Набережным Челнам поставили двойку

Глава «Челны-Хлеба» предложил поднять уровень Нижнекамского водохранилища в целях решения экологических проблем автограда

Большой депутатский десант Госсовета РТ высадился накануне в Набережных Челнах, чтобы, как выяснилось, обсудить возможное поднятие уровня Нижнекамского водохранилища и целую программу по улучшению береговой зоны, парков, водных ресурсов, набережных автограда. Это должно будет привести в будущем к улучшению экологической ситуации в городе и вообще в Прикамье. Сколько на это потребуется средств, где их в кризис взять, на что их в конечном счете потратят, выяснял покатавшийся вместе с депутатами и чиновниками города корреспондент «Реального времени».

«Тамада» Рафаэль Юнусов, уставший Вагиз Мингазов и реорганизация «Челны-Хлеба»

Инициатором поездки депутатов и самого выездного заседания стал гендиректор ЗАО «Челны-Хлеб» Рафаэль Юнусов, который в то же время является депутатом Госсовета и членом того же комитета. Юнусов и встречал казанских гостей и представителей СМИ у себя, на хлебокомбинате, в роли, как он сам выразился, «тамады» («Мне отсюда всех приезжих видно, всех угостить могу», — шутил он за столом под шатром).

Бизнесмен разного рода чиновникам различных министерств и ведомств, отвечающих за природу, экологию, водные ресурсы и прочая, рассказывал о своей компании, пока те уминали выпечку производства Юнусова и хлестали прохладительные напитки. Стояла страшная жара. Вагиз Мингазов, бывший владелец «Вамина», ныне депутат Госсовета и член комитета Тахира Хадеева, выбрал стул в тени и грузно уселся на него — судя по виду, он предпочел бы с него и не вставать и вместо предстоящей экскурсии по набережным остался бы в шатре «Челны-Хлеба». Под шатром была тень, и довольно скоро там собрался и комитет Госсовета в полном составе, и скучающие чиновники городской администрации. То одному, то другому, а затем и депутатам с журналистами вообще Юнусов рассказывал, как печет хлеб, как удалось повысить организацию труда на предприятии, в результате чего работать на одной линии стало меньше людей из-за большей автоматизации в том числе. «А людей-то у вас сколько в итоге осталось?» — осторожно спросила бизнесмена коллега по Госсовету депутат Роза Заббарова, намекая на необходимость обеспечения низкой безработицы. Юнусов, кажется, на такой вопрос даже обиделся: «Мы этих людей никуда не уволили. Благодаря высвобождению людского ресурса и повышению производительности труда организовали дополнительно два цеха», — объяснил он (численность рабочих «Челны-Хлеба», к слову, за год выросла, составив в 2014 году 5 018 человек, так что рост безработицы в автограде — вряд ли вина Рафаэля Юнусова).

Экскурсия по самому предприятию была, наверное, самой краткой в истории РТ — во всяком случае, на взгляд автора этих строк, побывавшего на десятках подобных парадных ознакомительных визитов вип-гостей на местные предприятия. Так, один из своих цехов Юнусов, помня о цейтноте, охарактеризовал лаконичным образом: «Консультировали нас американцы. Оборудование новое поставили. Все работает замечательно и безотказно. Пойдемте отсюда».

Предприятие, кстати, одно из успешных в Татарстане. Цифры, установленные на покачивающемся от ветра табло (в конце концов, оно упало), из-за жары мало кого привлекали (тень держала депутатов цепко), а зря. Цифры непривычно позитивные. Выручка от продажи в прошлом году по предприятиям группы составила 11,18 млрд рублей (что больше, чем в 2013 году на 1,5 млрд, и это при том, что 2012-2013 годы компания прошла на унылой ноте стабильности почти без какого-либо роста). Налоговые отчисления составили 875 млн рублей. Говоря о налогах, «тамада» Юнусов шутя рассказывал доверительным тоном ряду представителей природоохранных ведомств РТ: мол, плачу немало налогов и потому, наверное, имею право на какие-то «свои предложения» (Юнусов, в частности, активно продвигает идею благоустройства улицы Центральная и речного порта, но об этом ниже). Ежегодные инвестиции колеблются на отметке 380-390 млн рублей.

Почему депутатов Госсовета РТ не впечатлила набережная Василя Шайхразиева

Вместо ожидаемого главы исполкома Наиля Магдеева гостей встречал вместе с Рафаэлем Юнусовым первый замглавы Ринат Абдуллин. Между прочим, для последнего экология и природоохранные зоны не пустой звук. Абдуллин, до того как уйти в бизнес и перед тем как прийти в автоград — с 2004 по 2009 годы, — возглавлял похожий комитет Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию, а с 2009 по 2011 годы был первым замминистра экологии и природных ресурсов РТ.

Именно Абдуллин сразу после того, как депутаты с представителями министерств и ведомств покинули гостеприимный хлебокомбинат, сменил Юнусова на посту гида. Новому гиду повезло меньше. Следующим пунктом туристического маршрута для депутатов стала гордость автограда, которую оставил в наследство горожанам бывший мэр Василь Шайхразиев: набережная им. Г. Тукая вдоль речки Мелекеска от Дельфинария до Колокольного моста. Осмотр выполненного благоустройства мог пройти в той же динамичной манере, что и цехов «Челны-Хлеба», однако председателя комитета Госсовета Тахира Хадеева набережная, увы, отчего-то не впечатлила. В глаза ему сразу бросились два бетонных красавца-штыря, торчащих из воды Мелекески. Каждый штырь облюбовали себе чайки, испуганно глядевшие на политиков-туристов.

Нарекания у Хадеева вызвал и цвет воды (совершенно непонятный, но точно не прозрачный: «А хотелось бы, чтобы вода была прозрачная»), и противоположный, неблагоустроенный берег: какие-то заросли, хибары, явно незаконный любительский пляж, где плескалась местная ребятня. Абдуллин пытался обратить внимание на хорошие моменты, но Хадеев не унимался: «Мы не критикуем же, это всего лишь наши пожелания. Чтобы это речное богатство служило нам».

Понурые челнинские чиновники двинулись дальше. Взмыленный Вагиз Мингазов старался не отставать и, несмотря на явную усталость, все время мелькал впереди всех, время от времени кидая печальный взор на неустроенность окружающих территорий. На следующей стоянке все почувствовали резкий запах, доносящийся от речки. Дети, несмотря ни на какие запахи, спокойно себе плескались в воде — понятно, в неположенном для купания месте. На чиновников (а среди них были и те, кто прекрасно знает, что официально купальный сезон стартует лишь 29 мая) детвора взглянула мельком и небрежно и продолжила свой отдых.

«Но ведь это река. Всегда запахи такие были и будут»

«Обратите внимание на запах», — произнес наконец тоже оторопевший от вони Тахир Хадеев. Совершенно, причем, излишне: вонь чувствовали все. «Это зависит, наверное, от хозяйствующих субъектов, организаций, сливающих сюда стоки. Пройдет 10-15 дней, вода начнет зеленеть. И будет совершенно по-другому пахнуть. Хотя ресурсы, чтобы привести воду в порядок, есть. И нам надо посмотреть, как убрать источник этого запаха. Чтобы тут была благоприятная для отдыха обстановка. Вы согласны со мной? Отмечаете запах?» — поинтересовался у коллег и журналистов депутат. «Отметили», — смущенно вздохнули все. Депутаты двинулись к следующей точке осмотра.

