В бывший «Детский мир» на Кольце пришли финны
АО «Стокманн» арендовало казанский магазин у Podium Market. Сам торговый центр, похоже, ушел к партнерам «Золотого яблока»
Казанский рынок коммерческой недвижимости отметился крупной сделкой — в город пришла федеральная сеть универмагов финского бренда Stockmann. Как стало известно «Реальному времени», АО «Стокманн» выкупило у Podium Market лицензию на бренд сроком на год, арендовало его казанский универмаг на Пушкина, 2 (бывший «Детский мир») и сейчас работает под его вывеской. Сменить название торгового центра на Stockmann обещают до конца года, причем надолго. Как сообщили «Реальному времени» в головном офисе компании, право на владение брендом Stockmann удалось продлить до 2023 года, а в ближайшие пять лет планируется открыть минимум 10 одноименных универмагов в Москве и городах-миллионниках. Новость о приходе нового ретейлера эксперты встретили с большим энтузиазмом и считают, что Казани не хватало магазинов такого уровня.
Stockmann вместо Podium Market
Здание на Пушкина, 2, более известное казанцам как бывший «Детский мир», вновь перешло в руки новых собственников. Три года верхние этажи занимал торговый центр Podium Market, а нижний — парфюмерная сеть «Золотое яблоко». Но в июле стало известно, что помещения Podium арендовала сеть универмагов Stockmann. Это финский бренд по продаже одежды и товаров для дома, основанный в 1862 году, широко представленный в Европе, в России известен более 25 лет.
В головном офисе АО «Стокманн», которое развивает по франшизе этот бренд в нашей стране, «Реальному времени» подтвердили открытие магазина в Казани. Пока он сохраняет прежнее название — ретейлер выкупил лицензию на бренд Podium Market сроком на год. Но до конца года в компании обещают сменить вывеску собственно на Stockmann.
— Мы планируем динамичный рост в России за счет расширения регионов присутствия, а также мультиканального подхода к рынку — развития традиционных и онлайн-каналов продаж. До конца этого года компания рассчитывает открыть два универмага Stokmann — в Москве и Казани, ведутся переговоры в Краснодаре. Сделка с Podium Market позволит расширить ассортимент и укрепить позиции Stokmann на российском рынке в качестве крупнейшего игрока на рынке универмагов, — заявил председатель совета директоров АО «Стокманн» Яков Панченко.
На вопрос об инвестициях в казанский проект в компании заявили, что это закрытая информация, но уточнили, что перезаключили договор аренды с собственником здания.
От универмага Минторга ТАССР до Podium Market
Активная смена собственников здания началась с нулевых годов. Построенное в 1963 году как универмаг Министерства торговли ТАССР, а затем переименованное в «Детский мир», в 2006 оно было продано московскому ОАО «Подиум». Арендаторов выселили, провели реконструкцию, но никаких проектов здесь не запустили, помещение пустовало 8 лет. В 2010 г. собственник попытался продать универмаг, но не сумел. Позднее «Подиум» объявил себя банкротом. В 2012 г. здание перешло в руки других московских бизнесменов из ООО «Ландор», которые через два года открыли универмаг Podium Market. Выяснилось, что фирма связана с прежним владельцем, выступив за него поручителем по кредиту Росбанка на сумму в 1,3 млрд рублей.
В августе 2016 г. «Ландор» перепродал магазин ИК «Джи Эй Групп». По информации из открытых источников в учредителях компании — кипрский офшор «ЭЙФЭЭЛ ЭЙЖА ФАЙНЕНШЛ ЛИМИТЕД». Именно с «Джи Эй Групп» АО «Стокманн» в июне этого года заключил договор аренды помещений.
В равных долях эта екатеринбургская компания, согласно «Контур Фокусу», принадлежит Ивану Кузовлеву и Максиму Паняку. Также оба являются учредителями УК «Кристалл», которой принадлежит бренд «Золотое яблоко».
Согласно выписке Росреестра, все здание имеет общую площадь 9,8 тысячи кв. м. Опрошенные «Реальным временем» эксперты оценили стоимость торговых площадей универмага в 150—300 тысяч рублей за кв. м и полагают, что сделка с Podium обошлась не дешевле 1 миллиарда рублей (16 млн долларов).
Универмаги Stockmann остаются в России
Что касается нового арендатора — сеть Stokmann насчитывает семь универмагов в России: пять в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. До 2021 года планируется довести число магазинов в городах-миллионниках и столице до десяти. Собственник АО «Стокманн» — офшорная компания на Кипре Reviva Holdings Limited. Ей же принадлежит ООО «Дебрусс», через которую Reviva развивала в России еще одну сеть универмагов — Debenhams. Правда, этим летом компания заявила о закрытии одноименного ТЦ в Москве, хотя право на развитие этого британского бренда сохраняется за ней еще в течение 10 лет.
Недавно в АО «Стокманн» поспешили обрадовать новостью, что сумели продлить свое эксклюзивное право на владение брендом Stokmann до 2023 года. По ранее подписанному соглашению использовать бренд на территории России можно было только до конца 2018 года. Новый договор продлил этот период еще на пять лет.
