Наиль Магдеев: «Появился спрос на грузовую технику — жизнь в городе оживилась»

Мэр Набережных Челнов на online-конференции «Реального времени»

Наиль Магдеев: «Появился спрос на грузовую технику — жизнь в городе оживилась»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

КАМАЗ формирует 45% бюджета Набережных Челнов. Задача администрации города — снизить долю предприятия, в том числе за счет ТОСЭР, рассказал на online-конференции мэр моногорода Наиль Магдеев. В прямом эфире в редакции «Реального времени» он рассказал, как его опыт управления Бугульмой в 90-х годах помог вывести Челны из кризиса 2014 года, почему работа мэра сложнее работы министра и когда китайский Haier запустит производство стиральных машин.

Челны до Магдеева и после

Наиля Магдеева назначили руководить вторым по величине городом Татарстана в 2014 году. Год был сложным для всей страны и Челнов в частности: КАМАЗ работал всего по два дня в неделю, зарплаты задерживали, план по доходам не выполнялся, вспоминал мэр.

Перед новым градоначальником и КАМАЗом тогда поставили задачу: несмотря ни на какие финансовые проблемы, выполнять социальные обязательства перед населением и выводить город из кризиса.

— Сегодня ситуация иная. Появился спрос на грузовую технику — жизнь в городе оживилась со всеми вытекающими последствиями. Мы прошли этот кризис достаточно безболезненно. Была серьезная поддержка со стороны руководства страны и республики, — заметил Магдеев.

За 2015 год Рустам Минниханов приезжал в Челны 14 раз. В 2015 году город с рабочим визитом посещал Дмитрий Медведев. В 2016 году заседание военной комиссии в Челнах проводил Владимир Путин: «Это о многом говорит», — заметил гость редакции.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Появился спрос на грузовую технику — жизнь в городе оживилась со всеми вытекающими последствиями. Мы прошли этот кризис достаточно безболезненно. Была серьезная поддержка со стороны руководства страны и республики

В Челны Наиля Магдеева перевели из Министерства лесного хозяйства. По словам градоначальника, неожиданностей в новой должности он не увидел.

— Я 14 лет был мэром Бугульмы со 120-тысячным населением (в городе и районе). Избравшись в 1996 году, я оказался в более сложной ситуации. Там четыре месяца не платили зарплату бюджетникам, пять месяцев не платили пенсии, половина предприятий стояла. Тот приобретенный в более тяжелых условиях опыт и работа в составе Кабмина РТ дали бесценные знания.

Кстати, по мнению Наиля Магдеева, работать мэром города тяжелее, чем министром:

— Министерство — орган управления, который может отправить поручение, дать задание на другой уровень. А мэру города нужно принимать решения здесь и сейчас. И от этих решений сегодня, завтра, послезавтра будет зависеть жизнь конкретных людей. На конкретные вопросы мэр города должен находить конкретные ответы, — заметил Магдеев.

Пока что — КАМАЗом единым

На сегодня 42—45% бюджета Челны формируют за счет КАМАЗа.

— Моногород Набережные Челны, наверное, всегда останется таким. Не наверное, а точно. Потому что КАМАЗ — это судьба, а судьбу не выбирают. Набережные Челны строили под автомобильный завод. Это [город и КАМАЗ] единый организм и он будет таким. Вопрос в том, насколько доля КАМАЗа будет доминировать в общем объеме промпроизводства Челнов. Задача города, руководства КАМАЗа, Фонда развития моногородов и правительств Татарстана и России — уменьшать эту зависимость за счет новых производств, — говорит Магдеев.

А пока одно рабочее место на КАМАЗе дает семь трудовых позиций в других сферах, привел неофициальную статистику мэр.

После кризисного 2014 года показатели автогиганта улучшились. На сегодня в годовом выражении продажи грузовиков выросли на 20%. Из-за падения рубля покупать импортные седельные тягачи российским компаниям оказалось невыгодно. И тут со своей кабиной модели 5490 удачно занял нишу КАМАЗ.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Мы будем иметь хороший автомобиль, не уступающий мировым стандартам. Считаем, что у КАМАЗа хорошие перспективы, а значит, у города есть уверенность, что в Челнах будет большое количество рабочих мест, обеспеченных достаточным уровнем зарплаты

Также предприятие вместе с Daimler строит новый завод по производству каркаса кабин с плановым объемом в 55 тыс. единиц. На сегодня в проект вложили больше 100 млрд рублей.

— Плюс камазовцы разрабатывают шестицилиндровый двигатель. Мы будем иметь хороший автомобиль, не уступающий мировым стандартам. Считаем, что у КАМАЗа хорошие перспективы, а значит, у города есть уверенность, что в Челнах будет большое количество рабочих мест, обеспеченных достаточным уровнем зарплаты, — добавил Наиль Магдеев.

Челнинские кочки для МСБ

Но, как говорилось выше, зависимость города от КАМАЗа пытаются снизить. Делают это за счет поддержки малого и среднего бизнеса. Руководителям МСБ, которые что-то производят, Магдеев советует обращать внимание на программы господдержки и становиться резидентами «КИП-Мастера». Предприниматели могут поставить свои станки и сразу работать — им не нужно думать о коммуникациях и поиске подходящего помещения, напомнил Наиль Магдеев.

А пока УФАС поручил городу снести 545 рекламных щитов, что грозит переделом рекламного рынка города. Наиль Магдеев заметил, что город еще не решил, оспаривать решение антимонопольщиков или нет. Но в целом в процессах розыгрыша рекламных мест проблем не видит:

— Есть понятная процедура — конкурс (аукцион). Это открытая процедура, где побеждает сильнейший. Муниципалитет может быть только организатором, влиять на результаты не может. Кто выигрывает — тот выигрывает, — добавил гость редакции.

Затронули в разговоре и скандал с новыми павильонами напротив ТЦ Essen Green. Горожанам их дизайн не нравится, архитектор назвал объект несогласованным, владелец павильонов уверяет — все сделано по типовым образцам. Наиль Магдеев считает, что большой проблемы в этом споре нет.

— Вопрос, нравится или не нравится, — вопрос личного вкуса. Если где-то были нарушены правила, прокуратура вынесет представление и город недостатки устранит, — объяснял Магдеев.

Бизнесу мэр посоветовал не игнорировать консультации с властями по дизайну новых павильонов. Показать проект можно, например, на градостроительном совете.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Вопрос, нравится или не нравится, — вопрос личного вкуса. Если где-то были нарушены правила, прокуратура вынесет представление и город недостатки устранит

Нужно больше резидентов в ТОСЭР

Челны первыми в России получили статус территории опережающего развития.

— Это результат работы президента РТ Рустама Минниханова. То есть у этого проекта есть автор. Но мы (правительство РТ, муниципалитет, — прим. ред.) «подносили снаряды» — и результат налицо, — заметил Магдеев.

Сейчас в ТОСЭР 11 предприятий. Для сравнения: всего в 23 ТОСЭР России работают 47 резидентов. Суммарно челнинские резиденты уже принесли городу 13 млрд инвестиций. В планах — к концу года удвоить количество компаний, а вложения увеличить до 17 млрд рублей. Документы по двум новым потенциальным участникам ТОСЭР уже готовы. Раскрывать названия претендентов Магдеев не стал. Добавил только, что это российские предприятия.

На вопрос, не кажется ли это число резидентов маленьким, Магдеев ответил:

— Вы вспомните, как развивалась ОЭЗ «Алабуга». Кто о ней знал в течение года [после создания]? Проект получился через определенное количество лет. Нужно время. Просто так на ровном месте — на тебе, здравствуйте, пришли резиденты? Нужно ездить, предлагать, показывать условия, — добавил Магдеев.

Результаты от создания ТОСЭР мэр отмечает уже сейчас. Появилось около 2100 новых рабочих мест. И в целом обстановка на рынке труда улучшилась: на одного безработного в Челнах приходится шесть-семь вакансий.

Новые места появятся и благодаря новому проекту китайской Haier по производству стиральных машин. Запустить завод планируют в течение 1,5—2 лет. При этом в планах городских властей — увеличить территорию промышленной площадки на 600 тыс. кв. метров.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Чувствуете, масштабы какие?! Параллельно с городскими дорогами берем дороги в промзоне, где капремонта не было по 30—40 лет. Город Набережные Челны в последние годы ежегодно получает по 2 млрд рублей на дороги

По 2 млрд рублей на запущенные дороги

Большой блок вопросов читателей касался благоустройства города. Читатели интересовались, когда ждать реконструкции парка «Прибрежный» и кому доверят работы. Магдеев выразил надежду, что до обновления парка и руки дойдут, и деньги на работы найдутся.

— Мы не настроены на то, чтобы всю природную красоту парка закатать в асфальт. Вы заметили, что все наши планы и проекты по благоустройству общественных территорий неоднократно проходят публичные слушания. По 3—4 часа сидим, обсуждаем, мозги кипят <...>.

Пока на ближайший год есть план обновить Шишкинский бульвар, сквер Тинчурина и набережную Тукая. В 2018 год не заглядывали, потому что нет ясности по деньгам для этих проектов. Продолжается ремонт площади Азатлык. Проект состоит из трех частей. Пока что работы идут на первой очереди. Полностью отремонтировать площадь надеются в течение двух лет, рассказал Наиль Магдеев.

Говоря о ремонте дорог, мэр заметил, что к 15 сентября должен закончиться ремонт Московского проспекта. На него потратили 800 млн рублей.

— Чувствуете, масштабы какие?! Параллельно с городскими дорогами берем дороги в промзоне, где капремонта не было по 30—40 лет. Город Набережные Челны в последние годы ежегодно получает по 2 млрд рублей на дороги. Может быть вслух не стоит об этом говорить, сразу будет определенная ревность. Но 40 лет дороги в городе капитально не ремонтировались!

Официальные партнеры:

Юля Красникова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияOnline-конференцииОбществоВластьИнфраструктура

Новости партнеров