Задержался лишь на минуту Ринат Абдуллин, которому набережная, собственно, лишь досталась в наследство от прежней команды мэра и который не имел еще возможности оценить ее запахи, грустно развел руками, недоуменно заглядывая в глаза то журналиста, то своего подчиненного: «Но ведь это река. Заводь. Всегда запахи такие были и будут». Не добившись ни от кого вразумительного ответа или хотя бы одобряющего взгляда, Абдуллин, тяжело вздохнув, побежал догонять депутатов. Колокольный мост гостей впечатлил — он, можно сказать, прекрасным своим видом точно оттенял убожество окружающих мест. Местные дети, которые и здесь умудрились сделать себе пляж, казались, впрочем, совершенно счастливыми, спасаясь от жары в холодной воде. Депутаты и представители природоохранных ведомств, еще недавно сошедшиеся во мнении о плохой воде и дурном запахе, следили за счастливо купающейся детворой с плохо скрываемой завистью: на жаре некоторым пришлось даже снять пиджаки. «В воду бы», — пробормотал скорее про себя, нежели обращаясь к кому-то, один из чиновников природоохранного ведомства.

Как Рафаэль Юнусов лоббировал у Госсовета РТ реконструкцию улицы Центральной

Ринат Абдуллин, решив, что терять уже нечего, сам обратил внимание на «больное место Набережных Челнов», показав на болотистую пустошь, вдававшуюся прямо в город: «Заросло все. Заилилось. Это одна из наших проблем, конечно». Не воспользоваться случаем обратить внимание на другое больное место, конечно, не мог и Рафаэль Юнусов.

Когда депутаты прибыли на улицу Центральную и осмотрели окрестности Речного порта (точнее то, что таковым называется сегодня), то обнаружили, что вокруг царит запустение. Вокруг когда-то главной улицы города уныло лежали пустыри, кое-где заросшие кустарниками и тростниками. Порт — точнее дебаркадер — представлял собой дополнительный и исчерпывающий штрих: ни инфраструктуры, ни тем более какой-то «облагороженной территории для отдыха» рядом с ним, конечно, не было. Вдоль Камы тянулся напрочь разрушенный бетонный бортик с торчавшей металлической сеткой и штырями. Как заметил один из чиновников позднее, если судить по порту о городе, то со стороны автоград может показаться умирающим поселком. Юнусов, печально вздохнув, обращаясь к гостям автограда, заметил:

— Я депутат от этого округа, ко мне обращаются десятки, сотни тысяч жителей по поводу этой территории. Они удручены, недовольны той картиной, что царит вокруг. Район запущен. Здесь ничего «такого» нет. И береговая, и наземная часть требуют реконструкции. О чем тут говорить, если 50 и 100 лет назад эта территория выглядела лучше, чем сейчас, — в сердцах бросил Рафаэль Юнусов (у которого, по его собственному признанию, как раз здесь на берегу расположен дом).

Почему уровень водохранилища необходимо поднять на 5 метров: версия челнинских чиновников

И денег, забыл добавить Юнусов. И за него это сделал Ринат Абдуллин, не совсем в шутку заметив, что глава «Челны-Хлеба» обещал в случае принятия соответствующей программы выделить на нее «миллионов 10, а то и 20». Рафаэль Юнусов невозмутимо кивнул. От запущенной территории Речного порта депутаты с журналистами направились на теплоходе в центр города, где должно было пройти заседание комитета. Теперь уже должность гида перешла к самому Тахиру Хадееву, который нацепил по этому случаю мегафон и объявил всем о необходимости улучшения территории (о чем высказывался в том числе и врио президента РТ Рустам Минниханов, предложивший в конце апреля сделать 2016 год Годом водоохранных зон Волги и Камы), для чего требуются решения на уровне как РТ, так и РФ. Айрат Насыбуллин (ныне начальник административно-технической инспекции при исполкоме, с 2001 по 2013 годы был начальником Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ) первым — все так же, в мегафон — обозначил один из ключевых пунктов возможной программы: поднятие уровня Нижнекамского водохранилища (а здесь без разрешения федеральных властей, конечно, не обойтись).

