Выбери меня: Зеленодольск, Чистополь и Нижнекамск бьются за налоговый рай под названием ТОСЭР
В федеральную гонку моногородов за манящий экономический «трофей» в виде присвоения им налогового режима ТОСЭР включились еще три татарстанских муниципалитета: Зеленодольск, Нижнекамск, Чистополь. На предстоящей неделе правительственная комиссия при Минэкономразвития РФ, как ожидается, рассмотрит очередной пул заявок регионов, в который попали одновременно эти три города. Но кто из них примет эстафету Набережных Челнов — остается под большим вопросом. «Если захотят спасти депрессивную экономику Чистополя, то его и поддержат, а если посчитают важным придать дополнительный импульс к развитию, то, безусловно, в фавориты выйдет Зеленодольск», — считают эксперты, опрошенные «Реальным временем».
«Ближайшее заседание комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ запланировано на первую декаду августа, — сообщила пресс-служба Министерства экономического развития РФ. — К нам поступили три заявки из Татарстана — от Чистополя, Нижнекамска, Зеленодольска. Если они соответствуют требованиям, то будут рассмотрены на ближайшем заседании комиссии», — ответила пресс-служба ведомства на запрос «Реального времени».
В Министерстве экономики Татарстана подтвердили, что, наряду с Зеленодольском, одновременно заявлены Чистополь и Нижнекамск, входившие в перечень 319 моногородов России, но не имевшие практических шансов на введение «налогового рая» для частного капитала.
Чистополь и Нижнекамск наступили на пятки Зеленодольску
Интересно, что буквально до мая этого года зеленый свет на присвоение ТОСЭР зажигался только для тех моногородов, какие имели высшую, первую, категорию монозависимости, т.е. там, где имеются риски ухудшения социально-экономического положения. К таким относятся Набережные Челны, Зеленодольск. А ранжированные по второй—третьей категории моногорода, т.е. со стабильной социально-экономической ситуацией, практически не могли претендовать на ТОСЭР, хотя формально такая возможность предоставлялась федеральным законом «О расширении категории моногородов». Лишь в мае этого года с принятием постановления №494 правительство РФ уравняло в правах моногорода всех трех категорий на получение налоговых преференций для резидентов.
Таким образом, к Зеленодольску, защитившемуся по первой категории рисков социального напряжения, присоединился Чистополь, имеющий вторую категорию «социальной опасности». 25 мая этого года, сразу после выхода пресловутого постановления правительства РФ, глава муниципального образования Чистополя направил заявку в Минэкономразвития РФ, а следом за ним подали документы и власти Нижнекамска, которому присвоен третий класс «социальной опасности». Разумеется, расширение допуска моногородов к ТОСЭР резко усилило конкуренцию. Согласно программе комплексного развития моногородов, к концу 2018 года в стране должно быть не более 100 ТОСЭР. Грубо говоря, на один трофей ТОСЭР претендует три города с ущербной для экономики монозависимостью территорий, а значит, будут те, кто останется «за бортом».
Минэкономики РТ: исход непредсказуем
Министерство экономики РТ, отвечающее за прохождение заявок муниципалитетов через правительственную комиссию, готово, что называется, «к различным поворотам судьбы».
«Конечно, мы хотели бы, чтобы все три заявки получили одобрение правительственной комиссии. А как на самом деле пройдет ход рассмотрения, трудно предсказать, — говорит заместитель министра экономики Наталья Таркаева. — Им предстоит не просто утвердить город, но и минимальный объем инвестиций для вхождения в ТОСЭР, т.е. утвердить индивидуальные показатели развития для города, а также утвердить персонифицированный перечень разрешенных видов экономической деятельности (ОКВЭД). К примеру, в Чистополе не может быть резидентом ТОСЭР тот, кто занимается производством точной измерительной техники, в Зеленодольске — тот, кто входит в производственную цепочку ОПК, т.к. здесь градообразующими являются POZIS и Зеленодольский завод им. Горького, а в Нижнекамске — тот, кто занимается производством каучуков (здесь работает «Нижнекамскнефтехим»).
Собеседник не стал говорить о том, какие виды ОКВЭД заявлены в каждом из моногородов и какое количество новых рабочих мест, опасаясь конкуренции со стороны других регионов. «В зависимости от того, что нам оставят, будет зависеть численность новых рабочих мест. Если заявка сделана на 10 млн, а сделают на 50 млн, то часть проектов тоже «слетит», а значит, и запланированные рабочие места не создадут. Поэтому все остается под вопросом», — сомневается Таркаева.
Фонд развития моногородов не получил прорывных точек
Исход заявочной компании моногородов будет зависеть и от результативности индустриальных парков, которые были созданы на средства Фонда развития моногородов (ФРМ). Как известно, первым поддержку в 2014 году получил Чистополь, в который было направлено 692 млн рублей на строительство одноименного индустриального парка. Однако почти год он пустовал, став разочарованием для ФРМ. В прошлом году, но со второй попытки, помощь ФРМ получил Зеленодольск, куда направили 600 млн рублей.
«Заявка была неплохой, но Фонд моногородов «завернул» ее в связи с несоответствием виду деятельности. Нам предложили сделать акцент на развитие производственных целей, а мы планировали развивать технополис «Новая Тура», торговую площадку, — объяснял фальстарт глава Зеленодольска Александр Тыгин. — Теперь в планах — финансирование именно производственной части, которая Зеленодольску оптимально подходит». Что сейчас в нем происходит, неизвестно. Впрочем, Наталья Таркаева уверяет, что ФРМ финансирует лишь инфраструктуру моногородов без привязки к ТОСЭР.
В исполкоме Чистополя сообщили, что готовность реализовать инвестиционные проекты на территории опережающего социально-экономическое развития подтвердили 23 потенциальных резидента, а основной вид деятельности — обрабатывающие производства. «Общий объем инвестиций по инвестиционным проектам составит 5880,7 млн рублей, объем капитальных вложений составит 3869,7 млн рублей, количество создаваемых рабочих мест — 900», — говорится в ответа исполкома города.
«Газпром» и «Татспиртпром» не получат льготы ТОСЭР
Если зеленодольский парк еще только строится, то чистопольский парк выглядит достаточно противоречивым подспорьем для скорого прохождения заявки через фильтры экспертов комиссии. Сейчас на его территории работают два резидента, первая компания — «Дельрус-Чистополь», которая инвестировала 77 млн рублей в производство медицинского инвентаря и оборудования. В прошлом году компанией были поданы документы в корпорацию МСП на финансирование второго проекта «Завод инфузионных растворов», общая сумма инвестиций — 1 млрд руб.
Второй резидент — «Татремстрой» — инвестировал 80 млн руб. в строительство производства предизолированных труб. Но пополнение парка ожидается резидентами из числа производителей подакцизной продукции, которые не имеют законодательного права на получение налоговых льгот.
Ключевой резидент — «Газпром газомоторное топливо» — еще два года назад объявил о строительстве завода сжиженного газа стоимостью 3 млрд рублей, а «Татспиртпром» приступил к инвестиционному проекту по строительству завода по производству пива. Плюс ко всему сбытовая сеть «Татспиртпрома» — компания «Алкоторг» — завершает строительство логистического центра. Как заявила Наталья Таркаева, «Газпром» не может пользоваться налоговыми льготами, потому что он производит подакцизную продукцию. Под это табу подпадает и «Татспиртпром». Впрочем, «Газпром» можно удержать в Чистополе, так как он может получить льготы не как резидент ТОСЭР, а как инвестор приоритетного инвестпроекта республики. В этом случае он получит аналогичные льготы по налогу на имущество и на прибыль. Правда, в исполкоме Чистополя сообщили, что у парка есть еще шесть резидентов, которые оформляют заявки для выделения земельного участка без торгов и получают заемные средства.
Экзамен снова могут перенести?
Впрочем, в правительстве РТ не исключают, что августовское заседание правительственной комиссии может быть в очередной раз перенесено. «Дата рассмотрения не назначена, да, нам сказали, что в первой декаде, т.е. в первые 10 дней августа. Но это уже четвертый срок, который они называют с начала июня, — рассказывает источник в правительстве РТ. — В последний раз обещали провести в конце июля».
Почему переносят? «Я думаю, что они собирают пул проектов, которые будут выносить. Не все города качественно готовят заявки, часть заявок приходится возвращать и дорабатывать. По регламенту должно быть не меньше пяти заявок, но так никогда не было. Обычно сразу 10 заявок, а для этого все их нужно отработать, чтобы они хотя бы по формальным признакам имели право их принять и вынести на комиссию», — отмечает он.
Если захотят спасти, то выберут Чистополь
Шансы на получение городами статуса ТОСЭР оценили независимые эксперты. Глава консалтинговой компании «Верное решение» Сергей Маслехин полагает, что маловероятно, чтобы все три татарстанских моногорода одновременно получили статус ТОСЭР.
«К сожалению, доступа к их заявкам нет, поэтому будем опираться на стандартную логику чиновников. Обычно КРI территории рассчитывается следующим образом: определяется, сколько город может привлечь инвестиций и создать рабочих мест, а затем эти показатели соотносятся с количеством работающих на градообразующем предприятии и динамикой увольнения на нем. Для чего? Чтобы видеть, какой поток увольняющихся и куда его направить для последующего трудоустройства. Инструмент ТОСЭР как раз и придуман для того, чтобы новый инвестор мог принять на работу поток безработных. С этой точки зрения лучше всего себя чувствует Нижнекамск, где у градообразующего предприятия — ПАО «Нижнекамскнефтехим» — колоссальный рост экспортной выручки. Затем неплохо себя чувствуют зеленодольские оборонные предприятия. Даже несмотря на то, что в Челны вошел «Хайер» и даже по отдельным сегментам холодильная продукция пересекается с POZIS. Так что если захотят спасти депрессивную территорию, то, скорее всего, это будет Чистополь.
Но возможен другой подход при оценке проектов на статус ТОСЭР, когда ставка будет делаться на извлечение доходности от территории. С этой точки зрения, скорее всего, будет интересен Зеленодольск. Он менее депрессивный с точки зрения развития бизнеса. Город готовится стать спутником Казани, что сказывается на активности бизнеса. При этом аренда и покупка земли ниже, чем в Казани, поэтому экономический эффект от ТОСЭР будет выше. Нижнекамск проигрывает Зеленодольску, потому что после введения ТОСЭР у бюджета появятся выпадающие налоговые доходы, которые придется компенсировать поступлениями от физлиц. «На первое месте я бы поставил Зеленодольск, на второе — Нижнекамск, а на третье — Чистополь. Ведь если в Зеленодольске нужно оживить деловую активность, как бы подбрасывая угля в топку, то в Чистополе нужно разжигать с нуля. Но у Зеленодольска проблемы с оформлением земли», — подытожил Сергей Маслехин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.