«Дело гиблое»: экс-солиста «Казан егетләре» судят за «Хизб ут-Тахрир»

Родственники восьмерых обвиняемых в терроризме татарстанцев говорят о невиновности родных и политической подоплеке дела

В Казанском гарнизонном военном суде состоялось заседание по делу восьми молодых жителей Татарстана. По версии обвинения, они имеют отношение к международной террористической группировке «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в России). В числе подсудимых — экс-солист популярной татарской группы «Казан егетләре», представившийся заслуженным артистом Татарстана. Подробности — в репортаже «Реального времени».

Защита не нужна?

«Кончайте вы, у всех трагедия, а вы…», — упрекает родственница одного из подсудимых видеооператора за съемку у зала суда. Конвой заводит обвиняемых, а через какое-то время в зале оказываются их близкие: жены пытаются поговорить со своими мужчинами, однако приставы такой возможности не дают.

До оглашения фабулы дела суд вчера не дошел. Лишь продекларировал статьи обвинения. По версии ФСБ, 39-летний Азат Адиев из Аксубаевского района, 32-летний Асгат Хафизов, 30-летний Ленар Саитов и 29-летний Рузиль Давлетшин из Азнакаево, 27-летний Тимур Узбеков из Ташкента (Узбекистан) и трое казанцев — 43-летний Альберт Валиуллин, 31-летние Радик Зарипов и Павел Хевронин причастны к организации деятельности террористической организации и участию в ее деятельности, а также в организации экстремистской организации. Кроме того, Адиеву и Саитову также вменяется вовлечение в совершение преступления несовершеннолетнего.

В суде каждый из обвиняемых ходатайствовал об отказе от услуг адвокатов.
Некоторые ссылались, что на ознакомление с делом (без малого полсотни томов) у новых, назначенных судом защитников уйдет много времени. Уж лучше защищаться самостоятельно. А Павел Хевронин открыто заявил суду: дело политизировано, адвокаты здесь — фигуры формальные.

Против выступили представители прокуратуры, обосновывая это тем, что в подобном деле закон обязывает наличие защитника у подсудимого. В итоге суд оставил всех адвокатов при работе.

«У них ничего не нашли, ничего нет»

Подсудимые попросили перерыв на знакомство и общение с новыми адвокатами. Суд дал время и отправил прессу и родственников на полчаса в коридор.

Близкие обвиняемых в беседе с журналистами отметили, что выбирать адвокатов им не позволяют. Так, адвокат Руслан Нагиев, который защищал право учителей из мордовского села Белозерье работать в местной школе в платках, должен был защищать Азата Адиева. Он уже взялся за дело, но после некого давления адвокат связался с родственниками и сказал: «Дело гиблое». И дал понять, что если выиграть пару лет, обвинение в апелляции все равно вернет свои позиции, так что лучше принять дежурных адвокатов. То же самое произошло и с нанятым адвокатом Рузиля Давлетшина.

Отметим, что обвиняемый Адиев на вопрос суда о госнаградах сообщил, что является заслуженным артистом Татарстана. В свое время Адиев выступал в составе популярной татарской группы «Казан егетләре», позже с другом организовал свою группу «Райян» и позиционировал ее как мусульманскую.

Родственники подсудимых считают, что в уголовном деле много нестыковок и политики, а обвинения строятся лишь на показаниях засекреченных свидетелей. Сами обвинения родственники считают абсурдными, считая, что разговоры об исламе не могут трактоваться как преступление.

— У них ничего не нашли, ничего нет. Это мусульмане, которые посещали мечеть, читали намаз, лучшие мужья, лучшие сыновья. Они работали, достигали высот — среди есть и начальники, и артисты. Обычные люди, жившие обычной жизнью, только исповедующие ислам. Кому-то надо было посадить террористов, придумали эту статью и просто посадили, — рассказывает родственница обвиняемого Ленара Саитова.

3 года под арестом

Под стражей все восемь обвиняемых находятся уже почти 3 года. Первая и последняя официальная информация появилась в день задержания — 14 октября 2014 года. Тогда пресс-служба УФСБ по РТ сообщала о масштабной операции по задержанию восьми лидеров (!) республиканской структуры международной террористической организации «Хизб-ут тахрир Аль-Ислами" (запрещенной в РФ, — прим. ред.), часть из которых уже имеют судимости. Также сообщалось, что в ходе обысков по 20 адресам было изъято «значительное количество пропагандистских материалов данной организации на бумажных и магнитных носителях».

В суде один из адвокатов упомянул и о том, что подсудимым вменяется организация автопробегов с флагами «Хизб-ут тахрир». Впрочем, родственники эти данные опровергают, утверждая, что за те пробеги уже есть наказанные, а в прокуратуре предлагают подождать оглашения обвинений.

А вчера адвокаты ходатайствовали о перерыве в заседаниях ради ознакомления с доказательствами следствия. Редкий случай, когда адвокат сам для себя просит «срок» (кто-то планирует одолеть почти полсотни томов за две недели, кто-то за полтора месяца). Представитель прокуратуры РТ прервал эти рассуждения: «Три дня и не больше».

Суд оказался не столь категоричен и, «учитывая производственный календарь и занятость адвокатов», отложил рассмотрение дела на 5 сентября.

Александр Шакиров

Новости партнеров