Ветеринары дадут добро: все ввозимое в Татарстан мясо будут проверять на границе региона

После истории с ростовской индюшатиной Татарстан ужесточил контроль за ввозным мясом, а птицекомплекс «Лаишевский» до сих пор на карантине из-за кормов

Ветеринары дадут добро: все ввозимое в Татарстан мясо будут проверять на границе региона
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

После попадания почти 800 тонн зараженной индюшатины из Ростовской области Татарстан ужесточил контроль за ввозом мяса, подвергая его на границе региона принудительным дополнительным исследованиям. Как заявил сегодня на заседании регионального управления Россельхознадзора начальник главного управления ветеринарии Алмаз Хисамутдинов, инспекторы Россельхознадзора с июня перестали доверять официальным сопроводительным документам на ввозимую из других регионов продукцию. «Любую свиноводческую продукцию проверяем на африканскую чуму свиней, а мясо птиц — на наличие птичьего гриппа, несмотря на то, что необходимые документы у них есть», — сказал он. Более того, поставщиков низкопробной продукции ожидают новые входные барьеры. Подробности — в материале «Реального времени».

Татарстан смотрит, как ветслужба ругается с Россельхознадзором

Громкие майские ЧП с обнаружением генома птичьего гриппа в поставках индюшатины «Евродона» в Татарстан и массовым падежом на птицекомплексе «Лаишевский» дали о себе знать: контролеры управления Россельхознадзора открыли сегодня цикл публичных мероприятий для обсуждения проверочной работы ведомства. Причем всех желающих пригласили в самое помпезное в Казани здание — Министерство сельского хозяйства и продовольствия на Кремлевской набережной.

В течение двух часов кряду руководители двух ключевых ведомств — Ветеринарного надзора и Россельхознадзора — отчитывались о состоянии эпизоотической обстановки, о количестве отобранных проб и эффективности всего контроля. Всего собралось около 200 представителей сельхозпредприятий. На публичные слушания приехали vip-аграрии: первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Николай Титов, начальник управления Россельхознадзора Альберт Хабиров, начальник главного управления ветеринарии Алмаз Хисамутдинов и председатель ассоциации фермеров и крестьянских хозяйств Камияр Байтемиров.

Но, прежде чем перейти к итогам работы, руководитель главного управления ветеринарии кабинета министров Алмаз Хисамутдинов вдруг выдал, можно сказать, неизвестные подробности скрытой войны между федеральной ветеринарной службой и Россельхознадзором. «У нас настолько в корне противопоставлены две службы — Ветнадзор и Россельхознадзор, что при обсуждении рабочих вопросов руководители ругаются вдребезги. Половину рабочего времени они тратят на разбирательства в судах — сколько энергии тратится», — посетовал он. И похоже, эта междоусобица опустилась и в регионы, где местные ветслужбы и представительства Россельхознадзора разделились на два противоборствующих лагеря. «Точно знаю, что в ПФО нет ни одного региона, где совместно и дружно работают, кроме Татарстана, хотя управление Россельхознадзора должно надзирать за нами, но, на самом деле, они помогают, поддерживают».

Николай Титов: почему не взошла кукуруза

Правда, «ложку дегтя» в «медовую» речь позже добавил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Николай Титов. Признав, что продовольственная безопасность и здоровье населения полностью отданы в руки инспекторов ветеринарного сельскохозяйственного надзора, он попенял им за неэффективный контроль за импортируемыми семенами.

— Всегда говорят, что семенной материал лучше защищен от инфекций и имеет более высокую производительность. Но у нас есть участки кукурузы, которые пришлось пересеивать. Главное, что все этапы посевов провели — осталось только химобработку выполнить. Но урожая не получилось! Почему? Вот к чему приводят мелкие недоработки, — указал он, посмотрев внимательно на нового руководителя центра оценки качества зерна Раиса Хамзина. Но в конце доброжелательно заметил, что ветслужба и Россельхознадзор действительно ладят. «Мы не ругается, не деремся друг с другом».

«У нас есть участки кукурузы, которые пришлось пересеивать», — посетовал Николай Титов. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Татарстанский ветконтроль не пропускает «по чужим» документам

Конечно, в центре разбора инспекторов оказались недавние ветеринарные ЧП, вспыхнувшие в мае этого года. Первое обнаружили по тревоге федерального Россельхознадзора. Тот дал команду регионам проверить все поставки зараженной индюшатины крупнейшего его производителя — ООО «Евродон» из Ростовской области. По словам Алмаза Хисамутдинова, с января по май в республику поступило 792 тонны опасного для здоровья диетического мяса. Его получателями оказались челнинские ООО «Торговый дом «Камрегионпродукт» и ИП Ахунов. Этот объем мяса был распространен среди 18 муниципальных образований республики. «6 мая 2017 года реализация была приостановлена, продукция изолирована и уничтожена. Мы прошли долгий путь, чтобы уничтожить 390 тонн в Челнах, но пришлось собирать зараженное мясо индейки среди 18 образований, где она была разбросана», — рассказал он.

Как зараженное мясо могло попасть в республику? Этот вопрос беспокоил не только аудиторию, но и начальника главного управления ветеринарии Алмаза Хисамутдинова. Он сразу сообщил, что «продукция поступала по сопроводительным и разрешительным документам Ростовской области, которые подтверждали ее благополучие по особо опасным инфекционным заболеваниям, в том числе и птичьему гриппу».

«Но после этого мы, конечно же, перестали доверять каким–либо сопроводительным документам, — развел он руками. — Хотя по закону продукция может свободно поступать при наличии лабораторного подтверждения безопасности продукции, но мы не верим. Теперь любую свиноводческую продукцию проверяем на наличие африканской чумы свиней, а мясо птиц — на наличие птичьего гриппа, несмотря на то, что необходимые документы у них есть», — откровенно объяснил он. По всей видимости, теперь поставщикам мяса приходится оплачивать дополнительные проверки на границах с Татарстаном. Но обратная сторона контроля уже не обсуждалась, и, похоже, действовать защитные меры будут еще долго.

«Лаишевский» не отдает на сожжение зараженные корма

Вслед за этим Россельхознадзор столкнулся со вторым ЧП. 7 мая при исследовании материалов группы павшей птицы птицеводческого комплекса «Лаишевский» выявлен геном вируса типа А. По словам Хисамутдинова, здесь не соблюдались обычные правила безопасности: дикие птицы имели доступ к хранилищу кормов и в итоге занесли вирус. «Для купирования очага было сожжено 528 тысяч голов птицы, 5 тонн кормов, 3 млн яиц, 3 тонны меланжа. Проведена мойка, сушка и дезинфекция 10 комплексов, 16 кормовых бункеров, 14 холодильников. Республиканская ветеринарная лаборатория установила, что дезинфекция проведена на хорошем уровне», — отчитался Хисамутдинов.

Тем не менее карантин продолжает действовать. По словам Хисамутдинова, причиной его продления явилось то, что собственник фабрики и управление Россельхознадзора не могут договорится об условиях использования зараженных кормов. «У них остались корма — 1800 тонн. Мы получили подтверждение Россельхознадзора о том, что корма должны уничтожаться, но собственник не согласен. Есть два варианта — либо мы должны уничтожить корма, либо провести термическую обработку с последующим кормлением невосприимчивого скота. Пока окончательного решения нет, и карантин остается», — объяснил он. Но собственник, видимо, хочет минимизировать ущерб, сохранив копейки на кормах.

Проверки на границах

В дальнейшем поставщиков низкопробной продукции ожидают новые входные барьеры. Заместитель директора ФГБУ «Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория» Айдар Садриев сегодня представил концепцию обновления комплекса, который и так уже пополнился новым оборудованием на 42 млн рублей. По его словам, сейчас идет строительство отдельной лаборатории по определению в продуктах питания ГМО, а также отдельного здания для исследования растений современными методами диагностики ПЦР и ИФА. Так что открытых лазеек для попадания на стол некачественной продукции остаться на должно.

Здесь также обсуждали переход контрольных мероприятий и предприятий сельского хозяйства на отчетность ГИС «Меркурий». С 1 января 2018 года вся информация должна быть занесена в нее, но лишь 10 регионов РФ готовы к ней. По словам участников, у программы много противников, в том числе и среди отраслевых союзов. Например, против «молочники». Татарстан готов, заверил Алмаз Хисамутдинов.

Публичные обсуждения пройдут в этом году дважды — 12 октября и 21 декабря.

Луиза Игнатьева
Главное управление ветеринарии Кабинета министров ТатарстанаХисамутдинов Алмаз Гаптраупович

Новости партнеров