Сейчас компания строит большие планы по расширению на российском рынке, наращивает сеть универмагов в стране, чтобы еще сильнее закрепиться в сегменте розничных продаж. «Мы видим огромный потенциал развития рынка универмагов в России. Stokmann обладает сильными конкурентными преимуществами, и мы считаем, что у бренда большие возможности для дальнейшего развития в этой стране», — прокомментировал новое соглашение Яков Панченко. По его словам, это важный этап для компании, который подтверждает доверие со стороны зарубежных партнеров.
Сам держатель бренда — финская компания Stokmann в 2015 г. была вынуждена покинуть Россию на фоне санкций. Убытки ретейлера за тот год составили 86,1 млн евро. Компания продала все семь российских универмагов Reviva Holdings Ltd. Как сообщали в СМИ, за 5 млн евро наличными.
Сделка на миллиард
«Реальное время» расспросило экспертов из области коммерческой недвижимости о перспективах Stokmann на казанском рынке. Большинство сошлись во мнении, что городу не хватает магазинов такого уровня.
-
-
Елена Стрюкова полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов
-
Stokmann еще как-то не особо пришел. Сделка уже прошла, но вопрос: когда они будут товар завозить? Кроме вывески «Мы открылись» под Podium Market ничего пока нет. До конца года, видимо, будут его остатки продавать. Да, Stokmann из России собирался уходить, но не ушел, право на владение ему продлили до 2023 года.
Ставка на помещения в казанском здании, начиная со второго этажа и выше, с таким местоположением может быть от 9 600 до 18 000 руб. за кв. м в год — это с учетом размера помещения. Инвестиции могли составить около 1 млрд рублей.
-
-
-
Роман Котенков директор филиала ООО «УК Проект-сити» (ТЦ «Республика»)
-
По моим оценкам, стоимость продажи ТЦ должна быть в районе до 16 млн долларов. Это за «квадрат» где-то 1,5—2 тысячи долларов. Скорее всего, у Podium были достаточно серьезные кредитные нагрузки (и это без учета возможных претензий по долгам, которые им предъявляли их контрагенты), «Стокманн» мог не стопроцентно это в деньги перевести.
Поскольку у Podium ситуация была патовая, они находились в предбанкротном состоянии, а может уже в банкротном, я думаю, сделка была не полностью денежная, а в какой-то части «Стокманн» мог взять на себя обслуживание каких-то кредитных долгов. Большую часть — деньгами, остальное — обязательства по кредитам.
-
-
-
Виталия Львова гендиректор агентства маркетинговых коммуникаций Promotion Realty
-
Считаю, для Казани приход «Стокманна» — это прекрасная сделка. Когда ее только озвучили, сразу было понятно, что отличный вариант. Казани не хватает хороших семейных универмагов среднего уровня, «средний плюс». Podium Market был дороже. И сейчас выход «Стокманна» на рынок города — это абсолютно оправданно. Уверена, что у них будет большая выручка по данному магазину, у него хорошее местоположение. И для «Стокманна» местный рынок достаточно интересен, ну и, собственно, самой Казани подобного плана магазины действительно были необходимы.
-
-
-
Валентина Кузнецова главред ИА «РИА MODA»
-
Наверное, это выгодная сделка для АО «Стокманн» потому, что они приобретут не только сетевой магазин Podium Market, но и всю клиентуру. Что касается смены названия, она могла происходить по-разному. Здесь, наверное, тоже есть определенный бизнес-расчет: не отталкивать людей, пока не произойдет привыкание. Сам бренд Stokmann широко известен в стране, во всех крупных городах он более или менее представлен. Поэтому, думаю, Казань не проиграет. Город большой, красивый, люди любят одеваться, будет представлена хорошая европейская одежда — это тоже важно. Так что, я думаю, это приобретение для Казани.
-
-
-
Никита Купцов эксперт в области управления коммерческой недвижимостью
-
Podium Market — малоизвестный, а Stockmann — всемирно известный бренд. Это отлично, когда появляются новые популярные бренды. Уверен, что и сервис, и одежда будут на уровне, можно только порадоваться за Казань. Наш город по-прежнему в топе. У нас проходит много мероприятий мирового уровня. Приятно, что приходят инвесторы в Казань. В этом месте конкурентов у универмага не будет, я думаю, разве что H&M или Zara.
-
-
-
Адель Хасбиулин генеральный директор агентства недвижимости «МЕГАЛИТ»
-
Радует, что в Казань придет новый мультибрендовый ретейлер, который привнесет что-то новое. Сейчас 2—4 этажи здания представляют собой унылое зрелище, посетителей там практически нет, значит, ассортимент товара не привлекает покупателей. Мы предполагаем, что цена продажи площадей в этом здании в среднем находится в диапазоне 150—200 тыс. рублей за квадратный метр общей площади. Ставка аренды зависит от этажа. На первом этаже вероятный разброс ставки — 1500—3000 руб./кв. м, на верхних этажах — 1000—1500 руб./кв. м.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.