«Казанские татары честолюбивы и даже надменны...»

Французский историк XVIII века знакомит мир с тюркскими обитателями Поволжья. Часть 2

В петербургском издательстве «Дмитрий Буланин» вышла книга выдающегося французского историка Пьера-Шарля Левека (1736—1812) «История народов, подвластных России», посвященная этнографическому описанию Российской империи XVIII века. Редактор издания Игорь Кучумов специально для «Реального времени» подготовил новый фрагмент из этой работы, посвященный татарам (перевод с французского — Лилия Сахибгареева).

Об их внешности и характере

После завоевания Казанского ханства Иваном Васильевичем татары, входившие в состав этого государства, рассеялись, ища спасения вдали от победителей, но когда русские сменили гнев на милость, множество их вернулось на родину своих предков. Бывшие татарские земли заняла нация-победитель, с которой они стали жить смешанно. Их можно встретить повсюду в крае, называемом сегодня Казанской губернией, территория которой намного больше прежнего татарского царства.

Большинство татар проживает вокруг Казани, занимая две знатные слободы; все прочие татары жительствуют по особливым деревням, которые смежны отчасти с русскими же, а отчасти и с татарскими селениями. Выходцев из Казанского ханства можно найти также в Оренбургской губернии, где они живут оседло. Не следует путать их с ордами, кочующими в степях этого обширного края.

Казанские татары очень не похожи на монголов, которых столь часто путают с татарскими породами. Лица у них продолговаты, а у монголов круглы. Нос у монголов едва заметен, а у татар он сухощавый и длинный. У первых глаза устроены иначе и выдают обладателей их породы, а у вторых они маленькие, но вострые и по большей части черные, походят на европейские. Сложением татары здоровы и выносливы, но худощавы, и обыкновенно небольшой рост в соединении с кротким и несколько робким взглядом придает им не очень внушительный вид.

Казанские татары. Pauli F.H., «Les Peuples de la Russie», 1862. Илл. zidanio.livejournal.com

Однако они честолюбивы и даже надменны. Вежливые друг с другом, они не менее честны с чужеземцами: от них не уйдешь без какого-либо подарка. Встречаясь, они подают взаимно обе руки и протянув, кладут одну на другую, говоря при том: «Да будет с тобою мир!» (Салом маликам!). В ответ на такое приветствие нужно сказать те же самые слова. У восточных народов нет привычки обнажать голову, здороваясь друг с другом.

Они выказывают большое уважение к старости, и нет более ласкового выражения, чем назвать мужчину аксакалом (белобородым). Поелику бороды у стариков седеют рано, это выражение означает уважение к почтенному возрасту. Они охотно приглашают стариков в советы, а все важные дела предпринимают, предварительно посоветовавшись с ними. Эти почтенные мужи всегда занимают первые места, в семьях исполняют роли священнослужителей и судей, читают молитвы, решают распри и предупреждают разводы.

Благодаря воспитанию и вере, к которой они сильно привязаны, татары чистоплотны, воздержанны, во всем умеренны и сердобольны. Их женщины выделяются скорее здоровым обликом, чем красотой своих черт.

Об их жилищах

Все татарские избы одного вида: почти всегда деревянные, одинакового размера и цвета, с широкими полатями, занимающими без малого половину избы. Небольшие отверстия, расположенные через равные промежутки, пропускают солнечный свет; у зажиточных людей окна закрыты стеклом или слюдой, а у бедных вместо них используются промасленные бумага или тряпки, или налимовая шкура.

«Живописная Россия», т. 8, ч. 1, 1899. Илл. zidanio.livejournal.com

Жилища скудных людей состоят из одной только избы, которой дверь выходит на улицу, и по причине плоской кровли напоминает куб. Русские называют эти убогие дома юртами; тем же словом они обозначают землянки камчадалов, хижины тунгусов, шатры калмыков. Слово сие есть татарское, иногда оно встречается в сочинениях, посвященных России, и означает просто жилье.

Татарский домашний скарб состоит из самого необходимого и не предназначен для показа своего положения; татары исходят из своих потребностей, а не из тщеславия, и не стараются приукрасить свою скудость и пустить пыль в глаза чужеземцам. Небольшое число поваренной, столовой и чайной посуды, также земледельческой и рукодельной снасти, несколько сундуков, разложенные на полатях, которые служат им вместо кроватей, стульев и столов, ковры, войлоки или циновки — вот и весь их домашний прибор. Татары никогда не ложатся спать раздевшись, потому что еще не пользуются постельным бельем. Они равнодушны к тому, что красиво, но бесполезно, и довольствуются тем, что имеют.

Об их одеянии

Они бреют голову и бороду, оставляя только хохол да усы, носят рубахи, широкие штаны, кожаные чулки, ботинки и широкий камзол, перетянутый поясом или сабельной подпояской; к поясу привешивают нож, саблю и табашный прибор. Голову покрывает скуфейка (речь идет о тюбетейке. Автор называет головной убор скуфейкой, исходя из аналогии с мягкой бархатной шапочкой темных цветов, носимой православным духовенством под названием скуфья. Поверх тюбетейки татары часто надевали разнообразные меховые и матерчатые шапки,— прим. ред.), иногда расшитая золотом, на которую надевают они плоскую шапку с околышем из мягкой рухляди. Нижнее одеяние шьют из холста и обыкновенно с оторочкой, верхнее из сукна, а у богатых еще и с позументом.

