Аукцион здесь неуместен: ларечники просят мэрию Казани о статус-кво и грозят судебной войной

Лидеры двух общественных объединений предпринимательства РТ настаивают на продлении с ними договоров на то, чтобы не выносить на аукционы точки мелкорозничной торговли

Аукцион здесь неуместен: ларечники просят мэрию Казани о статус-кво и грозят судебной войной
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В новый виток «ларечной войны» грозит перерасти противостояние городских властей и малых предпринимателей, если им не удастся договориться о разделе 363 спорных точек мелкорозничной торговли, выигранных бизнесменами еще в 2010 году. Как стало известно «Реальному времени», в августе этого года исполком готовится объявить о начале нового цикла аукционов на размещение 895 точек нестационарной торговли, среди которых на повторную продажу вынесут уже разыгранные точки. Острота момента состоит в том, что еще год назад «ларечникам» даровали преимущественное право на продление договора. Сейчас же вместо продления договор хотят заменить компенсационными выплатами, выталкивая «ларечников» на аукцион. Впрочем, премьер-министр РТ Алексей Песошин еще не подписал изменения в постановление №553.

В круге втором

Очередная перетряска рынка уличной торговли ожидает Казань. В августе этого года КЗИО Казани запустит вторую с 2010 года аукционную компанию на предоставление прав под размещение торговых павильонов, или так называемых нестационарных торговых объектов (НТО). Если 7 лет назад на волне борьбы с несанкционированной уличной торговлей городским властям удалось продать права аренды земельного участка на 344 торговые точки, то теперь будет выставлено 895 торговых мест на территории Казани. Аукционы будут проходить на основе обновленной схемы дислокации НТО, рассчитанной до 2022—2023 годов.

В ней предусмотрена торговля по 16 профилям, например, «продовольственный», «вода в розлив», «ремонт обуви», «объект общественного питания», «автотовары» и другие. При создании схемы были учтены обращения населения и участников рынка. Как сообщили в исполкоме Казани, она разрабатывалась на протяжении пяти лет и в мае была утверждена мэром Казани.

Какую сумму намерена выручить городская казна от продажи прав на размещение торговых павильонов, остается пока неясным. Как утверждают торговцы, исходя из коммерческой кадастровой стоимости земли в том или ином районе Казани, городские власти намерены выставлять права размещения. Сейчас по заказу КЗИО оценщики завершают оценку каждого из почти 1 000 участков. «Чем ближе к центру, тем будет дороже», — резонно заметили в исполкоме. А сами предприниматели ожидают, что стартовые котировки окажутся втрое выше уровня 2010 года.

По оценке главы «Коалиции предпринимателей малого бизнеса города Казани» Розы Хайруллиной, если стартовые цены будут отталкиваться от коммерческого кадастра, то за торговый павильон в оживленных Вахитовском и Ново-Савиновском районах придется выложить 3 млн рублей, и только на окраинах Авиастроительного и Кировского районов можно будет подыскать павильон за 1 млн рублей.

Между тем, как напомнил заместитель председателя Гильдии малого и среднего бизнеса Казани Евгений Иосипов, в первую аукционную компанию чаще всего покупали права 5-летней аренды за 1 млн рублей. Таким образом, по их оценкам, городская казна может выручить не менее 1 млрд рублей, даже если «план продаж» выполнят хотя бы на треть от заявленных масштабов.

И. о. председателя комитета потребительского рынка Казани Нияз Гайнуллин подтвердил «Реальному времени», что аукционы будут назначены на август, но в пресс-службе исполкома воздержались от комментариев до окончания процесса подготовки аукционной документации.

В бой идут одни старики

Надвигающаяся волна «больших аукционов» и спровоцировала общественное волнение среди хозяев 363 действующих торговых павильонов, которые по истечении 5-летних договоров аренды оказались на распутье — идти ли им на торги для повторного «выкупа» прав на собственный торговый павильон или же ждать от властей автоматической пролонгации договора на новый 5-летний срок?

«В течение полутора—двух лет мы находимся в подвешенном положении: как продолжать бизнес, — рассказывает индивидуальный предприниматель Роза Хайруллина, управляющая цветочным павильоном. — Но никто из участников коалиции не намерен оставлять торговые павильоны, даже если их выставят на повторную продажу с грядущих аукционов. В нее входят 100 предпринимателей, в управлении которых находится уже 600 торговых павильонов — не считаться с этой силой не получится. Мы будем бороться за то, чтобы нам продлили договоры без конкурса, т. к. каждый не только по прежнему договору не только имеет преимущественное право, но и под гарантии властей вложил немало собственных средств в обновление торговых точек к Универсиаде-2013. Только я потратила 2,8 млн рублей при благоустройстве не только точки, но и остановочной площадки, где мы находимся. Город не несет затрат», — рассказала она. В последний раз переговоры с местными властями прошли в июле этого года, где старожилы уличной торговли в один голос попросили мэра Казани продлить им договоры на новый срок без выставления их мест на общие конкурсные торги в августе этого года.

«В этом горячем споре мы занимаем солидарную позицию — договоры с добросовестными предпринимателями, которые имели договор аренды на 1 марта 2015 года, должны быть автоматически пролонгированы без конкурсных торгов. Обещанное президентом РТ преимущественное право на эти торговые точки должно быть сохранено, — заявил «Реальному времени» заместитель председателя Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Евгений Иосипов, участвовавший в июльской встрече с мэром Казани. — Почему? Прежде всего, хочу напомнить, что когда мы выиграли в 2010 году первую аукционную кампанию на право аренды земельных участков под торговые павильоны, то в договорах с КЗИО уже был пункт о пролонгации по истечении пятилетнего срока аренды».

Надвигающаяся волна «больших аукционов» спровоцировала общественное волнение среди хозяев 363 действующих торговых павильонов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Наверняка договор оказался бы в силе и по сей день, но с 15 марта 2015 года вступили федеральные поправки в Земельный кодекс РФ, которые как бы перечеркнули преимущественное право предпринимателей на них. Согласно федеральным изменениям, продление договоров аренды земельных участков возможно только через аукцион. «То есть теоретически мы уже тогда лишились законного права на продление договоров. Но два года назад предприниматели пошли навстречу администрации перед Универсиадой-2013 и провели дорогостоящую реконструкцию своих павильонов. Из кривых убогих киосков мы построили современные торговые павильоны, вложив в каждый из них свыше 1 млн рублей, — рассказывает Иосипов. — Поэтому за 5 лет мы кое-как выползли из долгов, да и то не все. И поэтому, когда нам сказали — идите-ка, друзья, на аукционы, мы возмутились! Понятно, что теперь у нас просто нет денег на победу в аукционах. Мы очень долго боролись, ходили к Тимуру Нагуманову, нас очень сильно поддержал Шамиль Агеев, люди пошли в суды, начали выигрывать. И в конце концов мэр провел совещание, где действительно признал, что люди вложились в улучшение внешнего облика Казани, а ведь нас никто не обязывал, строго говоря».

Победить бюрократию

В результате этих хождений джентльменские договоренности о продлении договоров со «старожилами бизнеса» были официально закреплены. По словам Евгения Иосипова, по указанию президента РТ вышло постановление Кабинета министров №553 от 13 августа 2016 г. «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках…», в котором сохранилось преимущественное право. Согласно постановлению, без проведения торгов договоры на размещение нестационарного торгового объекта заключаются с добросовестным предпринимателем, который не имеет долгов по оплате аренды в течение двух месяцев.

Однако по мере приближения аукционов обнаружился новый казус: у 80% предпринимателей-старожилов остались долги, которые мешают считаться «добросовестными», а значит, они не могут претендовать на пролонгацию. Правда, размер долга перед казной города не разглашается ни предпринимателями, ни исполкомом Казани. Но предприниматели обвиняют в образовании задолженности сами власти, которые без уведомления повысили в три раза арендную плату автономно и не предъявляли ее. «Мы всегда платили за год вперед, — рассказала на встрече с мэром владелица пяти павильонов Анастасия Шевченко. — Мы платили заранее, потому что каждый раз приезжать в КЗИО неудобно. Приехав в 2013 году, мы узнали, что тарифы были повышены и денег не хватило. Из-за повышения тарифа образовалась задолженность. К тому же у многих предпринимателей, выигравших торги, не было договоров (а там указываются счета для оплаты, — прим. ред.), так как документы оформлялись год, а у кого-то два года», — объяснила она.

В итоге мэр Казани пообещал внести изменения в 553-е постановление, которые разрешают признавать всех предпринимателей, имеющих действующие договоры на 1 марта 2015 года, добросовестными. Таким образом, старожилы бизнеса сумели отвоевать себе одну уступку.

Проигравшим — компенсация в том же районе

Но не главную. Ведь эта поправка не гарантирует им освобождения от торгов, а предлагаемые правила проведения торгов все равно заставят их побороться за свои места, но уже друг с другом. Как сообщил «Реальному времени» уполномоченный по защите прав предпринимателей РТ Тимур Нагуманов, предприниматели, имеющие договоры аренды до рубежного 1 марта 2015 года и выигравшие аукционы в 2010 году, смогут продлить договор аренды в том случае, если рядом с ним нет конкурирующих торговых павильонов, у которых также на 1 марта 2015 были действующие договоры. И, внимание, при наличии конкурентов предпринимателей ждет аукцион!

«Майская схема дислокации «очищена» от дублеров, в ней выдержан принцип «одна точка — на одно место», — объясняет он. — Условно говоря, на «пятачке» Короленко, 66, работает один киоск, а рядом нет похожих павильонов. В этом случае арендатор автоматически может продлить договор на новый 5-летний срок, и аукцион ему не грозит. Но если рядом расположены еще несколько торговых киосков, то, оказавшись в конкурентной среде, ему все-таки придется выйти на аукцион. Договор аренды будет заключен с тем, кто выиграет аукционные торги».

А что предложат проигравшим? По словам Нагуманова, он сможет претендовать на предоставление компенсационного места. «Мы провели переговоры и зафиксировали с исполкомом Казани договоренность о том, что порядок выделения компенсационных мест будет максимально учитывать интересы предпринимателей, чтобы обеспечить равноценность предыдущей и новой площадки. Важно не допустить ситуаций, когда предпринимателю, торговавшему в центре города, выдадут компенсационное место в Авиастроительном районе», — говорит он.

Эти изменения были выработаны совместно с представителями бизнеса на базе Совета по предпринимательству при президенте РТ. «Сейчас изменения в постановление Кабинета министров №553 находятся на согласовании с профильными министерствами. Ожидается, что в ближайшее время документ будет подписан премьер-министром РТ, после чего предприниматели смогут заявиться на заключение договоров на размещение в преимущественном порядке».

«Мы уже слышали об этом, но там тоже такая же волокита, — рассказывает Роза Хайруллина. — Наши предприниматели уже ходили в исполком и спрашивали об этом. Им говорили, что все равно компенсационные места будут предоставляться через аукцион. В 2015 году у всех договоры истекли, и вот два года бодаемся то с одним, то с другим. В мае дождались схемы дислокации, которая действует только в Казани. В других городах ее вообще нет. Там всем предоставили места без аукционов. Нам обещали долгосрочный договор — работайте на здоровье. А на деле никому ничего не дали. Почему? То ли команды нет никакой, то ли, наоборот, есть команда пустить всех на аукцион. Но торги для нас — все равно что прийти на гильотину и казнить себя».

И одна в поле воин

Несмотря на грядущие торги, предприниматели-старожилы нашли обходные пути для сохранения раскрученных торговых мест. Роза Хайруллина создала судебный прецедент, выиграв суд против КЗИО для продления своего бизнеса. По ее словам, в октябре 2010 года она победила в аукционе на аренду земельного участка по улице Чистопольской вблизи дома №15. Под торговый павильон «Цветы» ей отвели площадь в 25 кв. м. Правда, договор на аренду был подписан через полгода после аукциона — 25 марта 2011 года, но срок аренды все равно отсчитывали с октября 2010 года.

После завершения 5-летнего срока (истек 7 октября 2015 года) она обратилась в КЗИО для продления аренды и получила отказ. Но не стала опускать руки, а подала иск против КЗИО Казани, но уже не с прямолинейным требованием не продлить аренду, что юридически невозможно, а по другим правовым основаниям. Опираясь на федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», она потребовала выдать разрешение для использования земельного участка под НТО, что формализует ее бизнес, и выиграла дело. Как следует из решения Арбитражного суда РТ, закон о торговле обязывает местные власти продлевать выдачу разрешений на НТО, если он построен до введения муниципальных схем размещения ларьков, а «внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения тех торговых точек, которые открылись до утверждения схемы».

КЗИО отбивалось до последнего, оспаривая это сенсационное решение в высших судебных инстанциях. Но напрасно. «Так что по этому пути готовы пойти другие предприниматели, если нам не удастся договориться «на месте», — говорит Евгений Иосипов. — Сейчас в разных судебных инстанциях проходят еще три дела».

Выиграв суд, Роза Хайруллина все равно не может получить разрешение. По ее словам, если прежде ее павильон был привязан к Чистопольской, 15, то с появлением новостройки его прикрепили к новой прописке — Чистопольская, 19а. Именно этот адрес включен в новую схему дислокации. Долгое время по этим формальным основаниям ей отказывали, но она все равно продолжает торговать. «На самом деле, изменился только юридический адрес, а фактически мы остались на прежнем месте, — рассказывает она. — Нас уже вызывали в исполком: возле нашего павильона нет конкурентного поля, но опять-таки мне не обещали пролонгировать договор. Изначально мы производили реконструкцию, потому что государство обещало, что мы будем здесь работать долго. Зачем мне вкладывать в то, что у меня отнимут? Только под их обещания мы согласились».

Но самый главный итог этого противостояния заключается в том, что повторные торги разыгранных в 2010 году мест могут втянуть в трясину судебных разборок новых покупателей, которым придется сражаться в судах со старожилами.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров