороги, и от метро. Добраться до него можно только на автобусе или автомобиле. Автомобильные подъезды неудобны, а единственная автобусная остановка находится через дорогу. Именно поэтому вокзал популярностью не пользовался: люди предпочитали ездить на полулегальных рейсах микроавтобусов, отправлявшихся в путь от ЦУМа, ТЦ «Кольцо» и Советской площади.
Разменное здание и блокировка приставами
Здание автовокзала находилось на балансе ЗАО «Холдинговая компания «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций». Однако в 2014 году компания вошла в процедуру банкротства. Само здание пытались продать. Еще в конце 2014 года оно было оценено в 105 млн рублей.
В апреле 2015-го вокруг «Южного» разразился настоящий скандал. 6 апреля приставы закрыли здание автовокзала по решению суда аж 2013 года. Сам автовокзал функционировал, однако в павильон попасть было нельзя. Пассажиры ожидали автобусы на улице, сотрудники также вынуждены были работать вне здания. В пресс-службе татарстанского управления службы судебных приставов тогда пояснили, что деятельность автовокзала была приостановлена в связи с нехваткой разрешающих документов на эксплуатацию помещения. Вновь открыли здание 29 апреля.
По данным на конец 2016-го, собственником здания является ООО «Автовокзал «Буревестник» Вячеслава Улитина, ранее входившего, согласно базе данных «Спарк», в состав совета директоров «КПАТП-1». Улитин, кроме того, является директором и совладельцем транспортной компании «Буревестник», которая осуществляет шесть межмуниципальных маршрутов из Казани — в Набережные Челны, Нурлат, Нижнекамск, Болгар, Свияжск и Чистополь, а также занимается арендой автобусов в Казани. Отметим, что это же ООО «Автовокзал «Буревестник» владеет и автовокзалом «Восточный» на улице Аграрной в Казани.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.