Женский наряд подобен мужскому. Это востроносые сапоги, нижнее платье, украшенное на груди вышивкой в том месте, где оно застегивается; верхнее одеяние шьется из тонкого сукна и шелка, иногда из дорогих материй, и украшается бахромками, шнурками и золотыми петлицами. Пояс же носят или шелковый, или серебряным набором украшенный, голову покрывают шапкой с корольками или монетами, грудь подобной же косынкой. Волосы, собранные в косу, свисают на спину, в них вплетают корольки, монеты, ленты, обернутые вокруг туловища в виде шарфа, концы которого спускаются на бедра; иногда в каждом ухе у них имеется по два кольца, скрепленных спадающей на плечи и унизанной монетами цепочкой. Они носят кольца на пальцах, а некоторые даже продевают кольца в ноздри. Шея украшается бусами из бисера.

«Одежда Российского государства». Худ. Ф.Солнцев, 1869. Илл. zidanio.livejournal.com

Оренбургские татарки носят на груди бретели (узкие полоски ткани, ленточки и т. п., пришиваемые к одежде (сорочке, сарафану и т. д.) и поддерживающие ее на плечах, — прим. ред.) с большими кистями из золотых, серебряных нитей и гвоздик, аромат которых ими любим, поэтому они часто притрагиваются к ним руками. Волосы заплетают в две большие косы и покрывают шапкой с великими ушками, украшенной сверху золотыми и серебряными монетами как чешуей ( речь идет о женском татарском головном уборе калфак, прим. ред.). Лоб прикрывается нанизанным жемчугом. По праздникам они надевают поверх шапки вторую, с околышем из мягкой рухляди. Простые женщины носят платья из китайки (китайка — ткань, первоначально шелковая, затем хлопчатобумажная, производившаяся в Китае; массово ввозилась в Россию в XVIII — начале XIX веков, — прим. ред.) и покрывают голову спускающейся на спину фатой, в летнюю пору ходят в расшитых цветной шерстью и крепко подпоясанных рубахах.

Об их пище

Татарам-магометанам не дозволяется есть удавленных и павших скотов. Им даже предписывается резать пойманную дичь, дабы выпустить из нее кровь. Скверными и в пищу негодными почитают они всяких хищных зверей и птиц, свиней, насекомых, червей и рептилий.

Из мяса дают они преимущество конятине. Особенно они любят жирное мясо, разрезают его на мелкие кусочки, варят его и едят руками; однако городские татары отказались от этого отвратительного обычая и пользуются ложками. Все их яства без пряного коренья, но с жиром и с маслом.

Многие садят в огородах своих всякую зелень, а иные довольствуются полевыми растениями. С того времени, как стали они упражняться в землепашестве, вошли у них в употребление крупяные и мучные ествы. Они очень любят в горячей золе печенные лепешки, но даже самые богатые не привыкли еще каждодневно есть хлеб. Повседневно они питаются кашицей из сорочинского пшена (сорочинское пшено — рис, — прим. ред.) и сваренными в воде клецками. Не меньше любят они и курмач, который делается из пшеницы, ржи, ячменя или турецкой пшеницы (турецкая пшеница — кукуруза, — прим. ред.), которую они толкут, а потом едят в сухом виде или сваренной в молоке.

«Всемирная иллюстрация», 1875, №5. Илл. zidanio.livejournal.com

Молоко они хлебают сырое или топленое и изготавливают из него множество сортов сыра. Лишь немногие имеют достаточное количество лошадей, чтобы побаловать себя кобыльим молоком, которое они предпочитают коровьему. Без чая трудно им пробыть, они варят его в котлах и приправляют оный маслом да солью.

Питаются они четырежды в день и едят, сидя по-турецки на широких полатях в своих избах. До и после приема пищи совершают омовение и молятся.

Коран запрещает им употреблять крепкие напитки, но некоторые преступают сей закон. Все пьют медовуху, не почитая того за грех, иногда перегоняя ее в чрезвычайно крепкий напиток. Табак курят оба пола и всякого возраста люди так охотно, что преступают иногда и умеренность (в XVII—XVIII веках табак потреблялся в Евразии практически повсеместно, включая Московское государство и Западную Сибирь, невзирая на запреты священнослужителей и государственных служащих, — прим. ред.).

Об их промыслах, делах и знаниях

В былые времена татары знали только пастушескую жизнь, но, оказавшись окруженными более многочисленным населением, и особенно когда русские заняли большую часть их страны, стали обрабатывать землю для своего пропитания. В этом искусстве они даже превзошли своих завоевателей. Им нравится разводить пчел, что приносит им доход.

Всякая почти деревня имеет своих кожевников, красильщиков, портных, сапожников, плотников и кузнецов. Трудолюбивый женский их пол прядет и ткет собственную шерсть или лен и пеньку своего приобретения. Многие из них упражняются в выделке юфти (сорт прочной толстой кожи, — прим. ред.), сафьяна и мыловарном деле. Их нельзя назвать ленивыми, но, имея небольшие потребности, они живут скромно, довольствуются тем, что есть, и не утомляют себя работой; будучи экономными, они при этом умудряются хорошо жить.

«Живописная Россия», т. 8, ч. 1, 1899. Илл. zidanio.livejournal.com

Их купцы энергичны и умны. Они совсем не ведают о векселях и сим подобных письменных обязательствах, посему как при закупках, так и при продаже товаров надобно быть или самим купцам, или их поверенным. По восточному обычаю торгуют они больше променом одних товаров на другие и редко используют наличные деньги. Они отвозят товары, производимые русскими и самими ими, киргизцам, бухарцам (бухарцы, бухарские татары — в русских документах того времени обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, составлявших население Бухарского ханства, — прим. ред.) и иным азиатцам. Пустыни и орды разбойных народов они пересекают лишь в составе многолюдного обоза, называемого караваном. Часто бывая по нескольку лет от жилищ своих в отлучке, они иногда даже не возвращаются домой и заводят на новом месте семьи. Их торговля прибыльна, а добросовестность позволяет им быстро разбогатеть, но иногда они разоряются, становятся невольниками и заканчивают свои дни в услужении.

Сии татары не образованны, как мы, но их нельзя назвать невежами, а их знания вполне соответствуют ложным представлениям наших предков. Они не изучают древние языки, но хорошо знают свой и владеют русским. По большей части знает всякая деревня свое происхождение, а иногда имеет оное и на письме. Многие татарские мужики, а чаще еще торговые люди имеют небольшие собрания письменных повествований и очень недурное знание о происшествиях как своих собственных, так и соседственных владений, да сверх того изрядное сведение о своих древностях. Которые из них желают полнее изучить арабский язык и углубить познания в магометанстве, обучаются в школах Бухары. Именно туда должны отправляться молодые люди, которым предстоит получить духовный сан, но таковых бывает мало.

Счисление времени они начинают с хиджры, то есть с Магометова побега, соответствующего нашему 622 году. Весь их месяцеслов основан на лунном исчислении, он начинается с равноденствия в марте. Пятница есть первый день их недели. Хотя для отправления религиозных обрядов татары следуют своему календарю, общему для всех магометан, в жизни по примеру своих соседей они используют наши месяцы и число дней нашего года.

Продолжение следует


Игорь Кучумов
ОбществоИстория
комментарии 75

комментарии

  • Анонимно 04 сен
    Какое описание наших предков. Будет ещё?
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Иллюстрации в статье не верно подписаны. На первой фотографии Нижегородские татары. Остальные фотографии тоже надо проверять.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Из этого описания мы узнали, что татары в 18 веке употребляли алкоголь, курили табак (причем даже женщины), ели по 4 раза в день, а не по 3, как принято сейчас
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    татарские женчины не курили! ложь и провокация! казанские и оренбургские татары и земля была единой!
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    и тут ходили мамонты)
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Сколько ложного, невежественного, высокомерного! Ужас!
    Типичное восприятие колонизатора.
    В ответ они получили две мировые войны. А теперь пришествие жителей своих колоний.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Забавно этих колониалистов почитать сейчас, когда они теряют свою силу.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Да! Вы абсолютно правы! Типичный колонизатор!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    о хиджабах вообще даже упоминания нет!!!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    женщины в хиджабах...
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    на какой фотке увидел хиджаб?
    Ответить
    Анонимно 03 ноя
    Если предки в прошлом носили лапти, должны ли потомки так же остановится на том же уровне и носить тоже лапти? Думаю нет, Ведь потомки носят обувь как и предки но более улучшенную не теряя сути. Вот на основе этого грубого примера можно сделать вывод что если предки татар выбрали путь ислама, то чего удивительного в том что современные татары практикующие ислам продолжают этот путь изучая больше и точнее то как надо его практиковать? Ведь та степень постижение ислама предков, не является потолком и пределом, мерило правильности задают не предки, мерило правильности задает религия которую выбрали предки татар. Вот и получается если предки татар выбрали путь ислама, использовали арабскую вязи для татарского языка и использовали имена и фамилии на основе рабских слов, то татары которые продолжают путь предков, они просто продолжают изучать религию восполняя и дополняя то что не успели изучить предки. Следовательно если брать тех кто носит хиджаб и тех кто носит светскую европейскую одежду, то те кто одели хиджаб они в разы ближе к предкам и ближе тем что они продолжили путь предков изучая и практикуя ислам постигая то, чего не могли постигнуть предки из за ряда причин. Это называется прогресс и движение в изучении той религии, которые выбрали предки 922 году.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Спасибо, были рады узнать что мы совсем не похожи на монголов ))

    С уважением, Татары
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Татаро-монголы не есть нынешние монголы.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Не было монголов, это были татары! Во всех источниках того времени есть только татары.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Татары были и есть всегда чистоплотны
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    татарин + татарка = много, много татарчат! якшы була! куп чиста татар!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Кто проверял?
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    У моей Суфья абием всегда!!! на плите деревенской печи стоял кумган наполненный теплой водой! Чистота тела и опрятность в одежде у татарского народа всегда стояли на первом месте. Я ни когда не слышал в разговоре и не замечал повадка к табаку и не встречал табачных принадлежностей (кисеты, муштук и др.) у наших татарских аби. Ложь заморско-петровская!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    удивительно
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    "Они бреют голову и бороду, оставляя только хохол да усы, носят рубахи, широкие штаны, кожаные чулки, ботинки и широкий камзол ". Это очень напоминает Запорожских казаков , в принципе это все булгарский пласт .
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    имеется ввиду бородка..
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    У моей бабушки в деревне жили и русские и татары, когда она рассказывает про быт русских у меня шок, аж передергивает. Их чистоплотности только татары и научили
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    В Поволжье везде было диковато. Самое цивильное место в России раньше - Север. Архангельская, Псковская нынешние области.
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    там жили дикие русичи
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Однако русские трахомой не болели.
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    в русских деревнях, еще как болели!
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    и вымирали....
    Ответить
    twr001 11 сен
    Ну само собой - татары русских мыться обучили. И земледелию. И ремёслам. И науке. И искусству. Основали Российскую Академию наук, открыли университеты, театры, музеи. Построили железные дороги и пром. производство. Ну и далее: авиацию, космонавтику, мореплавание - всё татары. А вот Юрий Гагарин, говорят, прямо с немытой ж. в космос полетел. Куда ему, русскому до татар... бабушка врать не будет.
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    Стоп twr001! все вами перечисленное, уже позже все народы вместе, сообща и в дружбе или при помощи кнута
    возводили!
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    точно. как только татары русских мыться научили, так и поперло все в содружестве)
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    )))) а я слышал, что всему полезному русских научили только древние укры.
    а оказывается еще и татары)))
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    нет такого народа - татары, булгары они
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    булгары- это часть предков казанских татар, среди предков половцы, финно-угры. Мишаре, тептяре,например, вообще не имеют никого отношения к булгарам
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Тептяри (татары) есть потомки буляр(булгар) осевших в западном Башкортостане .Можете почитать самого титулованного башкира Заки Валиди там все есть .
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    У моей бабушки в деревне жили и русские и татары, когда она рассказывает про быт татар у меня шок, аж передергивает. Их чистоплотности только русские и научили
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    И ученики явно превзошли учителей
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    учи историю , татарстан бывшая волжская булгария и не говори больше так у нас письменность даже раньше появилась. учи историю друг
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    есть области в России,где в деревнях нет представления о бани... а тут трещите о чистоплотности татар
    Ответить
  • Анонимно 05 сен
    Про то что курили я неоднократно слышал. Да было такое. Некоторые татары до сих пор уверены что они крымские татары один народ
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    что тебя так разрывает на части?..оглушил всех...твоя эбием не в 18 веке жила..она не пример..и хиджаб татарки сейчас стали напяливать..это не национальная одежда татар..
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Да, мы есть один народ - ТАТАРЫ!
    Ответить
  • Анонимно 05 сен
    достали татар казанских булгар уже
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    Мне 58 лет, я помню как бабушки нююхали табак из кисета и чихали а мы смеялись, ну было же такое. не надо спорить - кто лучше, кто хуже в Поволжье уже всех народов корень одна с язычества, но думаю нас много производных после монголло- татарского ига и в Росии и за пределами, например только Венгрия 200 лет ига даром не прошли . Мало сохранилось в лесах чистокровных....
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Вам 58 лет. Вы так и останетесь в невежестве от полученной пропаганды с детства до нынешних времен.
    А между тем татары пять раз в день обмывались перед совершением намаза с давнейших времен. Человек не мог категорически идти на намаз с грязной попой и другими органами.
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    Надо не обмываться, а мыться, чтобы чистым быть!
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Кроме еженедельного мытья еще и обмывались по 5 раз в день!
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    А шовинизм к чему хорошему не приводит, у всех есть и плюсы и минусы . Надо научится уважать друг друга и жить в дружбе, иначе это выглядит невежественно!
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    Татары всегда были чистоплотные. Моя бабушка каждый день полы моет. Всё постельное бельё у неё белоснежное и выглаженное, хотя ей уже больше 80-ти лет.
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    про земледелие не согласен
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    опять булгаристские пердаки полыхают адским огнем ))) ваша родина в чувашие ....
    Ответить
    Анонимно 10 сен
    А твоя в Казахстане .
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    У нас у всех татар, одна большая родина - Алтын-Урда.
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    сказочники))))
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Да уж, отпрыски опричников беснуются...
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    Над вами холопами смеемся.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    Булгары мы, не татары.

    1. Русский историк Н. М. Карамзин (1766-1826г.г.) в своем труде «История государства Российского» С-Петербург, 1818 г. том 3 стр.172 пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

    2. П. В. Знаменский профессор, казанский священник и миссионер в книге «Казанские татары» г. Казань, 1910 г., стр. 8: «Сами татары называют себя булгарами…».

    3. Спасский Н. А (1846–1920 г.г.) историк «Очерки по Родиноведению» Казань 1912 г., стр. 59: «Казанские татары называют себя мусульманами, считая слово «татарин» - бранным, сами татары называют себя булгарами…».

    4. Гумилев Л. Н.(1912-1992 г.г.) доктор исторических наук, советский и российский историк, и писатель. В газете « Известия 13.04.1988г статья «Корни нашего родства» : «…тысячу лет назад два крупнейших государства Европы – Киевская Русь и Волжская Болгария заключили мирный договор, который, несмотря на то, что славяне приняли христианскую веру, а тюрки по прежнему чтили мусульманство, благотворно сказывался на отношениях между народами почти 250 лет, вплоть до Батыева разгрома. Кстати, потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «Татары», а их язык - татарским. Хотя это не больше чем камуфляж!».

    5. В.И. Рогозин (1833-1901г.г.) историк, писатель «От Оки до Камы» исторический очерк о народах Средней Волги в журнале «Волга» том 3 С-Петербург1881г. Стр.194. : «….Татары не без гордости величают себя булгарлы.»

    6. Бегунов Ю. К (1932-2014г.г.) профессор, доктор исторических наук, академик Международной Славянской академии наук, в книге «Сокровища булгарского народа» Санкт-Петербург 2007г. Стр. 3: «Наша цель – сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры. К сожалению, и в России и в Татарстане находятся «ученые», которые утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред и Татарстану и его великому народу. Булгарский народ был, есть и будет жить …!»

    7. Егоров Е. Н. Составитель и редактор. «Из этнической истории Ульяновской области»
    Ульяновск 1995г. Стр.17: «Предки же современных поволжских татар в течение многих лет называли себя булгарлы».

    8. «Большая энциклопедия» (под ред. Южакова) изд. С-Петербург-1900 г., том. 16, стр.461: «Волжские татары (булгарлыки) в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской губернии составляют выдающуюся массу населения … Исповедуют Ислам за который держатся очень стойко как главное объединяющее их начало».

    9. П.И.Рычков.(1712-1777г.г.) географ, историк «Опыт Казанской истории древних и средних веков.» Санкт-Петербург., 1767г. Стр: 18-19. «Известный возмутитель Батырша, возмущая к бунту, в письме своём всех здешних магометан болгарским народом называл".

    10. М.Г.Худяков (1894-1936 г.г.) - историк и писатель «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Казань, 1922. Стр. 15: «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами…".
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Сказочник не на шутку разошелся! Мы не увлекаемся булгарским фэнтези.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    нет мы не булгары,а татары,язык у нас не булгарский:

    В 40-х гг. ХIХ в. чешский учёный П. И. Шафарик, ссылаясь на данные исторических источников, заключил, что чуваши — потомки волжских болгар

    В 1863 г. татарский учёный Хусейн Фейзханов опубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий чувашскими словами

    На основе данных, представленных Х. Фейзхановым, Н. И. Ильминский опубликовал статью о чувашских словах в болгарском языке

    После публикации в 1866 г. «Именника болгарских царей» академик А. А. Куник заявил в печати, что в чувашах он видит остатков волжских болгар, что чуваши «задолго до вторжения татар» поселились в Среднем Поволжье, с чувашами связаны «хагано-болгары на Дунае, чёрные болгары на Кубани».

    Венгерский учёный Б. Мункачи, на основе сведений, собранных им в ходе научной экспедиции в чувашские селения Симбирской и Казанской губерний, опубликовал три статьи о болгаро-чувашских словах в венгерском языке и подтвердил выводы академика А. А. Куника

    Профессор Казанского университета И. Н. Смирнов в книге «Черемисы» исследовал заимствованные восточными и западными марийцами чувашские слова. В выводах от указал, что болгарский язык соответствовал чувашскому языку, что в Волжской Болгарии сложилась болгарская цивилизация, оказавшая огромное этнокультурное влияние на марийцев.

    В 1897 г. финский учёный Х. Паасонен издал труд «Тюркские слова в мордовском языке», в котором рассматривал главным образом чувашские заимствования, свидетельствующие о болгарском влиянии

    В комплексном историко-лингвистическое исследовании Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши», опубликованном в 1902 г., обобщены все известные к началу ХХ в. сведения о булгарах и сделаны следующие выводы: 1) «Язык волжских болгар тождествен с современным чувашским 2) «Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар» 3) «Смешение тюркских болгар с жившими по соседству с ними финнами и обращение их в особую смешанную расу, которая однако сохранила болгарский язык и болгарское национальное название (чуваш), началось весьма рано, во всяком случае ранее Х века… Не будет никаких препятствий к тому, чтобы считать тех болгар, которые жили на Волге… весьма близкими по их этническому составу к современным чувашам»

    В 1903 г. финский лингвист Ю. Вихман опубликовал исследование «Чувашские слова в пермских языках», в котором показал огромное болгарское влияние на хозяйство, быт, культуру и государственную организацию общества удмуртов и коми-зырян

    В написанном в 1904 г. труде «Волжские болгары» И. Н. Смирнов пришел к выводу, что болгарский язык — древнечувашский язык, Волжская Болгария — древнечувашское государство, болгарская культура — древнечувашская культура



    В. Н. Татищев. Он в своей «Истории российской с самых древнейших времен» признает чуваш за потомков волжско-камских булгар. «Вниз по реке Волге,—пишет он,—чуваши древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской»


    Чуваши, народ болгарской, около Казани
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 426.

    Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 428.

    Оставшие болгарские народы чуваша
    — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1964. — Т. IV. — С. 411.

    Закон у них [болгар] был брахманов, как выше сказано, что еще в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое животное нечто чуваши верят
    — Татищев В. Н. История Российская. Часть I. Глава 25


    Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологии генеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо, показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение огурской («булгарской») группы. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около -30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.

    И есть чувашский или булгарский (язык). Это уникальная ветвь внутри тюркских языков. Это самый первый выброс тюркского элемента на запад. Отличается очень сильно лексически, грамматически и фонетически, но является несомненно тюркским языком. Сейчас носители этого языка живут на территории Чувашии. Раньше жили на территории современной Татарии. Собственно Волжская Булгария и территории с фиксируемым этнонимом булгар и были территориями их пребывания.
    — Мудрак О.А , Язык во времени. Классификация тюркских языков.


    Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, пренадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар.
    М.Рясянен.


    тюркоязычные предки современных чуваш были первыми тюркскими племенами, проникшими на территорию Европы. Впоследствии тюркоязычная общность в нижнем течении Волги, по-видимому, распалась на два языка — булгарский и хазарский.
    Тесная связь булгарского и чувашского языков несомненна. Немногочисленные булгарские слова, сохранившиеся в надписях, обнаруживают такие особенности, которые встречаются только в чувашском языке и совершенно не свойственны другим тюркским языкам.
    Н. И. Егоров


    "Чуваши являются прямыми потомками волжских булгар, у которых соприкосновение с мусульманской культурой могло быть лишь весьма поверхностным". Золтан Гомбоц.

    "Основным языком в Волжской Булгарии был булгарский язык- прямой и непосредственный предок современного чувашского языка, содержащий его характерные фонетико-морфологические особенности".В.П.Иванов.

    "Язык чувашского типа в Волжской Булгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле, межэтнических отношениях". В.Ф.Каховский.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    Доктор ист. наук М.Х. Юсупов о Шигабутдине Марджани (1818-1883):

    "Марджани считает, что многие деревни и мечети в них основаны его соотечествениками - выходцами из Булгара, что их деды искони и вплоть до конца XIX в. называли себя булгарами в противовес названию татары".
    Цитируется по кн: М.Х. Юсупов. Шигабутдин Марджани как историк. Казан, 1981, с. 187.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    О хиджабе:


    К примеру, в книге историка, доктора богословия Петра Васильевича Знаменского (1836-1917) “Казанские татары” приводится следующая запись (здесь и далее дореволюционное написание русских слов заменено их современным аналогом): “Как во всем магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть, свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре...”.
    Аристарх Сперанский в историко-этнографическом очерке «Казанские татары» приводит следующие выдержки из сочинения Фукса: “Как трудно бывает увидеть татарку, когда это даже необходимо, всего лучше можно видеть из рассказа Фукса, который пишет: “Как врач, я имел несколько случаев пользовать Татарских жен; расскажу один из них. Хозяин ввел меня из приемных комнат, чрез многие пустые комнаты до дверей их спальни; тут позвал он старуху и приказал ей проводить меня к больной, но сам не пошел туда со мною. Пришед к больной в спальню, я увидел широкие нары, покрытые богатыми коврами, и на них множество подушек. Кругом по стенам висели женские платья и богатейшие шубы. На месте стульев стояло там много больших, красиво окованных сундуков, также покрытых коврами. Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку, которая была унизана золотыми браслетами и Голландскими червонцами; а как это препятствовало мне сыскать пульс, то немалого стоило труда уговорить ее снять эти украшения. Но посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила”.
    Об этом имеется свидетельство и доктора медицины А. А. Сухарева в его диссертации “Казанские татары” : “...татарки и до сего время носят покрывала (халаты или уже по Европейски шали), скрывающие обнаженные части тела от атмосферных влияний”.
    Завьялова пишет в книге «Татарский костюм»: "С первой половины XIX в. ситцевые, шелковые, парчевые платки и шали мануфактурного производства пополнили головные уборы татарских женщин. Покрывала подразделялись на два типа: нижние и верхние. Нижние ("тастар", "өрпәк", "яулык") белого цвета с вышивкой надевались непосредственно на голову и плотно закрывали голову, лоб, шею. С появлением фабричных платков в начале века тастар вышел из употребления, название "яулык" было перенесено с расшитого убора на квадратный платок, способ повязывания которого (в роспуск) повторял прежнюю форму. Называли такие платки "француз яулык". На них надевали шапочку - сферическую тканевую или меховую, или закрепляли дополнительным платком, сложенным на угол, с узлом сзади. Замужние женщины, соблюдая приличия, ходили дома в нижнем покрывале; в гостях - часто не снимали верхнего. Верхние покрывала служили для выхода из дома и были ярких расцветок. По форме они представляли вытянутый прямоугольник, надеваемый на боковую кромку или квадрат, сложенные на угол. Свободно свисая с головы, они позволяли закрыть нижнюю часть лица и фигуру. Для таких верхних покрывал служили восточные шелковые ткани или парчовые фабричные платки, иногда два неразрезанных между собой".
    В конце XIX века как в арабских странах, так и в России начались западные веяния, которые не обошли стороной и татар. Джадидизм с XX века стал проводником секуляризма в татарский быт. Появились театры, балы, татарки тоже начали придерживаться более свободной формы одежды.
    К примеру, в упомянутом выше историко-этнографическом очерке «Казанские татары» Сперанского указывается: «Их женщины также довольно полны, держат себя подобно мужчинам, прямо, но ходят довольно плохо из-за их мешковатой одежды, которая совершенно скрывает их стройную фигуру. Впрочем, за последнее время татарки гор. Казани также, как их мужчины, оставляют свой азиатский костюм, меняя его на более удобный и изящный общеевропейский.» А также «Халатом закрывались от мужских глаз и татарки. Ныне же начинается стремление молодежи менять свой азиатский костюм на европейский и отпускать волосы, выводя из употребления тюбетейку.»
    В последующие годы, особенно после революции, хиджаб потерял свое положение в одеянии татарских женщин, а его место занял европейский и американский стиль одежды.
    Ответить
  • Анонимно 08 сен
    Все десять уважаемых светил литературы и истории кто они по национальности? И ни одного нашего, татарина!!! Вранье!
    Ответить
    Анонимно 09 сен
    Наберите в гугле
    - Марджани о татарской элите , стр. 34
    - http://www.bulgartimes.hu/BULGAR/ishaki/gajaz/kitab/Vyrozhdenie_200_let_spustya.pdf Вырождение двести лет спустя. Гаяз Исхаки
    ______

    «Булгары очень талантливы и сметливы, смелы и легки на подъем.
    Они отличаются глубокой любовью к природе, изящным искусствам.
    Они очень высоко ставят нравственные законы и живут по ним. Это
    очень дружелюбный, чрезвычайно гостеприимный — да-да, как
    будто специально созданный для проявления гостеприимства в его
    самых лучших чертах народ. Его достоинства можно перечислять
    долго!»
    Гаяз Исхаки.

    "... уж не знаю, по какой причине, они забыли, что являются булгарами. В этом веке они не принесли никакой пользы – один вред. Их единственным вкладом в общественную жизнь было то, что думая о себе как о представителях некоего другого народа, они взяли да обозвали соплеменников "татарами"… Если уж говорить по правде, то главной причиной отсутствия национального прогресса были не булгары, которых мурзы назвали татарами, а именно "татары", присвоившие себе это имя и таким образом оторвавшиеся от нации"
    Г.Исхаки "Инкираз"

    Гайнутдин Ахмаров, выдающийся булгарский историк, этнограф и педагог (1864-1911): из книги "Казан тарихы", 1909 г., стр. 3:

    "Казанның да халкы шул ук болгар халкы булып, аларның барча гадәтләре, кәсеп вә һөнәрләре дә болгарныкы булган" ("Народ, живший в Казани (имеется в виду столица Булгарского вилаета, которой Казань стала после города Болгара - Булгары/Болгарлар), был тем же булгарским народом, все его обычаи, ремесла и промыслы были булгарскими").

    "Мусульмане Внутренней России не называют себя татарами... Мы, мусульмане Внутренней России, выступаем против наименования нас "татарами". (Перевод с булгарского языка).
    Источник: Г.Газиз (Газиз Губайдуллин). Төрекме, татармы? - Казан, 1918, б.2.

    "Язык современных "татар" является естественным и прямым продолжением языка булгар" (Латиф Заляй - Латыйф Җәләй, 1894 - 1966, профессор, д. филол. наук). Цитата относится к 1948 году.


    Выдающийся булгарский общественный и религиозный деятель, главный редактор журнала "Шура" (1907-1918) Ризауддин Фахруддинов (Ризаэддин Фәхреддин):
    «Современные российские мусульмане – это прямые, без какой-либо
    примеси, потомки булгар. Хотя бухарцы и, вообще, туркестанцы
    называют российских мусульман «ногаями», а русские - «татарами»,
    оба названия ошибочны. Русские (историки) не могут по причине
    самодержавного деспотизма разобраться даже в своей истории, а еще
    пытаются исследовать нашу!»
    (Отрывок из статьи-ответа на публикацию арабской газеты «Аль-Муаййид», в
    которой, в частности говорилось о том, что «казанские мусульмане не похожи
    на татар»).
    Источник: журнал «Шура» («Совет»), 1908, № 4, статья «Үземезгә гаид»

    Булгарский этнограф и лингвист Хасан Гали о вреде, наносимом термином "татары" булгарскому народу.
    “Бер милләтнең тарихы – үзенең хәят китабыдыр... Һәркем бихәсәби-т-табига, үзенең милли тарихын тикшерә башласа, бер “татар” дигән сүз уртага чыгып кара томан була да бөтен милли тарих галәменең зыясын томалап, моталәга иясен каңгырата да куя. Шул вакытларда кеше азрак алга омтылып эзләнә башласа, алдында хакыйкать кояшлары туып, теге караңгытоман юкка әйләнеп, шуннан соң татарлык дигән нәрсә үзеннән-үзе батыйль буладыр.” («История нации – это книга ее жизни, ее биография... Когда любой человек, повинуясь зову естественного интереса, начинает изучать историю своей нации, то невесть откуда возникает слово “татар” и, подобно, черному мареву, застилает светлый образ национальной истории, вводя человека в состояние отупелости. Но если человек предпримет некоторые усилия и, сделав рывок вперед, начнет поиски, то беспросветный туман рассеивается, свет истины озаряет все вокруг и татаризм исчезает сам по себе”).
    Источник: журнал "Шура" ("Совет"), 1912, №1, с.20 (перевод с булгарского языка)

    Амирхан Еники, выдающийся прозаик, публицист, народный писатель РТ (1909 - 2000):

    "Появился этот щекотливый "татарский вопрос" в давние времена и благополучно просуществовал до наших дней. Если даже грубо считать его возраст со дня покорения Казанского ханства, то ему уже четыре века! Как известно, "татарский вопрос" тесно связан с историей русского народа.
    В чем же он заключается?
    Не вдаваясь в подробности, напомню вам только два важных момента из нашей истории. Во-первых, древнее название нашего народа - булгары. У нас было прогрессивное государство с таким же названием. И если и были между булгарами и русскими время от времени стычки, то все же больше они жили в мире, занимаясь торговлей. Во-вторых, в первой половине XIII века откуда-то из степей Китая пришли несметные полчища татаро-монгол. Они сожгли Булгарию и покорили Русь. С тех пор татаро-монголы правили над русскими 200-250 лет.
    До нашествия татаро-монгол мы были булгарами, а после того, как они нас покорили, русские стали называть нас татарами. И вот с этим прозвищем мы живем уже несколько столетий! Народ, конечно же, с этим прозвищем мириться не хотел и считал себя булгарами. Нам это известно из некоторых литературных произведений. Например, в своем произведении "Гибель через двести лет" Гаяз Исхаки избегает слова "татарин" и употребляет взамен ему - "булгар"! А ведь эта вещь написана в начале нашего века. Но, тем не менее, для русских мы по-прежнему татары, да и для всего мира тоже! А тех пришедших к нам из Китая татар давно уже нет и в помине. То ли ушли, то ли растворились среди местного населения - одному Богу известно! - но МЫ ТО ЕСТЬ И ПОЧЕМУ-ТО ВЫНУЖДЕНЫ БЕЗВИННО НОСИТЬ ЭТО ПРОЗВИЩЕ!
    Амирхан Еники, отрывок из статьи "Татарский вопрос", - Идель", №10, 1990г.




    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Булгаристы, прекращайте головы морочить татарам! Не надо нам упорно навязывать сталинские доктрины советских историков. Работы не знаете, куда девать, цепляясь за булгарский вымысел? То, чему ты всю свою жизнь посвятил, оказалось ложью? Это, то же самое, что ты строил коммунизм на узкоколейке, посадил здоровье, а тебе говорят, что всё это напрасно, эти идеи народовластия сплошное заблуждение. Мы не туда бежали! Как объяснить, что у астраханских, сибирских, казанских, ногайских, да и у крымских татар язык татарский, включая мишар, кумыков, балкарцев, карачаевцев и даже уйгур, живущих в КНР? Столыпинщину не надо нам гнать, пытаясь разобщить и раздробить татарский народ. Может пришедших к нам из Китая татар давно уже и нет, вследствие смешения народов (о чистоте этносов речь идти не может, разве, что папуасы...), но история нашего народа идет из Алтайского края. Татары это кочевой народ и жил по всей Степи, где были плодородные пастбища, поэтому Марко Поло и писал, что после избрания Чингиз-хана татары из всех отдаленных краев потянулись к нему и признали его Ханом.
    АС.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    А почему у татар язык не булгарский?
    И почему те кто описывал татар не писал,что они произошли от булгар?

    Как пример:

    МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ
    ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ
    DE DUABUS SARMATIIS

    Глава третья. О татарах козанских и татарах ногайских.
    Третья орда — козанских татар — названа так по замку Козан, стоящему над рекой Волгой у границ Московии, где они живут.
    Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары.
    Эта Козанская орда имеет около 12 тысяч бойцов, а при необходимости, когда они созывают и других татар, они могут выставить до 30 тысяч воинов.
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Тебе надо изучить историю Волжской Болгарии и съездить в город Болгар, на могилы наших предков.
    Ответить
  • Анонимно 16 сен
    Да здравствует наш Свободолюбивый Татарстан!
    Ответить
  • Анонимно 18 сен
    Происхождение термина "татар" Тюркское, в переводе оно означает "чужой человек", этим словом Тюрки нарекали монгол. В труде Тюркского учёного-лингвиста Махмуда Кашгари, жившего в 11-м века, "Дивани Лугат ат-Тюрк", прямым текстом говорится – "...у татар свой собственный язык (!), но вместе с тем они хорошо владеют Тюркским".

    Есть другой похожий термин, так же имеющий Тюркское происхождение – "тат", означающий – "чужой/чужак", этим экзонимом Тюрки именовали персов (упоминание об этом, так же можно найти в труде Кашгари).

    По злой иронии судьбы, Тюрки сами были названы экзонимом, которым они называли нетюрок. Русские, китайские, западноевропейские деятели стали называть всех без исключения Тюрок (а иногда и нетюрок) словом "татар", для них он выполнял ту же функцию, что и нынешний политоним "Тюрк".

    Замените слово "татар" в названии астраханских, крымских, казанских, сибирских, минусинских и др. "татар", на слово "Тюрк", и все недоразумения исчезнут сами собой...
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    в русских летописях про жителей казанского ханства пишут, что там жили булгары. в турецких детописях тоже самое, когда шло насильное обращение в христианство

    какие монголы? а где тогда эпикантус - монгольское веко?
    работаю в музее , рассказываю экскурсии и приходят с др областей туристы и говорят мне что я монголка. очень приятно

    монголы завевали русских, булгар, китай, персию, египет, сирию, польшу, венгрию. ... и еще много кого
    а монголами стали только булгары значит?!
    очень интересно
    это ругательное слово которым обозвали русские завоеванный народ...и причем не сразу после заваевания. до 17 века в русских летописях нынешние российские татары обозначаются "булгары"

    чтобы женщины-татарки курили табак?! да вы что... никогда такого о моих прабабушках не слышала
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    коглда иван грозный завоевал казань кожаные сапоги-ичиги (мозаичная обувь, мозаичный узор) стали популярны среди русской знати и стали частью русского костюма
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    плюс булгарский поэт сайфа сараи пишет что девушка кружилась вокруг своего возлюбленного как земля вокруг яркого солнца.
    это было за 150 лет до рождения(!) коперника и это был общеизвестный факт
    Ответить
  • Анонимно 19 май
    Самое главное для меня и интересное это про внешность татар - небольшого роста и черные глаза приемущественно. Вот и вспоминаются налоги на темные глаза. А то кричат сейчас мы светлые и т.д и т.п казанские булгары. Кто вы ещё под большим вопросом)))) Вот Рустам Нургалиевич настоящий Казанский татарин! Хан!
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Я удивляюсь Казанским историкам, а особенно правителям Казани. Почему они так вцепились в татарство, тогда как все открестились от него: и узбеки, и казахи, и все остальные. А мы Волжские Болгары, с такой богатой историей, держимся за него, да еще наши историки изучают историю татаро-могол. Да какие же мы татаро-монголы? Зачем врать себе, что мы татаро-монголы. Изучать надо свою историю Волжской Болгарии, историю наших правителей Кубрата и Котрага.
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    Херня какая , совсем не историческая )
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    И зачем сейчас мусульмане своих маленьких! девочек заматывают в платки? Разве это татарский головной убор?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров