Казенные крылья Родины

МАКС-2017: советский задел, высококлассное авиашоу и китайский заказчик для «Ансатов»

С 18 по 23 июля в подмосковном Жуковском проходил крупнейший российский авиасалон МАКС-2017. Здесь встречаются производители и покупатели авиационной техники, выставляются новинки российского авиапрома. На «российском Ле Бурже» побывал корреспондент «Реального времени».

Площадка авиасалона МАКС-2017 напоминала музей отечественной авиационной техники. Сверхзвуковой российский Ту-144, отлетавший свое еще в 1970-е, Ан-30, совершивший первый полет ровно полвека назад, переоборудованные под летающие лаборатории Ил-76.

Словно стесняясь такого соседства, поодаль от остальной экспозиции сверкал полировкой новый Airbus A350-900. Самолет вместимостью 314 пассажиров и максимальной дальностью полета 15 000 километров даже совершил демонстрационный полет, однако улетел уже на второй день МАКСа.

МС-21 до МАКСа не долетел

Других крупных премьер зарубежных производителей на авиасалоне не было. Впрочем, российский авиапром тоже радовать публику не захотел. В частности, сюда не долетел многострадальный МС-21 — «Магистральный самолет XXI века», который проектировался в Иркутске около 7 лет и наконец в мае 2017 совершил свой первый полет. Планируется, что этот самолет составит конкуренцию самым массовым среднемагистральным лайнерам: Boeing 737 и Airbus A320. Цена и характеристики машины находятся на том же уровне, что и у конкурентов. При этом производитель готов компенсировать эксплуатантам риски, связанные с приобретением совершенно нового самолета за счет больших скидок и гибких лизинговых программ. Пока известно о твердых заказах на 175 машин. В первый день МАКСа вице-пермьер Дмитрий Рогозин озвучил новую цифру — 205 самолетов. Главные покупатели — лизинговые компании с большим государственным участием или вовсе государственные: дочка «Ростеха» «Авиакапитал-сервис», «ВЭБ-Лизинг», «Ильюшин-финанс».

Одним из первых эксплуатантов нового российского лайнера может стать «ВИМ-Авиа». Компания нуждается в обновлении парка Ту-204 и рассматривает возможность покупки отечественных МС-21. В частности, «ВИМ-Авиа» подписала соглашение об операционном лизинге с «Ильюшин-финанс». Пока это опцион на 15 бортов, но компания обещает перевести его в твердый контракт, если подтвердятся заявленные летные характеристики машины.

Другая новинка МАКС-2017 до него все же добралась. Причем своим ходом. ТВС-2ДТС (фото на постере) совершил 11-часовой перелет из Новосибирска на аэродром Жуковский, где и предстал перед широкой публикой. Внешне самолет до боли похож на легендарный «кукурузник» Ан-2, на котором летает весь Крайний Север России и еще многие жители труднодоступных районов по всему миру. Внутри — все тот же до боли знакомый «кукурузник». За аббревиатурой ТВС-2ДТС скрывается модернизация проекта 70-летней давности, с переработанным двигателем, улучшенной аэродинамикой и заменой топлива на авиационный керосин. Кроме того, современная авионика сделала самолет всепогодным, способным летать в любое время суток.

Авиашоу для президента

Открыл авиасалон лично Владимир Путин. Он прибыл на МАКС с традиционным часовым опозданием и президентским размахом — борт номер один подкатил практически к самой сцене, обдав собравшихся запахом керосина. Президент выступал всего пару минут, пожелал собравшимся хорошей погоды и ярких впечатлений.

О том, что Путин не сразу покинул экспозицию, догадаться было несложно — кордоны ОМОНа перекрыли центральную аллею авиасалона, оставив половину участников наедине с самолетами, а вторую половину — с туалетами и кафе. Именно в это время произошло самое нашумевшее в СМИ событие МАКСа — Путин угостил министров мороженым с уличного лотка. Блокада продолжалась не больше часа — вскоре президент отправился смотреть авиашоу, а публика смогла свободно перемещаться по аэродрому.

Авиашоу заметно сгладило общее впечатление от МАКСа: в части военных самолетов Россия чувствует себя куда увереннее, чем на гражданском рынке. Новейшие истребители пятого поколения Т-50 словно насмехались над законами физики, имитируя ближний воздушный бой над Жуковским. Непредсказуемо передвигаясь в пространстве, пилоты садились друг другу на хвост, сбрасывали преследователя, уклонялись от учебных виртуальных ракет, то повисая в воздухе, то набирая немыслимую скорость за доли секунды.

Не меньший фурор произвел и Миг-35, показав потрясающий пилотаж над Жуковским, оглушив публику ревом двигателей на форсаже и впечатлив своей воздушной акробатикой. Интересно, что и гражданский «Сухой Суперджет-100», смог порадовать собравшихся отличной маневренностью и готовностью к любым неожиданностям. Казалось, что самолет может выполнить противоракетный маневр не хуже истребителя, если захочет. «Суперджет» маневрировал на необычных для гражданского самолета дистанциях, разворачивался, описывал «восьмерки», уходил на второй круг, заходил на посадку, разворачиваясь у самого торца ВПП.

Правда, подойти близко к стоявшему на земле выставочному «Суперджету» у корреспондента «Реального времени» не получилось. Охранник отказался пропустить за ограждение, аргументируя это тем, что «фотографироваться нельзя». В ответ на предъявленный журналистский пропуск охранник не смутился: «Тут все журналисты, через одного».

Перспективы вертолетов

Широко представлены на МАКС-2017 вертолеты. Ми-8 в различных модификациях, Ми-26 и новинки — «Ансат» и Ми-38 производства Казанского вертолетного завода. Дочка госкорпорации «Ростех» «Вертолеты России» договорилась о поставке двух бортов Министерству обороны. Со стороны частных покупателей к вертолету ажиотажного интереса не наблюдалось.

Ми-38 позиционируется как промежуточное звено между Ми-8 и Ми-26. Он может взять на борт до 30 человек (против 20 в большинстве комплектаций Ми-8 без дополнительных топливных баков), поднимать до 6 тонн груза, что вдвое больше Ми-8. Он может использоваться как грузовик, пассажирский или vip-вертолет или для нужд санавиации и поисково-спасательной службы.

Сейчас Ми-38 не сертифицирован для пассажирских перевозок. Говорить о сертификации вертолета директор по производству «Вертолетов России» Михаил Рыбаков отказался. Однако директор КВЗ по маркетингу Валерий Пашко заверил журналистов, что в 2018 году машина «точно будет сертифицирована».

Куда больше интереса частные компании уделили вертолету «Ансат». Китайская United Helicopters International Group купит пять таких машин в медицинском исполнении. Еще один борт для нужд санавиации закупила Кировская область, два медвертолета — «Русские вертолетные системы».

Поощрять спрос на медицинские «Ансаты» планирует и государство. Принадлежащая Минтрансу России «Государственная транспортная лизинговая компания» в следующем году купит у «Вертолетов России» 30 машин: 18 Ми-8 и 12 «Ансатов» в санитарном исполнении. В дальнейшем борта через тендер попадут к авиакомпаниям, которые будут оказывать услуги по перевозке больных и раненых в 34 регионах России.

Также в следующем году «Ансаты» получат новую модификацию — систему аварийного приводнения. Сейчас ею оснащают вертолеты Ми-8 и Ми-17. Это комплекс надувных мешков, которые раскрываются в случае отказа обоих двигателей над водой и удерживают машину на плаву, пока экипаж эвакуируется на спасательные плоты. Такое оборудование позволит использовать вертолеты для продолжительных полетов над водой, в том числе на месторождениях углеводородов на шельфе.

Деловая часть МАКС-2017 завершилась, контракты подписаны, соглашения достигнуты. На выходные авиасалон превратился в шоу, доступное широкой публике. Здесь выступили пилотажные группы как военные, так и гражданские. В частности, над Жуковским снова пролетели вертолеты Ми-38 и «Ансат», боевые истребители и даже единственный в мире летающий Ил-2.

1/98
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
Дмитрий Щипанов, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнесТранспорт

Новости партнеров