Нуриевский фестиваль стал местом вручения наград

На международном фестивале классического балета им. Рудольфа Нуриева настало время «Золотой орды» — постановки, принесшей сотрудникам ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Государственную премию РТ им. Г. Тукая. Как прошел спектакль в формате фестивального показа и чем вечер накануне отличался от остальных фестивальных вечеров, наблюдала корреспондент «Реального времени».

Ковтуна на авансцену!

«Золотая орда» — балет на музыку Резеды Ахияровой и либретто народного поэта Татарстана, члена комиссии по культуре при президенте РФ Рената Хариса в постановке Георгия Ковтуна — только что принес театру высшую награду республики в области литературы и искусства. Лауреатами Госпремии стали балетмейстер Георгий Ковтун, исполнители главных партий Кристина Андреева и Михаил Тимаев и директор казанского оперного театра Рауфаль Мухаметзянов — вдохновитель и продюсер проекта.

Надо отдать должное триумвирату Ковтун-Харис-Ахиярова, работает он более чем результативно. Судите сами. Первый опыт — балет Леонида Любовского на либретто Хариса «Сказание об Йусуфе» в постановке Ковтуна — получил Госпремию России. Ее тогда удостоились композитор, либреттист и исполнитель титульной партии Нурлан Канетов. Ковтуну премию не дали.

Опера «Любовь поэта» на музыку Резеды Ахияровой и либретто Хариса в постановке Михаила Панджавидзе получила Госпремию Тукая. И, наконец, только что отмеченная наградой «Золотая орда». На этот раз Георгия Ковтуна премией не обошли.

Накануне Ковтун находился в зале, и дело было не в репетициях, ради которых он приехал. Фестивальный спектакль был посвящен его 65-летию. И когда представляющий балет критик Сергей Коробков (его вступительные слова перед началом спектаклей — образец знания материала и изящества) пригласил Ковтуна подняться на сцену, зал разразился овациями.

А дальше перед занавесом появились вице-спикер татарстанского парламента Римма Ратникова и заместитель директора оперного театра Юрий Ларионов — последний вынес огромный букет цветов. А Ратникова по поручению врио президента РТ вручила Ковтуну государственную награду — премию Габдуллы Тукая за постановку балета «Золотая орда». Естественно, что находящиеся в зале Ренат Харис и Резеда Ахиярова также вышли на сцену с большими букетами цветов, чтобы поздравить человека, воплотившего своей фантазией и талантом на сцене их творение.

«Я счастлив, что мне, человеку с гражданством Украины и паспортом этой страны, вручили татарстанскую награду. Менять паспорт не собираюсь, я — гражданин мира. Недавно ставил «Ромео и Джульетту» в Баку, скоро буду ставить в Одессе, завтра вот лечу в Астану. Даст бог, и в Казани еще поработаю. Награда — это хорошо, это приятно, но высшее счастье — это реакция зрителей, их аплодисменты», — прокомментировал Ковтун свое награждение «Реальному времени».

Кстати, на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля идут его балеты «Пер Гюнт», «Спартак», где Ковтун написал новое либретто, и опера Бизе «Кармен». Ковтун человек в хорошем смысле всеядный — он даже в цирке ставит шоу.

Любовь и ревность на фоне катаклизмов

«Золотая орда» была поставлена около двух лет назад, но ее уже успели записать и передать на французском телеканале Mezzо, вещающем на более чем 50 стран мира, и это можно отнести к успешности постановки.

История народа, война и предательство, идея завоевания новых пространств и разрушение государства, и на фоне всего этого повествование о молодых влюбленных — вот что составляет драматургическую основу балета, для которого Ковтун нашел резкую, даже немного агрессивную форму, выведя на сцену еще и хор.

На фестивальном показе, как всегда, был нежным и лиричным дуэт Кристины Андреевой (Джанике) и Нурадина (Михаил Тимаев), в очередной раз поразил новой ипостасью своего таланта Нурлан Канеов (визирь), создавший зловещий и отчасти гротесковый образ. В партии духа хана Батыя казанцы снова увидели Давида Залеева, который сейчас служит в труппе Мариинского театра и специально приехал на фестиваль, чтобы принять участие в «Золотой орде».

Большая нагрузка в спектакле ложится на мужской кордебалет, он вчера был выше всяческий похвал. Вообще, «Золотая орда» продемонстрировала высокий уровень казанской балетной труппы, которая может решать сложные задачи ничуть не хуже столичных коллег.

За дирижерским пультом был главный дирижер театра маэстро Ренат Салаватов, сумевший раскрыть все полутона музыки Ахияровой, ее исключительную мелодичность. И было видно, как комфортно танцовщикам с таким деликатным дирижером, буквально пропускающим через себя каждую ноту.

Создание нового балета — дело хлопотное, театры сейчас предпочитают ставить проверенные временем балеты, видя в этом гарантию стабильности. Но делать спектакль буквально с нулевого цикла, с момента зарождения идеи, написания музыки и либретто — на это отваживаются немногие. В Казани рискнули — и выиграли. И зрители вчера имели возможность в этом убедиться.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
Мероприятия

Новости партнеров