Как авиамоделистов обязали чипировать все, что летает и тяжелее 250 граммов
Минтранс РФ увидел в школьных кружках потенциальную угрозу нацбезопасности
Авиамоделистов поставят на учет. Всех, кто делает модели весом свыше 250 граммов, приравняли к владельцам дронов. Теперь им нужно будет регистрировать свои летательные аппараты. Новый закон принимали для борьбы с терроризмом, но ударит он прежде всего по школьникам, которые мастерят самолетики в кружках, и по спортсменам-авиамоделистам. По словам мастера спорта международного класса Глеба Бабинцева, под угрозой срыва — более десятка международных соревнований, которые должны пройти в России. Подробности в материале «Реального времени».
«250 граммов — это полностью перекрывает все техническое творчество»
В центрах детского технического творчества тишина — дети на каникулах, педагоги догуливают последние дни отпуска. В ЦДТТ имени Чкалова только от корреспондента «Реального времени» узнали о том, что работа авиамодельных кружков под угрозой из-за того, что с 5 июля владельцы беспилотных летательных средств должны ставить свои аппараты на учет. Речь идет не только о дронах, которых стало настолько много, что они, возможно, представляют угрозу гражданской и военной авиации или, если запускаются в городе, — коммунальным службам (были случаи, когда дроны запутывались в проводах). Регистрировать согласно поправкам в Воздушный кодекс нужно все беспилотные летательные аппараты весом более 250 граммов. А это практически все самолеты и вертолеты, которые делают мальчишки в кружках.
— 250 граммов — это вообще полностью перекрывает все моделирование, все техническое творчество, все наши соревнования республиканского и российского уровня. 250 граммов — это очень маленький вес. Все, что мы делаем — радиоуправляемые самолеты, вертолеты, коптеры, это все намного больше 250 граммов, начинается от 500, — разочарованно говорит Игорь Сергеев, преподаватель кружка авиамоделирования Центра детского технического творчества имени Чкалова.
По словам Сергеева, 250 граммов весит хороший комнатный самолет, но летать в комнате быстро надоедает, и мальчишки совершенствуют свои аппараты, отправляются на улицу — либо в парк Победы либо на поле рядом с поселком Мирный.
— Я слышал, что новые правила ввели, но руководство мне пока команды не давало, что и как надо делать, — говорит педагог.
Шило на мыло: вместо платы квалифицированная подпись
Руководство, то есть Федерация авиамодельного спорта России, само в замешательстве. Закон вступил в силу 5 июля, но процедура регистрации не проработана. «Как у нас в стране принято — строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения», — говорит Игорь Трифонов, вице-президент Федерации авиамодельного спорта России.
— Мы устали писать бумаги и языки стерли, объясняя, что это — крест на нашей деятельности. Мы пытаемся убедить, что спортивное моделирование не должно попадать в плоскость этого закона, но пока нас не слышат, — говорит Трифонов.
Впрочем, федерации удалось кое-что объяснить Минтрансу РФ: в первоначальном проекте закона предусматривалось взимание пошлины за регистрацию — около 200 рублей. Именно это, а не заботу о безопасности, Игорь Трифонов считает поводом для создания закона.
— А ради чего это затевается? Деньги зарабатывать — других нет задач. И не только регистрация: перерегистрация, внесение изменений, получение статуса пилота — это все платно. Подломил самолетик в 250 граммов крылышко, отремонтировали — тоже нужно будет перерегистрировать, опять деньги, — говорит Трифонов.
По последней информации федерации, в закон подготовили изменения, которые плату за регистрацию исключили. Впрочем, кардинально это ничего не поменяло.
— Буквально позавчера видели обновленный проект нормативного акта. Да, из него убрали напрямую фразу о платности этой процедуры, но ввели квалифицированную электронную подпись, которая стоит 3—4 тысячи рублей и ежегодно требует обновления. То есть каждый ребенок, человек, который покупает игрушку в магазине, должен иметь такую подпись. Да ее не каждое юрлицо имеет! — говорит Глеб Бабинцев, мастер спорта международного класса.
«Это лишь оттолкнет детей от занятий техническими видами спорта»
Глеб Бабинцев, Игорь Трифонов и другие представители Федерации авиамодельного спорта считают, что процедура регистрации никак не будет способствовать безопасности. Злоумышленники уж точно регистрироваться не будут, а все спортсмены проходят обучение в своих клубах. Они знают, где и как можно и нельзя летать, и не заинтересованы в авиационных происшествиях, потому что это их любимый спорт.
— Надо работать с аудиторией «хоббистов», которые никуда не относятся. Может быть, надо создавать отдельные организации для таких лиц, и мы тоже об этом думаем. И если мы говорим о безопасности, то безопасность достигается другими способами. Гражданина лучше обучить, чтобы он знал, где и как можно летать, потому что 98 процентов нарушений воздушного пространства происходят не из злого умысла, а потому, что граждане элементарно не проинформированы, — говорит Глеб Бабинцев.
Федерация авиамодельного спорта десятки лет самостоятельно ведет учет авимоделей и владельцев в соотвествии с требованиями Международной федерации аэронавтики. По номеру на крыле БПЛА идентифицируется в любой стране мира.
— Обременять авимоделистов дополнительной процедурой только потому, что авиамодели де-юре вошли в категорию беспилотников, нецелесообразно. Это не увеличивает безопасность. Это лишь оттолкнет детей от занятий техническими видами спорта. Если порядок будет принят, то это крайне негативно отразится на детях. И сегодня уже это происходит. Мы только оправились от закона 2015 года, когда начался отток детей из кружков, и сегодня получаем вторую волну, — говорит Глеб Бабинцев.
В 2015 году были внесены первые изменения в Воздушный кодекс в части использования беспилотных воздушных средств, которые стали заградительными, и у спортсменов-авиамоделистов «полгода ушло на внесение изменений, на борьбу с этим законом, но эти полгода откинули страну на два года назад».
— Был принят ФЗ №462, который сделал авиамодельный спорт вне закона. И родители, которые водили детей в кружки, не хотели, чтобы они сызмальства в «анамнезе» получали какое-то административное правонарушение. У нас были случаи, когда полицейские ловили детишек, которые запускали модели, и в судебном порядке мы с ними тоже разбирались, — говорит Бабинцев.
«Под угрозой срыва крупные международные соревнования»
То, что кружки авиамоделистов окажутся вне закона, — это еще не все. «У нас снова есть отмененные соревнования, потому что требования регистрации БПЛА не определены. Норма закона в силу вступила, но порядка нет. И они не хотят нести ответственность».
— У нас под угрозой срыва крупные международные соревнования, потому что иностранные спортсмены, федерации априори не поставят никакую свою модель на учет здесь. Получается, что Россия себя ввергает в самоизоляцию на международной спортивной арене. Мы знаем о сложных отношениях федераций других видов спорта, когда пытаются максимально наших спортсменов не допустить, уличить в чем-то. Авиамодельный спорт, к счастью, до сих пор не трогали, не исключали нас из международного календаря. Сейчас у нас было запланировано 17 международных спортивных мероприятий. Каждое из них — под угрозой срыва. Если мы их сорвем, то международная общественность Россию просто вычеркнет из списка в этом виде спорта, — сокрушается Глеб Бабинцев.
Россия не первая страна, которая решила регистрировать беспилотники. В декабре 2016 года эта мера была введена в США, но к сегодняшнему дню от нее отказались.
— США тоже обеспокоены безопасностью, они за это время получили статистику, срез рынка: кто, где, на чем летает. Поняли, что никакой опасности это не несет, а самое главное, что такая мера, как учет или регистрация, против злоумышленника бессильна — злоумышленник не будет регистрироваться. И они сделали это добровольной процедурой. И сегодня США возвращает деньги тем владельцам дронов, которые используют их в развлекательных и спортивных целях. Попробуйте в России представить, чтобы государственная структура, получив деньги, потом возвращала их обратно? — говорит Бабинцев.
«Мы настаиваем, что авиамоделисты должны быть исключены из обязательного учета»
Когда подзаконные акты, связанные непосредственно с учетом и регистрацией БПЛА, доработают — неизвестно. Вести учет и регистрацию должно подведомственное Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Как сказано на сайте компании, проект готовится к направлению в Минюст и правительство. Пока он не утвержден, нет оснований для наступления административно-правовых последствий для владельцев незарегистрированных беспилотников.
— Мы все ждем постановления правительства. Мы настаиваем, что в этом документе авиамоделисты должны быть исключены из обязательного учета. Либо полностью эта функция должна быть, как и сейчас, возложена на Федерацию авиамодельного спорта. В противном случае правительство обречет детей на дополнительные траты при занятиях любимым спортом, — подытоживает Бабинцев.
Кружки авиамоделирования сейчас переживают второе рождение. Если еще 5 лет назад мальчишек туда привлекали с трудом, то только в прошлом году в ЦДТТ имени Чкалова зачислили 60 человек, еще больше ожидают в этом году.
— Три года назад вы видели коптер где-нибудь? А сейчас у каждого телеканала он есть. Делая радиоуправляемый самолет, ребенок учится азам электроники — по сути, такая же, только сложнее, используется в военных беспилотных коптерах. У меня есть друзья, которые вместе со мной занимались моделированием и сейчас работают в таких компаниях, как «Эникс». Ребята, начинавшие с деревянных летательных планеров, перешли к беспилотникам. За этим техническое будущее, — говорит педагог ЦДТТ имени Чкалова Игорь Сергеев.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.