«Россия, вслед за европейцами, захотела отменить роуминг внутри страны»

Представители крупнейших игроков телекома на бранче «Реального времени» о связи пятого поколения, войне со спамом и «пакете Яровой»

«Россия, вслед за европейцами, захотела отменить роуминг внутри страны»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Какие требования «пакета Яровой — Озерова» вызывают у сотовых операторов наибольшую тревогу? Почему инициативу ФАС об отмене роуминга внутри России необходимо реализовывать крайне осторожно? К каким последствиям для рядового абонента приведет реализация закона, направленного на борьбу с нелегальным распространением сим-карт? Успеют ли операторы внедрить мобильную связь нового поколения до 2024 года и есть ли вообще необходимость в 5G? Ответы на эти вопросы были озвучены на очередном бранче «Реального времени» с участием представителей крупнейших игроков телекоммуникационного рынка России.

«Пакет Яровой» и разумность

За одним столом на очередном бранче «Реального времени» в отеле DoubleTree by Hilton Kazan City Center собрались представители крупнейших игроков телекоммуникационного рынка России. Основной темой встречи стали законодательные ограничения и требования органов власти, оказывающие наибольшее влияние на отрасль. Ожидаемо, что в первую очередь участники встречи отметили «пакет Яровой — Озерова», принятие которого вызвало мощнейший общественный резонанс и мгновенный отклик операторов связи, которых непосредственно касаются данные поправки.

Эксперты отмечают, что реализация закона потребует от операторов сотовой связи серьезных вложений в создание инфраструктуры, что безусловно отразится на стоимости услуг, приобретаемых абонентами. В то же время спикеры надеются на то, что у них будет достаточно времени на подготовку к реализации «пакета».

— Сейчас идет этап обсуждения подзаконных актов, в которых уточняются требования закона Яровой. Прежде всего стоит вопрос разумности заявленных сроков хранения информации об абонентах, — высказался директор регионального отделения по РТ поволжского филиала ПАО «Мегафон» Андрей Золотарев. — Пока эти сроки приводят к тому, что операторы должны развивать в своей структуре центры хранения данных и объемы этих данных впечатляют, а затраты, которые понесет оператор, несравнимы с теми инвестициями, которые оператор вкладывает в развитие сети.

Его коллега, директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов добавляет, что сейчас актуален вопрос, касающийся контента, который будет необходимо хранить операторам: «Подразумевается, что практически весь ip-трафик должен быть сохранен, причем достаточно длительное время. Под ip-трафиком понимается не только передача информации — фактически, если абонент запрашивает у нас некий контент, мы его тоже должны сохранить. Это потребует огромных материальных затрат и хранилищ».

В свою очередь, территориальный управляющий казанского кластера ПАО «ВымпелКом» Ильгиз Гибадуллин, заявил, что на данный момент в диалоге оператора и законодателя используются два ключевых слова: «чрезмерность» и «достаточность». Как только стороны определят, что есть чрезмерность, а что достаточность (к примеру, нужно ли хранить и записывать то, что абонент смотрел мультики), движение в сторону конкретных технических регламентов существенно ускорится.

Закрывая тему «пакета Яровой», руководитель маркетинга ПАО «Ростелеком» Кирилл Глухов подчеркнул, что для оператора крайне важно, чтобы персональные данные абонентов были защищены, но в то же время не менее важно, чтобы компания имела возможность продолжать зарабатывать.

Взять внутрисетевой роуминг и отменить

Другая инициатива, затрагивающая интересы операторов, исходит от Федеральной антимонопольной службы: в прошлом месяце ФАС, много раз просившая операторов отказаться от роуминга внутри России, перешла в наступление. Цены на услуги связи в поездках по России не должны отличаться от цен в домашнем регионе — по мнению ведомства, такая разница экономически и технологически не обоснована. Если этого не случится, ФАС начнет расследование в отношении операторов, и закончиться оно может оборотным штрафом за неисполнение предписаний службы. Заняться подготовкой к расследованию ФАС вынуждают «вялотекущий переговорный процесс и отсутствие конкретных решений по снижению тарифов в поездках по России».

