«Ветер с Волги дул, нагонял маржу...»

Турецкий Güriş Holding и финский Fortum соревнуются в том, кто бросит больше денег на ветер, и ищут партнеров в Татарстане

Татарстан распахнул окно в «зеленую генерацию». Инвестиционный фонд развития ветроэнергетики финской «Фортум» и «Роснано» «отдал» республике 100 МВт под строительство первых ветропарков. Но пока международный альянс «Роснано» ищет в республике «розу ветров» под ветроэнергетические установки, на пятки им наступают турецкая Güriş Holding и «Русский ветер» — полтора месяца назад они установили первую установку для измерения скорости ветра в Верхнеуслонском районе, нацелившись на получение мощности в 100 МВт в 2019—2020 году. Кто первым из них получит энергию ветра, пожалуй, не рискнут предсказать даже сами участки гонки. Подробнее — в материале «Реального времени».

Чубайс, выбери меня...

В Татарстане может быть построено несколько ветропарков суммарной мощностью до 100 МВт, сообщила пресс-служба «Роснано» в ответе на запрос «Реального времени». Так что с их запуском на территории республики появятся первые источники возобновляемой энергии.

Однако будущие ветряные электростанции — это не красивые фантазии бесплодных мечтателей, а подкрепленные твердыми инвестиционными контрактами объекты «зеленой генерации». Их владельцем выступит альянс финской компании «Фортум» (той самой, что пыталась войти на рынок ТБО) и «Роснано», учредивший совместный инвестиционный фонд развития ветроэнергетики в этом году.

К 2022 году фонд планирует построить 26 ветропарков общей стоимостью 30 млрд рублей. Для их размещения выбрано шесть регионов страны, сосредоточенных преимущественно на юге. В «дорожную карту» вошли Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, а также два поволжских региона — Татарстан и Ульяновская область. Если первому выделен «лимит» на мощность в 100 МВт, то соседняя Ульяновская область «подписана» на мощности вдвое больше — 236 МВт. Ожидается, что здесь будет построено 7 ветропарков, а первый из них с 14 ветрогенераторами планируется сдать уже к концу этого года. К 1 декабря 2020 года первые два ветропарка должны начать поставку электроэнергии.


Масштабная компания по строительству ветропарков была запущена после того, как структура энергетической компании «Фортум» — «Фортум Энергия» в июне этого года прошла конкурсный отбор проектов возобновляемых источников энергии на 2018—2022 годы. Как следует из материалов администратора торговой системы (АТС), «Фортум Энергия» получила право на строительство мощности 1 ГВт, которая будет реализована в рамках договора на предоставление мощности (ДПМ) сроком на 15 лет. До начала конкурса «Фортум» и «Роснано» создали инвестиционный фонд развития ветроэнергетики, который и займется строительством объектов ветровой генерации. Как сообщила пресс-служба «Роснано», фонд намерен направить на эти цели 30 млрд рублей.

В отличие от Ульяновской области, где строительство идет вовсю, в Татарстане конкретные места для строительства еще не определены, уточнила пресс-служба «Роснано». В руководстве Министерства промышленности и торговли РТ, которое курирует проект, подтвердили эту информацию. «Конкретные места будут выбираться по результатам анализа экономических показателей проектов строительства ветропарков, на которые влияют многие факторы. В их числе: ветропотенциал конкретной местности, наличие инфраструктуры и т. п. Таким образом, детали по проекту будут сообщаться по мере прохождения соответствующих этапов его реализации», — пояснили «Реальному времени» в «Роснано». Конкретные сроки окончания поисков места под размещение площадок в пресс-службе «Роснано» назвать затруднились. «Это долгий процесс», — отметили в компании. Таким образом, говорить о том, когда энергия татарстанского ветра поступит в федеральный котел электроэнергии, не приходится.

«100 МВт — это не так мало, как может показаться на первый взгляд», — комментирует результаты распределения мощностей директор центра возобновляемой энергетики Георгий Ермоленко.

— Речь идет об инвестициях 200—250 млн евро. У «Фортум» есть возможность в течение года поменять регион, если они не найдут подходящие площадки для установки ветрогенераторов. Но если есть договоренности с правительством Татарстана, то вероятность такого варианта снижается. И, скорее всего, будут выбраны площадки на юго-востоке Татарстана, где ветра наиболее интенсивные, по сравнению с основной территорией РТ, — считает он.

«Русский ветер» — в президентской резиденции

Вслед за финской «Фортум» за энергию татарстанского ветра всерьез готова побороться турецкая Güriş Holding («Гюриш холдинг»), специализирующаяся на строительстве энергетических сооружений и имеющая активы в $3,5 млрд. Ее акционерами выступают сыновья основателя энергоимперии Идриса Ямантюрка (İdris Yamantürk).

В тандеме с компанией «Русский ветер» она намерена принять участие в конкурсном отборе проектов ветроэнергетики, которые будут объявлены в будущем году.

Как заявил «Реальному времени» гендиректор компании «Русский ветер» Евгений Николаев, заявка будет подаваться от имени ООО «Ветропарки Поволжья», зарегистрированного в Казани в феврале этого года.

«Пока общество на 100 процентов принадлежит нам, но сейчас состав учредителей меняется. Мы привлекаем под будущий проект инвестиции», — рассказал он. По его словам, компания будет подавать заявку на отбор 100 Мвт с ожидаемым сроком поставки энергии в 2019—2020 году. Прогнозный объем инвестиций — 11—12 млрд рублей.

Встреча в турецком Измире

Основным инвестором выступит Guris Construction and Engineering CO. INC. Договоренности об этом были достигнуты на встрече с президентом РТ в июле этого года, а на недавней Измирской выставке в Турции партнеры конкретизировали обязательства. «Турецкие инвесторы войдут в капитал компании после того, как мы выполним одно важное условие, которое они выдвинули в Измире. Сейчас мы его выполняем», — пояснил Николаев. Обязанности в тандеме распределены следующим образом: «Русский ветер» осуществляет девелопмент, готовит проект, передает Guris, а тот его реализовывает. Под проект крупный федеральный банк готов дать деньги. Но у турецкого инвестора есть собственные средства, т. к. его выручка $700 млн.

Готовясь в конкурсному отбору, компания «Русский ветер» согласовала пять ветровых площадок в нескольких муниципальных районах для замерения скорости ветра. «Это Алексеевский, Чистопольский, Верхнеуслонский, Камско-Устьинский и Рыбнослободский районы — все вдоль Волги. Потенциально может быть Спасский район», — перечислил он возможные места дислокации ветроэнергоустановок.

Одним из условий получения ДПМ в возобновляемой энергетике является обязанность по локализации генерирующего оборудования в России с глубиной в 65 процентов к 2019 году. По словам Евгения Николаева, сейчас ведутся переговоры с двумя зарубежными производителями ветроустановок с тем, чтобы в конце года турки могли выйти на заключение лицензионного контракта.

Бум строительства «зеленой генерации» охватил Россию буквально недавно. Он связан исключительно тем, что государство включило возобновляемые источники электроэнергии в программу ДПМ, несмотря на возражения традиционных генераторов. Однако глобальные игроки российского рынка электроэнергетики вышли на рынок ВИЭ лишь недавно. В 2015 г. финский «Фортум» заявился на 35 МВт, в 2016 году на конкурсном отборе «Росатом» получил 610 МВт мощности, а в июне этого года альянс «Роснано» и «Фортума» получили 1,4 ГВт, а «Росатом» 280 МВт. Первым обладателем ДПМ на ВИЭ стала компания «КомплексИндустрия», получившая мощность 90 МВт в 2013 году, потом в 2014 году ООО «АЛТЭН» достался 51 МВт, но они до сих пор не начинали строительство ветроэлектростанций. В прошлом году госкорпорация «Росатом» сосредоточилась на строительстве ветропарков в Краснодарском крае, даже не взглянув на Волгу. И лишь «Роснано» и «Фортум», выделив из 1ГВт мощности 100 Мвт Татарстану, можно сказать, открывают республике окно в мир возобновляемой энергетики.

Мягкий климат — помеха

Главной трудностью для генераторов является правильный выбор ветровой точки. Особенно в Татарстане, который не обладает высоким потенциалом ветрогенерации. «Татарстан — регион РФ с не самым высоким ветроэнергетическим потенциалом, если опираться на данные NASA США и Гидрометеоцентра РФ. Обычно ветряные станции ставят в тех местах, где средняя скорость ветра на высоте оси ротора ветрогенератора превышает 6,5 —7 м/с, чтобы получить высокий коэффициент использования установленной мощности — 35 процентов и выше. Но в Татарстане подобные станции по оценкам будут генерировать лишь 25 процентов от этой мощности», — отмечает Георгий Ермоленко.

В силу климатических особенностей Татарстана выбор ветровых площадок может растянуться надолго, если заранее не проводились исследования. А значит выработки электроэнергии не стоит ждать раньше 2021 года. «Выбор площадки — процесс не быстрый, на него уходит 3—4 месяца, — рассказывает глава центра ВИЭ ВШЭ. — Но больше всего времени занимает ветромониторинг, потому что данные NASA и ГМЦ РФ не позволяют точно оценить ветропотенциал площадки. То есть, если инвестор ошибся в расчетах на 20 процентов при оценке средней скорости ветра, то это приведет к двукратному завышению/занижению выдаваемой энергии. Тогда о какой экономике можно говорить! Поэтому на ветромониторинг уходит 1,5—2 года, после чего необходимо заложить еще год на само строительство ветроэлектростанции», — предупреждает он.

Почему в Ульяновской области планируется 236 МВт? «В этом регионе «Фортум» провел комплекс работ по строительству Симбирской ВЭС 35 МВт, установил связи, проработал совместно с региональными службами все сложные вопросы», — объяснил эксперт.

Обогнать «Фортум» в Татарстане турецкой компании станет возможно, если только они получат ДПМ. А к перспективе открытия ветропарков, которые будут функционировать на условиях розничного рынка, эксперты относятся скептически. «Единственным инвестиционным механизмом развития ВИЭ является ДПМ (договор предоставления мощности), — говорит Георгий Ермоленко. — Он гарантирует инвестору возврат капитальных и операционных затрат в течение всего срока эксплуатации. В будущем году будет следующий конкурс по отбору проектов ВИЭ. Для участия в отборе нужно иметь как минимум финансовое поручительство в 5 процентов от стоимости проекта, т. е. на 100 МВт потребуется $4 млн, собственный капитал в 20 процентов от стоимости проекта и нужно привлечь заемный капитал. Тогда как «Фортум» обладает собственным колоссальным капиталом и опытом, для них все привычно, для «Русского ветра» придется все эти проблемы решать впервые. Одним словом, если «Фортум» займет лучшие площадки в Татарстане, то Евгению Николаеву будет сложно конкурировать с международной генерирующей компанией».

Теперь реализация проекта зависит от «Татэнерго», а точнее от «Сетевой компании». Готовы ли они принять 200 Мватт и управлять ветровой генерацией?

«На мой взгляд, пока они не понимают, как работать с большими потоками переменной генерации. Ведь для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Если делать это по-людски, то надо ехать в Германию, изучать опыт и программное обеспечение, которое помогает держать баланс системы. По идее, они должны уже сейчас этим заняться», — полагает источник из отрасли. — Ведь никто лучше, чем они не знает режимов системы, графики нагрузки, и характеристики перетоков.

опрос
Луиза Игнатьева

Новости партнеров