«Дюнкерк»: как Гитлер «продинамил» англичан с французами летом 1940 года

Рецензия «Реального времени» на британскую военную драму «Дюнкерк» от Михаила Черепанова

На днях вышла военная драма Кристофера Нолана «Дюнкерк» об эвакуации антигитлеровских сил с французского побережья в мае 1940 года. Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов сходил на премьеру фильма. В колонке, написанной для «Реального времени», наш колумнист делится мыслями как о самой картине, так и о исторических перипетиях, связанных с Дюнкеркской операцией.

Уинстон Черчилль своей Палате общин: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну».

Цифры за кадром

20 июля в Казани состоялась премьера третьей версии художественного фильма «Дюнкерк» (Великобритания, 2017) об операции «Динамо» по эвакуации окруженных фашистами войск союзников из Европы в мае 1940 года.

Первое впечатление от новой версии картины — качественный боевик с подробным описанием лишь нескольких дней эвакуации с североморского побережья. По замыслу авторов фильма зритель должен выйти из зала с чувством моральной победы войск Антигитлеровской коалиции над фашистами: «Выжить, значит победить». Основной акцент сделан на массовом подвиге гражданских моряков Великобритании, которые, рискуя жизнью, под бомбежками, обстрелом немецкой авиации и при угрозе торпедных атак подлодок смогли спасти жизни 338 226 военнослужащих земляков и союзников. При том что, как постоянно повторяют герои фильма, «Гитлер разрешил эвакуировать лишь 35 тысяч солдат».

Убедительная «моральная» победа… Родина не забыла своих сынов, которые пригодились ей позже, чтобы отстоять ее независимость.

Фильм о том, как правительство Великобритании летом 1940 года применило стратегию русского полководца М.И. Кутузова времен Отечественной войны 1812 года: «Спасти армию от уничтожения — значит, спасти Родину». Или проще говоря: «Чтобы спасти Россию, мы сами сожгли Москву».

А еще вспоминаются рассказы ветеранов о том, как защитники Севастополя тысячами безрезультатно ждали на крутом берегу мыса Херсонес свои корабли в надежде на эвакуацию. Приходил только катер за генералом Новиковым, но и тот был перехвачен итальянцами. Советская родина в 1942 году не позаботилась о своих защитниках, большинство из них погибли на Черноморском побережье или в плену.

Официальная история утверждает: «Дюнкеркская операция позволила сохранить кадровую британскую армию, получившую бесценный боевой опыт, хотя армия и лишилась практически всего тяжелого вооружения. Был сохранен личный состав, ставший основой войск союзников… В ходе упорных боев британские вооруженные силы продемонстрировали высокий боевой дух и профессионализм…».

Судя по фильму, «профессионализм» военных в данной битве выражался в способности организовать посадку людей на небольшие корабли на отмели, в условиях прилива с помощью нескольких импровизированных причалов из загнанных в воду колонн автомашин. Правда, при просмотре фильма создается впечатление, что ни один из крупных кораблей, которые удается заполнить эвакуированными солдатами, так и не ушел от бомб и торпед фашистов.

Чтобы убедить зрителя в крепости морального духа союзных войск, кинематографисты показывают примеры личного мужества солдат, взаимовыручки, отсутствие паники и дезертирства, массовой сдачи в плен.

Англичане дисциплинированно и безропотно, практически безоружными, без средств ПВО с берега, при единичных случаях прикрытия с воздуха погибают от бомбежек и обстрелов фашистов не только на приморских пляжах, но и на кораблях. В том числе с красным крестом на борту.

Чем-то кадры премьерной картины напомнили Бородинское сражение в фильме «Война и мир», когда российские солдаты стоят стройными рядами в резерве и хладнокровно погибают от артобстрела французов, так и не получив даже команду «рассредоточиться» или хотя бы «ложись». Мужественная гибель, но в чем же ее смысл? В дисциплине? В моральном духе?

На примере нескольких судеб солдат крупным планом показано, как нелегко мужественно не поддаваться на вражеские провокации и не сопротивляться, когда тебя практически в упор расстреливают истребители и забрасывают бомбами «хенкели». Правда, некоторые из самолетов фашистов все же удается сбить одному из английских асов, который практически без горючего вступает в бой с немецкими истребителями и бомбардировщиками, долго умудряется планировать на юрком «Спитфайре», удачно садится на пляж, поджигает чудом уцелевший самолет, но сам в конце концов оказывается в плену.

О том, сколько всего к июню 1940 года солдат и офицеров войск Антигитлеровской коалиции погибло и попало в плен, в фильме не сказано. И самое главное, зритель так и не узнает — по какой причине (!) 400 тысяч военнослужащих оказываются в положении «овец на заклание», безропотных рабов, послушно погибающих без сопротивления под обстрелом противника. Почему на всем побережье в районе Дюнкерка не оказывается ни одного хотя бы зенитного орудия англичан для прикрытия эвакуации? Почему фашистская авиация и подводные лодки нагло и безнаказанно систематично уничтожают не только пехоту на берегу, но и корабли в море?

За кадром фильма остался немаловажный факт о том, что в начале битвы у французского города Дюнкерка (операция «Динамо») в составе союзных войск насчитывалось 1 млн 200 тысяч человек (10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий), а в вермахте лишь 800 тысяч.

Подробности битвы может прочесть каждый желающий, напомню лишь результат: с 20 мая по 4 июня 1940 года войска союзников оставили фашистам 700 танков, 2 472 артиллерийских орудия, 8 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества — все тяжелое вооружение и транспорт английских дивизий.

Потери королевских военно-воздушных сил — 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию, погибли около 2 тысяч солдат и моряков союзников.

И хотя в ходе операции английский военно-морской флот вывез кроме своих более 90 тысяч французов, только в районе Дюнкерка «сданы» в плен 50 тысяч военнослужащих французской армии.

Потеряны 224 английских и около 60 французских судов, в том числе 6 (!) эсминцев английского военно-морского флота и 3 — французских ВМС. Получили значительные повреждения 23 корабля английского ВМФ.

Вермахт потерял в той битве 1,2 тысячи человек, 99 самолетов в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии.

Пример соглашательства с фашизмом

Так чем же была операция «Динамо» — моральной победой или результатом соглашательства правительств стран Антигитлеровской коалиции, стремления задобрить Гитлера в надежде на позорный мир и направить его против СССР?

В самый разгар операции, 28 мая 1940 года, бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Это был удар в спину оборонявшимся войскам союзников. Но и сами англичане с французами не отличались стремлением оказать твердый отпор мечтам Гитлера о мировом господстве.

Напомню, даже У. Черчилль жестко критиковал политику заигрывания с фашизмом, проводившуюся правительством Чемберлена, и после заключения в 1938 году Мюнхенского соглашения сказал в Палате общин: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну».

Авторы фильма «Дюнкерк» даже не упоминают о том, что малейшее сопротивление союзных войск германской армии вызывало замешательство в штабе Гитлера. Фюрер вынужден был считать каждый свой танк, самолет или даже бомбу, сброшенную в ходе сражения. У него никогда не было стратегических резервов для ведения мировой войны. Все его стратегические операции были блефом, рассчитанным на эффект неожиданности, недолговременный тактический успех, моральное превосходство ударившего первым, отсутствие воли к сопротивлению у большинства стран Европы.

Именно потому, что Гитлеру нечем было добивать окруженную полумиллионную группировку союзников на морском побережье, он 24 мая 1940 года отдал приказ своим танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 километров. Поэтому генерал Рундштедт, заслужил во Французской кампании звание фельдмаршала, препятствуя эвакуации лишь огнем артиллерии среднего калибра.

Узнав от службы радиоперехвата этот приказ Гитлера, командование Великобритании приняло решение полностью прекратить сопротивление в Европе и начать полную эвакуацию своих войск без вооружения и техники.

Это было взаимовыгодное решение: Гитлер уже не мог добивать окруженцев, потому что впереди еще была хотя и краткосрочная, но война за Францию, а англичане берегли свою живую силу, опасаясь высадки фашистов на своем острове.

Войска Антигитлеровской коалиции в мае 1940 года были способны лишь прикрывать собственную эвакуацию с материка, нанося мелкие контрудары. Ни о какой битве за Францию не помышляли уже даже сами французы.

История соглашательства продолжилась в мае 1941 года, когда Ким Филби, советские агенты в Вашингтоне и Германии, Рихард Зорге из из германского посольства в Токио сообщили: Рудольф Гесс прибыл в Великобританию с предложением компромиссного мира. Это было последнее средство Гитлера для достижения мирного соглашения с британцами до начала войны против СССР. Гесс прибыл в Лондон, чтобы убедить британское правительство в неотвратимости победы Германии и призвать британцев выйти на переговоры о мире. Их условия были таковы: Германия получает свободу действий в Европе, а Великобритания сохраняет власть в империи. А главное условие — свержение Черчилля.

Авторы фильма «Дюнкерк», конечно, не ставили перед собой задачу объяснить современному зрителю, чем бы все закончилось, если бы все страны мира заботились лишь о сохранении жизни своих солдат и с легкостью соглашались на роль рабов фашизма.

Что было бы с уцелевшими героическими защитниками Великобритании в феврале 1945 года, если бы советской разведке не удалось узнать точные координаты стартовых площадок ракет «Фау-2» и уничтожить их (вспомним суть подвига М.П. Девятаева).

Ни один из героев фильма даже не высказал мнения о том, что объединенные попытки сопротивления фашистам в Европе, пусть даже с большими потерями, могли бы предотвратить гораздо большие масштабы трагедии. Если бы Советская армия не потеряла 19 млн своих солдат и офицеров в боях с Гитлеровской Германией, судьба европейской цивилизации, да и Соединенных Штатов Америки была бы под большим вопросом. Урановая бомба в руках победившего Гитлера способствовала уничтожению Европы…

Может, об этом тоже стоило сказать?

После просмотра нового фильма еще раз убеждаешься: спасение цивилизации невозможно путем соглашательства и отказа от жертв. Любые договоренности не имели смысла для Гитлера, да и нынешних лидеров терроризма: единственная возможность остановить их бесчеловечные устремления — бескомпромиссное вооруженное и дипломатическое сопротивление фашизму, нацизму, фанатизму в любом его проявлении.

А «урок» был не без «пользы»…

Единственный урок, который вынесли из операции «Динамо» 1940 года лидеры Европы, судя по всему, — Дюнкеркский пакт, заключенный между Францией и Великобританией о союзе и взаимопомощи. Он подписан 4 марта 1947 года в Дюнкерке и формально был нацелен на укрепление европейской безопасности и предотвращение возможной агрессии со стороны Германии. Но тогда все понимали, что Германия была уже ни при чем. Дюнкеркский пакт был началом оборонительного союза против СССР, нынешнего НАТО.

Но это уже совсем другая история…

Михаил Черепанов, фото instagram.com/dunkirkmovie

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Преподаватель дополнительного образования Казанского Дворца детского творчества им. А. Алиша. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

Новости партнеров