— Вслед за европейскими законодателями, которые отменили роуминг внутри Евросоюза (там эта тема достаточно давно обсуждалась), по всей видимости, российское государство тоже захотело внедрить подобное. Надо взвешенно, последовательно и очень осторожно подходить к такому ценовому регулированию, поскольку последствия для операторов, для рынка коммуникаций могут быть гораздо сложнее, чем это видится со стороны, — прокомментировал инициативу ФАС Андрей Золотарев.

Директор по маркетингу «Таттелеком» Александр Смирнов акцентировал внимание участников бранча на том, что речь идет конкретно об отмене внутрисетевого роуминга: «Каждая компания внутри себя отменяет этот роуминг, и местные тарифы сравниваются с тарифами за пределами родного региона. Это не значит, что абонент, позвонив на другую сеть, будет иметь те же тарифы».

— Действительно, речь идет о внутрисетевом роуминге, когда абонент, перемещаясь из одного субъекта Российской Федерации в другой, пользуется услугами одного оператора. Исторически так сложилось, что это была платная услуга, но рынок постепенно идет к отмене этой составляющей, поскольку все большую долю в нашем тарифном портфеле занимают пакетные предложения, а внутри этих пакетов у операторов, как правило, внутрисетевые звонки по России уже имеют одну цену, — резюмировал Золотарев.

Кто пострадает от закона о сим-картах?

Также в конце июля президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на борьбу с нелегальным распространением сим-карт. Документ устанавливает, что услуги сотовой связи и доступа в интернет предоставляются физическим и юридическим лицам, сведения о которых внесены в базу данных систем расчета оператора связи. По мнению директора по маркетингу компании «Таттелеком», в ужесточении требований к персонификации нет никаких проблем — Александр Смирнов считает, что в этом вопросе государство идет по правильному пути.

— И раньше были требования к тому, чтобы персонифицировать абонентов, — напоминает Андрей Золотарев. — Тем не менее, у каждого оператора есть некие каналы продаж, есть категории потребителей, которые не всегда добросовестно заключают договор обслуживания, не внося туда свои паспортные данные. Закон направлен на то, чтобы исключить договоры, в которых нет паспортных данных. Например, приезжие не очень заинтересованы в том, чтобы персонифицироваться — они, как правило, совершают покупку сим-карты в «специальных» точках продаж, и там, как правило, наши партнеры пренебрегают получением паспортных данных.

Ограничение партнерских продаж в данном случае не является выходом из положения. Дело в том, что развитие собственной розницы довольно затратно, и операторы нацелены на привлечение партнеров, дабы делить с ними затраты на обслуживание клиентов. Согласно данным, озвученным Ильгизом Гибадуллиным, доля партнеров зачастую может составлять больше половины. Заметим, что данный закон вводит ответственность партнеров за нарушение договоров с оператором — то есть, то, чего так не хватало операторам ранее.

Спикеры отмечают, что закон против «нелегального распространения сим-карт» может отразиться на времени обслуживания клиента — оно может несколько увеличиться. Также не самые приятные последствия ждут физлиц, которые на момент вступления закона в силу имели «неправильно оформленную» сим-карту (паспортные данные или не были внесены, или же были внесены, но с искажениями), — оператор обязан прекратить обслуживание таких абонентов. В такую ситуацию можно попасть из-за замены паспорта по возрасту (ваша сим-карта была оформлена на старый паспорт), или из-за того, что вы покупали свою сим-карту в юном возрасте и были вынуждены оформить ее на родителя. Как отмечает Ильгиз Гибадуллин, это не злоупотребления, а реалии жизни: «Они все не «американские шпионы» — они обычные граждане, просто в свое время была вот такая система».

В свою очередь, директор казанского филиала Tele2 Марат Кабанов считает, что масштаб проблемы преувеличен: сейчас уже не встретишь той массовой продажи «безымянных» сим-карт в переходах или других местах скопления народа, что можно было наблюдать несколько лет назад.

«Абонент не платит за связь намного больше, чем несколько лет назад»

Также на встрече с участниками рынка был поднят вопрос главных раздражителей для абонентов — мобильной и смс-рекламы. Приглашенные эксперты уверены — она никуда не денется, и директор регионального отделения по РТ поволжского филиала ПАО «Мегафон» Андрей Золотарев объяснил по какой причине.

— Рынок услуг сотовой связи находится в стадии зрелости, следовательно, количество абонентов прирастает не максимально быстрыми темпами, тем не менее затраты у операторов возрастают из года в год — здесь можно говорить и о затратах на электричество и о покупке оборудования, 99 процентов которого мы закупаем за доллары, возрастает нагрузка на сети. Нагрузка на оператора возросла, при этом абонент не стал платить за связь намного больше, чем несколько лет назад. Поэтому для оператора особенно важно искать новые источники доходов, и мобильная реклама — это один из них. В этом ключе операторы будут продолжать искать новые источники дохода, и эти эксперименты продолжатся. С другой стороны, конечно, это ни в коем случае не должно вызывать негатив или нервировать абонента.

В то же время, борьба со спамом в смс-рекламе, за рассылку которого некоторые операторы до сих пор получают крупные штрафы, продвигается довольно успешно — в этом уверен представитель ПАО «ВымпелКом» Ильгиз Гибадуллин, подкрепивший свои высказывания статистикой.

— Три года назад наша компания объявила войну спаму — было очень много негатива от наших абонентов на этот счет, — делится опытом спикер. — На мой взгляд, война эта проходит достаточно успешно. По итогам мая текущего года количество спама (смс, на которые не подписывался абонент) составило, условно, одно смс-сообщение на тысячу человек. Однако полностью от этого избавиться только усилиями оператора не получится — нужно приложить совместные усилия вместе с абонентами.

Также на встрече с участниками рынка был поднят вопрос главных раздражителей для абонентов — мобильной и смс-рекламы Максим Платонов/realnoevremya.ru

«Куда государство выбирает инвестировать — в хранение данных или в высокие скорости?»

В беседе с представителями крупнейших игроков телекомотрасли невозможно было не поговорить о программе развития цифровой экономики и интернете вещей (более подробно тему обсуждали в рамках прошлого бранча с представителями рынка телекоммуникаций), а именно об одном из ее основных тезисов — внедрении мобильной связи нового поколения 5G. Заметим, что программа рассчитана до 2024 года и на реализацию требований у операторов остается чуть более шести лет, однако участники встречи уверены, что это вполне адекватные сроки.

— Несмотря на шестилетний срок реализации данного проекта, а также на то, что мы в настоящее время активно занимаемся сетью 4G, чтобы максимально охватить абонентов, я уверен, что мы уложимся в указанные даты, — заявил директор по продажам на массовом рынке филиала МТС в РТ Антон Перцев.

«ВымпелКом» уже модернизировал собственные сети для легкого перехода на сеть нового поколения в ближайшем будущем, и параллельно с этим оператор тестирует технологию 5G. В то же время их коллеги из «Таттелекома» подписали соглашение с «Ростелекомом» о создании опытной зоны на территории Татарстана — по предварительным данным, базой для зоны станет город Иннополис. «Мегафон» может похвастаться тем, что на ЧМ-2018 по футболу оператор запустит пилотную зону 5G — компания уже получила частоты для развертывания опытных зон в России. Также «Мегафон» разворачивал тестовую зону на прошедшем в июне ПМЭФ, и продемонстрировал колоссальные скорости 5G.

«Несмотря на шестилетний срок реализации данного проекта, а также на то, что мы в настоящее время активно занимаемся сетью 4G, чтобы максимально охватить абонентов, я уверен, что мы уложимся в указанные даты», — заявил Антон Перцев Максим Платонов/realnoevremya.ru

Спикер также указал на то, что в настоящее время примерно 17 процентов абонентов «Мегафона» в РТ имеют устройства, поддерживающие 4G, около 60 процентов имеют устройства, поддерживающие 3G — то есть до сих пор есть абоненты, чьи устройства вообще не потребляют интернет.

— Важные вопросы: готов ли к пятому поколению пользователь и какую услугу он будет получать на этих скоростях. Вопросы целесообразности инвестирования тоже на высоком уровне стоят — не вся территория охвачена 3G и 4G, а мы говорим о 5G. Вспоминая закон Яровой: во что государство выбирает инвестировать — в хранение данных или в высокие скорости? — резюмировал Золотарев.

Лина Саримова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчиТехнологииТелекоммуникации Кабанов Марат Мигдятьевич

Новости партнеров