— Обратите внимание: это не просто Кама, а место, где река запружена плотиной, создавшей прекрасный вид шириной 11 километров. Уровень водохранилища был спроектирован на 68-ю отметку. На эту отметку были выполнены и береговая защита, основные сооружения по защите берегов от затопления. Все берега не успели защитить. Объем работ не выполнен как раз по Мелекесскому заливу. Не выполнена берегозащита реки Челнинки на этот уровень. И сегодня эксплуатационная отметка — 63,3 метра, — объяснил Насыбуллин. — В результате слева мы видим заросли тростника, заболачивание, разрушение береговой защитной полосы, к сожалению («А там наркоманский притон местного значения», — как раз объяснял Рафаэль Юнусов одному из депутатов, показывая в заросли — прим. ред.). Потому что вода не пришла на свою проектную отметку. Из-за этого мы не можем спроектировать вокзалы, порты. Они у нас стоят сухие. Все, что было запроектировано, не эксплуатируется. Все от того, что нет отметки 68 метров. Еще одна проблема — незавершенное строительство ливневого коллектора, который должен забирать наши ливневые стоки для очищения. В итоге все ливневые стоки сбрасываются во внутренние водоемы Набережных Челнов (а в итоге — в Каму — прим. ред.), — произнес свою грустную речь бывший главный камский эколог.

Как корреспондент «Реального времени» поговорил с Тахиром Хадеевым о миллиардах и о том, где их взять

На вопрос, когда поднимут отметку на 68 метров, Насыбуллин честно ответил: не знаю. Не знает этого, конечно, и Тахир Хадеев, проведший импровизированную пресс-конференцию прямо на палубе теплохода. Хадеев похвалил своего депутата, т. е. Юнусова, за активность, за «радение за интересы горожан».

— Но если сравнивать районные села и Челны, то Челны по благоустроенности парков и береговой линии проигрывают. Проигрывают при этом в ситуации, когда столько у вас воды. Столько нет ни у одного города. Но мы видим, что и законы, и регламенты не все выполняются (челнинскими чиновниками и местными организациями — прим. ред.). Сегодня на заседании будет открытый разговор. И надо искать пути решения. Надо принять программу, все просчитать и подсчитать. И обращаться уже с ней, может, даже в Москву, — поделился планами депутат.

Корреспондент «Реального времени» не мог не поинтересоваться вопросом, где на все эти наполеоновские планы взять деньги? Особенно в кризис? И есть ли смысл начинать это большое дело именно сейчас? Тахир Хадеев, которого вопрос явно задел за живое и о котором он тоже явно много думал, заметил:

— Понимаете, не за один присест все делается. Надо составлять программу. Это программа на 2-3-10 лет. И должна быть последовательность. Надо просто расставить приоритеты. Эту проблему не решит один исполком и ваш глава. Задача общая. Когда мы определим решение, там будет видно, — объяснил он нам.

— Но потребуются огромные деньги, тут ведь одним миллиардом даже не обойдется.

— Наверное.

— А финансирование таких природоохранных вещей обычно у нас осуществляется по остаточному признаку, — поделились мы скепсисом.

Тахир Хадеев, ничего не ответив про конкретную сумму, все-таки обратил внимание на серьезность подхода к проблеме со стороны республиканских властей, которая выразилась в том числе и в визите делегации депутатов Госсовета.

— Ваше слово будет даже решающим, — заверил нас председатель комитета. — От того, как вы все это преподнесете. Не только как грязь какую-то. А в том смысле, что есть проблема. Проблема в том числе и организаций, отвечающих за это все, получающих за это деньги.

Главные загрязнители автограда: КАМАЗ и автолюбители

На самом заседании комитета Госсовета РТ прибыл уже и глава города Наиль Магдеев, который заметил, что экологическую нагрузку город испытывает в первую очередь из-за КАМАЗа: «Она не маленькая, признаемся. Показатели, характеризующие экологическую нагрузку, мы знаем. Поэтому одной из главных задач для дальнейшего развития города и является вопрос охраны окружающей среды», — заявил он. А его первый замглавы Ринат Абдуллин добавил в числе прочего еще одну причину ухудшения экологической ситуации — увеличение числа автомобилей. В 2014 году их стало 180 тысяч. В результате в прошлом году в атмосферу было выброшено 59 тыс. тонн загрязняющих веществ (фенол, оксид углерода и диоксид азота). В том числе 47 тыс. тонн или 79% от автомобильных выхлопов. В какой-то степени помогла уменьшить выбросы новая трамвайная ветка (благодаря вложенным 530 млн рублей) — на 4,5 тыс. тонн веществ в атмосферу выброшено в итоге меньше. Тем не менее уровень загрязнения воздуха характеризуется по-прежнему как высокий. Одним из решений проблем, по версии Абдуллина, может стать создающееся муниципальное пассажирское предприятие, для которого уже размещен заказ на «НЕФАЗе» на 200 автобусов на газомоторном топливе.

Абдуллин на совещании тоже напомнил о неопределенности в связи с отметкой водохранилища. От этого зависят и почти 35 километров прибрежной зоны автограда, которые необходимо благоустраивать. Деньги на это, признался Абдуллин, нужны немалые. Рафаэль Юнусов по вопросу денег высказался философски:

— На все это известный ответ: «Нет денег». Всегда одинаковый он. И на этот раз мы предполагаем на наши планы такой же. Это не так. Деньги были всегда. И всегда их можно найти. Вы посмотрите на красоту нашей природы, и в каком состоянии у нас все, — с горечью заметил Юнусов. — Грязно, везде мусор, неблагополучные территории. Непростительно! Мы по этому поводу должны же сказать свое веское слово.

А не затопит ли промышленные объекты «Татнефти»?

Под веским словом (помимо почти обещанных им 20 миллионов на обустройство района речного порта) бизнесмен и депутат понимает создание межведомственной комиссии, которая будет состоять из депутатов, представителей профильных министерств и ведомств. Чтобы затем разработанную комиссией программу внести на обсуждение на одном из заседаний Госсовета РТ. «Хочется уже дать старт и изменить ситуацию», — закончил свою эмоциональную речь глава «Челны-Хлеба».

Ряд депутатов Госсовета, впрочем, выразили сомнения в такой уж необходимости поднятия уровня водохранилища. Депутат Мухамeтвалей Хуснутдинов (замгендиректора ОАО «Ритэк», директор ТПП «Татритэкнефть») намекнул на возможное затопление строений, деревень, лесов, в том числе и ряда промышленных объектов «Татнефти». На что получил ответ от ряда представителей природоохранных ведомств: капитальное строительство на уровне затопления в 68 метров на берегу Челнов все равно было изначально запрещено.

Деньги, безусловно, вопрос краеугольный. И волновал он на заседании всех, хотя прямо о миллиардных инвестициях высказывались лишь некоторые. Тахир Хадеев, по-видимому, со времени нашего вопроса на теплоходе все это время думавший о возможных источниках финансирования, заметил, что проблема серьезная и на ее обсуждение понадобится время. Само же общение депутатов, бизнесменов и журналистов назвал «эффективным».

— Вот молодой человек, Ринат Асгарович (Абдуллин — прим. ред.), за вами сидит, — внезапно указал председатель комитета Госсовета РТ на автора этих строк. — Он тоже сказал: «Здесь, говорит, большие суммы нужны». Они (жители города — прим. ред.) тоже думают об этом, понимаете?

Сколько точно потребуется средств на все вышеизложенное, станет известно после представления программы благоустройства водных ресурсов автограда. Вероятнее всего, ближе к осени.

Сергей Афанасьев, фото и видео автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров