Казань признана третьей столицей, но уступает по комфорту Йошкар-Оле и Ульяновску

В индексе качества городской среды столица РТ оказалась лучше большинства городов-миллионников, но хуже ближайших «нестоличных» соседей

Казань признана третьей столицей, но уступает по комфорту Йошкар-Оле и Ульяновску Фото: Роман Хасаев

Минстрой России составил индекс качества российских городов. Система оценки состоит из 120 показателей, каждый из которых отвечает за определенный тип городского пространства и отображает степень качества среды по одному из критериев. Индекс организаторы исследования сравнивают с медицинской экспресс-диагностикой, проводимой для того, чтобы выявить основные проблемы. У Казани — проблемы почти во всех сферах, единственный момент, по которому город обошел конкурентов, — социально-досуговая инфраструктура. В остальном соседние Чебоксары, Ульяновск, Йошкар-Ола и Набережные Челны — опередили. Подробности — в материале «Реального времени».

Рейтинги составляли по селфи и бесплатным туалетам в парках

Минстрой России, АИЖК и КБ «Стрелка» составили индекс качества российских городов. Главные показатели — это жилье и прилегающая инфраструктура, озелененные и водные пространства, уличная инфраструктура, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура и прилегающее пространство и общегородское пространство. Каждый из показателей оценивали по нескольким критериям — безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие и современность среды.

Учитывалось и количество аварийного жилья, пожаров и ДТП, количество преступлений и средняя скорость приезда скорой помощи. Доля панельных домов, соотношение цен на самое дорогое и дешевое жилье. Количество парков и садов и даже их оснащение бесплатными туалетами. Количество фотографий, сделанных в общественных пространствах и выложенных в соцсетях, загруженность дорог и объекты социальной инфраструктуры.

Учитывалось и количество парков и садов, и даже их оснащение бесплатными туалетами. Фото Олега Тихонова

Все города разделили по принципу численности населения и географического расположения (некорректно сравнивать по количеству зеленых насаждений Краснодар и Анадырь, например).

Индекс организаторы исследования сравнивают с медицинской экспресс-диагностикой, проводимой для того, чтобы выявить основные проблемы. «После того, как проблема обнаружена, можно переходить к ее более углубленному изучению и рекомендовать конкретную «программу лечения». Впрочем, о «программе лечения» Минстрой, подводя результаты исследования, не обмолвился, зато казанские архитекторы и градостроители уже давно прописали Казани «курс процедур» (об этом ниже).

Челны обогнали Казань

Казань авторы индекса отнесли крупнейшим городам и дали 153 балла — это третье место в общем зачете. Лидером рейтинга ожидаемо стала Москва (221 балл), на втором месте — Санкт-Петербург (196 баллов). На четвертом — Нижний Новгород (148 баллов).

Есть в рейтинге еще один татарстанский город — это Набережные Челны, он в списке крупных городов. Автоград получил рейтинг в 163 балла. Больше всего здесь у Твери — 180 баллов.

Есть в рейтинге еще один татарстанский город — это Набережные Челны, он в списке крупных городов. Фото naberezhnye-chelny.mishkionline.ru

Интересно, что если не разделять рейтинги на крупнейшие и крупные города, то Челны обогнали Казань сразу по четырем позициям из шести. Лучше, чем в столице Татарстана, здесь оказались жилье и прилегающие пространства, а также уличная инфраструктура, причем за безопасность — долю аварийного жилья, количество ДТП с участием пешеходов и количество пожаров — Челны набрали максимальные 10 баллов. Лучше, чем в Казани,— озелененные и водные пространства, причем сразу на 7 баллов. Они более комфортные, экологичные и безопасные, единственное, по чему Казань выигрывает в этом критерии, — современность среды (8 из 10 баллов), за экологию зеленые пространства Казани получили минимальный 1 балл. Общественно-деловая инфраструктура в Набережных Челнах тоже оказалась выше — разница в 12 баллов.

Хуже в Челнах с общегородским пространством и социально-досуговой инфраструктурой.

Хороший результат среди миллионников и плохой — среди соседей

В общероссийском срезе Казань, несмотря на гордые звания третьей столицы, спортивной столицы и внушительное портфолио международных мероприятий, выглядит скромно. В городах-соседях жить оказалось комфортнее и безопаснее. К примеру, Йошкар-Ола получила 176 баллов, причем более высокие оценки у города по всем показателям. У Ульяновска — 162 балла, ниже, чем у Казани, только индекс социально-досуговой инфраструктуры (здесь учитывалась доля учреждений здравоохранения и образования, находящихся в аварийном состоянии, процент школ и больниц, приспособленных для маломобильных групп населения, посещаемость музеев и театров, доступность спортивных площадок).

Нижний Новгород, несмотря на то, что отстал от Казани в общем зачете, по большинству показателей опережает. Так, там лучше уличная инфраструктура — выше индекс пешеходной доступности, состояние надземных и подземных переходов, меньше ДТП. Лучше общегородское пространство — больше зеленых зон, меньше заброшенных зданий, выше экологичность, определяемая степенью загрязнения воздуха и воды.

Нижний Новгород, несмотря на то, что отстал от Казани в общем зачете, по большинству показателей опережает. Фото kvedomosti.com

Индекс общегородского пространства и уличной инфраструктуры также оказался выше у Кирова. Чебоксары получили 172 балла, уступив Казани только по индексу социально-досуговой инфраструктуры.

Надо признать эффект последних лет борьбы за парки, скверы и водоохранные зоны — среди городов-миллионников Казань с 19 баллами по озелененным и водным пространствам занимает третье место после Москвы и Питера. Однако в общем списке, с учетом городов с численностью менее миллиона жителей, 19 баллов — один из самых плохих результатов. К примеру, у Таганрога — 37 баллов, Тамбова — 32, а у Чебоксар — 23.

«Мы должны стремиться к обеспечению комфорта жителей, а не только туристов»

Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич к результатам рейтинга Минстроя России отнесся скептически: «Совершенно не факт, что он сделан точно и объективно. Тут вопрос не в том, кто имеет хорошие данные, а кто как умеет представлять хорошие данные, чтобы получить более высокий рейтинг».

Впрочем, по некоторым позициям Александр Дембич с выводами согласен. По его словам, «мы уделяем много внимания центру, а большие жилые массивы остаются необустроенными».

Александр Дембич: «Надо стремиться в городе внедрять зеленые зоны и связывать их пешеходной сетью, чтобы это превратилось в аллеи, бульвары, и тогда город приобрел бы другое качество для жителей в первую очередь». Фото Романа Хасаева

— Если мы возьмем стратегию социально-экономического развития, которая утверждена в прошлом году, то там одна из главных задач на ближайшие 5—7 лет — это развитие центров планировочных районов. Чтобы каждый район получил свой развитый центр, который по качеству не уступал бы общегородскому, — говорит Александр Дембич.

Другая важная задача — формирование зеленого каркаса города.

— У нас озеленение не равномерно распределено по территории — в центре мало, а много на периферии. Надо стремиться в городе внедрять зеленые зоны и связывать их пешеходной сетью, чтобы это превратилось в аллеи, бульвары, и тогда город приобрел бы другое качество для жителей в первую очередь. Мы должны стремиться к обеспечению комфорта жителей, а не только туристов, — говорит Дембич.

Третья важная задача, которая касается как раз создания комфорта для жителей, — обустройство жилых дворов.

— Остро стоит вопрос с парковочными местами — это серьезная проблема. Надо произвести инвентаризацию всех дворов, выяснить, где паркуются машины, найти резервы для их размещения. Если мы не решим этот вопрос, то город захлебнется в автомобильной проблеме, — говорит Александр Дембич.

Дарья Турцева
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 12 авг
    Все это условно, я бы не стал переезжать в Набережные Челны или в Йошку
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Ерунда, живу в Йошке, почти во всем она уступает Казани. Единственный плюс что нет пробок больших.
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Про парковки в Казани сказано правильно. Надо в центре сносить кирпичные боксы ( это анахронизм ) и строить многоэтажные парковки. Например, около КГСА....
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Но в Казани намного комфортнее чем в Ульяновске. Там даже дорог нет нормальных
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Нет дорог нет пробок зато)
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Дембич прав и не нужно искать пророков на стороне.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    так Дембич с партнерами и есть автор проблем Казани - только Фишман научит как надо урбанизировать и работать с жителями - а местные архитекторы - снобы - - только стенания и рисуют охранные зоны
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    завод закроет мерия и ТЦ Вам поставит в Парке Крылья Советов
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Иногда возникает ощущение, что Казань для мэрии это только центр, набережные, парки, а Азино и прочие Горки -там люди не живут( та часть города, куша турист или московский чиновник не забредёт никого не интересует
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Очень субъективный рейтинг, надуманный. И Нижний, и Йошкар Ола, и Ульяновск на голову ниже Казани по всем параметрам. То что в Нижнем меньше заброшенных зданий - абсолютная чушь, центр города в довольно печальном состоянии, это факт. Про Киров я вообще молчу - город забытый федеральными властями который скорее выживает чем живет .. Что прискорбно а не радостно. Про переходы только правда и пешеходную доступность !!!
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    а про экологи, зеленые зоны - неправда? парки и скверы если есть, то маленькие по площади и деревьев почти нет - особенно в центре, потому что каждый клочок дорогущей земли стараются продатьа пляжи? в каком они состоянии? городские, я имею в виду? в прибрежных зонах идут стройки - что на Казанке, что на Волге, вода там скорее напоминает канализационные стоки, рискуют купаться там только камикадзе.

    У нас все нацелено на извлечение макисмальной прибыли для горстки людей, к сожалению. Но никак для удобства и комфорта горожан. Иногда, кончено, получается, что эти две цели пересекаются, но, к сожалению, очень редко...
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Про это «надо» я слышу уже лет 10, а воз и ныне там.
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Не соглашусь, в тех городах зато рабочих мест намного меньше чем в Казани
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    насмешили казань....Новосибирск или Екатеринбург но никак ни Казань!!!!
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Дембич прав.Мэрия как всегда занимается очковтирательством. Обустраивают только центр города.Стоит отъехать несколько остановок от центра и там такой же бардак и грязь как и 20-30 лет назад.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Не соглашусь. Те же проспект победы, горьковское шоссе, авиастроительный район - они вполне благоустроены
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Чем они благоустроены то? Никаких тц в авиастрое и в помине нет
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Как ТЦ к благоустройству относится?
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    В Йошке шикарная набережная Брюгге, напичканная скульптурами исторических, литературных персонажей, но нет скамеек. Дороги нормальные, а тротуары и внутриквартальные дороги, в старой части города все убитые. Детские площадки во дворах - отстой. Зелени много. Новостроек много, но жилье не продается - народ нищенствует. На рынке все дорого:местные овощи и ягоды-фрукты стоят дороже, чем привозные - кг помидор, например, 120-140 рублей. Йошка привлекательна главным - близостью Казани.
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Ульяновск? Был там недавно несколько дней. По сравнению с Казанью это вообще дыра! Напоминает Казанские виды 90-2000 годов.
    Ответить
  • Анонимно 13 авг
    Интересно, а что, совсем никто не знает что столица (престольный град) - это город в котором есть престол (воздвигаемый на коронацию трон) в храме, где происходило венчание на царство)? В Казани престола нет и не было! И какая же Казань "третья столица"?
    Ответить
  • Анонимно 13 авг
    В Нижнем на каждом шагу заброшенные старые дома, которые не реставрируют, а просто заколотили окна! И это в центре города!!! Да, в Казани проблема с парковками, но по другим показателям однозначно обходит и Нижний и всех остальных...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии