Чтобы помнили: как полторы тысячи картин Ильдара Зарипова остались без зрителя

Семья известного татарского художника переживает за судьбу так и не появившегося его музея

Художник Ильдар Зарипов оставил после себя огромное творческое наследие — более полутора тысяч полотен, в художественных достоинствах которых невозможно сомневаться. Сейчас они находятся на попечении семьи художника. Будет ли в Казани музей Ильдара Зарипова, который может стать при умелом позиционировании еще одной фишкой города?

Галерея не была собственностью

При жизни Ильдар Зарипов получил в оперативное управление помещение на улице Гвардейской площадью 500 квадратных метров. Это была инициатива первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который таким образом инициировал появление в Казани галереи художника. Галерея открылась в ноябре 2004 года.

Ильдар Зарипов был трудоголиком, он ходил в мастерскую (такая у него тоже имелась) каждый день и стоял у мольберта по 12 часов. Все его время было подчинено работе. Когда в 2012 году художника не стало, его наследники обратились к руководству республики с идеей создания музея Ильдар Зарипова, потому что в их распоряжении оказалась огромная коллекция работ художника, которую грех не выставлять.

Подобный шаг был продиктован и тем, что мастерскую надо было освобождать, семья перевезла в галерею на Гвардейской несколько грузовиков картин, попыталась разместить их, но стало понятно, что площадей для экспонирования не хватает. Не хватало для полотен и небольшого хранилища галереи. Тогда семья Зарипова обратилась к президенту республики Рустаму Минниханову с предложением создать в Татарстане музей Ильдара Зарипова, большой по площади, соответствующий масштабам его коллекции.

«У нас есть не только коллекция его картин, но и большое количество книг, которые Ильдар Касимович собирал всю жизнь, много вещей, который он использовал в своих работах. Есть возможность выстроить экспозицию музея не только из картин, но и из того, что окружало художника», — рассказывает внучка мастера Айгуль Зарипова.

Семья Зарипова написала письмо на имя Рустама Минниханова, президент принял наследников художника, идея создания музея пришлась ему по душе, и он поставил на письме резолюцию, что музей надо создавать. Это было в 2013 году, но за четыре прошедших года дело не сдвинулось с мертвой точки.

«Мы готовы подарить республике часть коллекции»

Наследники Ильдара Зарпипова готовы подарить республике часть его полотен. Еще часть они могли бы передать музею, если он будет создан, для экспонирования. На подобных условиях недавно открылась экспозиция музея казанского художника Геннадия Архиреева на Свияжске, таким образом, память о «казанском Ван-Гоге» была увековечена, и коллекция была спасена от того, что она уйдет из республики и растворится в разных руках. В ситуации с творческим наследием Ильдара Зарипова это было бы мудрым решением.

Но… Несмотря на резолюцию президента республики, Министерство культуры РТ, похоже, не собирается ничего делать, и вопрос с открытием музея завис в воздухе. Он в этом ведомстве вообще снят с контроля. Предложения родственников Ильдара Зарипова остались без ответа.

Семья Ильдара Зарипова решила обратиться к Рустаму Минниханову с открытым письмом, исчерпав все возможные способы решения проблемы. В письме, в частности, говорится: «Галерея-студия на улице Гвардейской, основанная по инициативе М.Ш. Шаймиева, по-прежнему носит имя Ильдара Касимовича, вопреки тому, что коллекция нашей семьи выселена. Решением исполкома Казани проведена реорганизация пространства. Целями деятельности галереи заявлены пропаганда национального искусства РТ, а также выявление, сбор, сохранение, публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, изучение жизни Ильдара Зарипова, пропаганда его художественного творчества. Но по названным направлениям работа не ведется. На площади более пятисот квадратных метров экспонируется лишь пятнадцать небольших произведений мастера из фонда НКЦ «Казань», в то время как возможности экспонировать произведения из нашей коллекции нет. Полотна так и не встретили своего зрителя».

Итак, в сухом остатке пятнадцать работ в галерее на Гвардейской и около тридцати в залах галереи «Хазинэ», они находятся в собственности ГМИИ РТ. И это лишь малая толика от той коллекции, что оставил Ильдар Зарипов. То есть львиную ее долю не видят зрители.

«Музей — это еще и научная работа, это изучение творчества художника, репрезентация его жизни, его видение мира», — справедливо полагает Айгуль Зарипова. По ее словам, сейчас огромная коллекция Зарипова находится на попечении семьи, которая при всем желании не может обеспечить работы идеальными условиями хранения.

Между тем, музей Ильдара Зарипова в Казани мог бы стать одной из культурных фишек города, потому что в уровне дарования народного художника России нет сомнения и коллекция его работ имеет огромную художественную ценность именно той редчайшей национальной составляющей.

В то время, когда в стране царило только «советское» искусство, без признаков национального компонента, Зарипов подвергался критике вездесущего обкома партии и жил под пристальным вниманием органов КГБ именно за национальные черты своей живописи. Как большинству талантливых людей ему пришлось пройти и через это, но он сумел сохранить свой неповторимый творческий почерк.

Мастер, окончивший в семидесятые годы прошлого века Суриковский институт, то есть получивший классическое академическое образование, затем учился в известной мастерской Гелия Коржева, но Зарипов даже в ранних работах не грешил подражательностью, он сумел найти свой непохожий ни на кого стиль, однажды увидев его работы, их уже никогда ни с чьими не спутаешь. Полотна Ильдара Зарипова хранятся и в коллекции Русского музея и Третьяковской галереи. Там они нужны. А в Казани?

Получить комментарий Минкульта Татарстана на момент публикации не удалось.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров