«Иннопром-2017»: Путин заглянул в камазовский шатл, а Минниханов — к «Ренове» Виктора Вексельберга

Почему главы татарстанских компаний проигнорировали «Уральский Ганновер»

На главной промышленной выставке страны «Иннопром-2017», считающейся «Уральским Ганновером», Татарстан впервые представил собственные промышленные разработки «в цифре». Флагманская экспозиция «Made in Tatarstan», объединившая семь базовых отраслей экономики, транслировалась виртуально, на нескольких огромных экранах, а «вживую» на выставку приехал лишь КАМАЗ. И ему повезло: возле стенда НАМИ — партнера автозавода — Владимир Путин «вживую» увидел беспилотный микроавтобус КАМАЗа, который, как заверили главу государству, уже сейчас может выйти в рейс. Чуть дальше осталась не замеченной им другая новинка — бортовой грузовик КАМАЗ-65120, работающий на сжиженном газе. Но зато его увидел президент Татарстана Рустам Минниханов. Подробности — в материале «Реального времени».

Японцы «со своим самоваром»

В Екатеринбурге началась практическая работа на VIII Международной промышленной выставке «Иннопром-2017». В этом году она проходит под слоганом «Включайся в «умное производство» SFACTORY.Tech», то есть полностью посвящена внедрению технологий бережливого производства. «Умное производство: глобальный подход» — такую повестку форума предложила Япония, выступившая в этом году страной-партнером «Иннопрома-2017». Следуя заявленной теме, известные японские компании привезли на Урал новейшую экспозицию металлообрабатывающих станков и оборудования, ради которых российский топ-менеджмент часто сам отправляется к ним в гости.

На этот раз на «Иннопром-2017» приехали такие именитые бренды, как Yamazaki Mazak (у которых в лучшее время «закупался» Казанский вертолетный завод), Fanuk — поставщик решений по промышленной автоматизации (чье производство посещал лично Рустам Минниханов во время «японского тура» весной прошлого года). Можно не сомневаться, что, будучи на «Иннопроме-2017», многочисленная делегация Татарстана под руководством президента не обошла их стороной и искала новые контакты для продолжения переговоров по обновлению производства. А учитывая, что в ее состав входит помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов, отвечающий за модернизацию Казанского авиазавода, переговоры на эту тему, скорее всего, здесь и продолжились. Ведь новые станки и оборудование авиазаводу нужны больше, чем кому-либо из татарстанских предприятий.

Впрочем, в этом году выставка собрала национальные стенды 20 стран, в том числе Германии, Италии, Китая, Южной Кореи, которым составляют конкуренцию японским производителям.

Три часа открытия — только для первых лиц

Примечательно, что до 12 часов дня выставочные павильоны «Иннопрома-2017» были закрыты для массового посещения гостей, о чем свидетельствует объявление на центральной странице сайта. Право «первого утра» для подробного осмотра выставки ее организаторы впервые предоставили «первым лицам» и vip-гостям.

Именно этим тайм-аутом и воспользовался Рустам Минниханов и представители татарстанской делегации. Как сообщила пресс-служба президента РТ, во время обхода глава республики ознакомился с последними технологиями и продукцией в области металлообработки, управления производством, инновационными решениями в сфере автомобилестроения и робототехники. Вместе с ним высокотехнологичные достижения страны восходящего солнца увидели министр промышленности и торговли Альберт Каримов и два его зама, частый гость в Японии глава ТПП Шамиль Агеев и еще несколько чиновников из АИР и аппарата президента РТ. Удивляет только, что в составе татарстанской делегации не оказалось ни одного руководителя татарстанских компаний. Тогда как прошлой весной на переговоры в Токио вместе с президентом РТ отправились почти все генералы татарстанского бизнеса.

В российской зоне «Иннопрома-2017» президент Татарстана не мог пройти мимо одного из главных павильонов уральского бизнеса — холдинга «Ренова» Виктора Вексельберга. А затем двинулся к стендам «Швабе» «Ростеха», куда входят несколько татарстанских оборонных предприятий. Кстати, «Ростех» в этом году представил концептуальный стенд, посвященный переводу военных технологий в гражданскую сферу. «Швабе» отводится в нем заметная роль. Позже Рустам Минниханов посетил стенды «ПНК Групп», УАЗа и нескольких малых и средних предприятий России.

Made in Tatarstan в виртуальном просмотре, а КАМАЗ приехал самоходом

Сам же Татарстан выставился единой промышленной экспозицией в виртуальном виде. «Переход «в цифру» в полной мере отвечает общему духу выставки, — заметили в пресс-службе Минпромторга РТ. Экономический потенциал Татарстана представлен виртуально: на нескольких экранах постоянно транслируется графическая информация о динамике развития базовых отраслей Татарстана — нефтедобыче, нефтепереработке, машиностроении, авиастроении, химической промышленности. Отсюда видно, что нефтедобычу символизирует «Татнефть», а машиностроение — КАМАЗ. Они объединены флагманским интернет-порталом Made in Tatarstan, — резюмировали в пресс-службе Минпромторга. Кто выступил организатором поездки правительственной делегации, а также какая сумма выделена на эти цели, не уточняли. Но надо думать, что бюджет уложился в несколько миллионов рублей. Ожидается, что глава Минпромторга РТ Альберт Каримов подпишет соглашение о сотрудничестве с ГК «Пенетрон».

Единственным, кто решил приехать вживую, оказался КАМАЗ, и, как оказалось, был вознагражден вниманием главного гостя выставки Владимира Путина. Глава государства во время утреннего «тайминга» остановился возле беспилотного микроавтобуса КАМАЗа и даже заглянул внутрь. «Беспилотный шатл — это совместная разработка КАМАЗа и НАМИ, которая экспонировался у стенда нашего партнера, — пояснил руководитель пресс-службы автозавода Олег Афанасьев. — Президенту рассказали, что автобус предназначен для транспортировки людей на закрытых территориях предприятий или индустриальных парков», — уточнил он. По его словам, в скором будущем КАМАЗ намерен оснастить ими аэропорт «Бегишево» для перевозки авиапассажиров. Однако сам гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин на выставку не приехал.

Впрочем, КАМАЗ привез на выставку и другую заветную новинку. Им стала предсерийная модель бортового самосвала КАМАЗ-65 207 грузоподъемностью 15 тонн. «Это единственный в России грузовик, который работает на сжиженном газе (не путать с компримированным газом!), — рассказывает Афанасьев. — Причем это действующий экспонат: автомобиль сам доехал из Набережных Челнов до Екатеринбурга. Основное его отличие — это бак, где может храниться сжиженное топливо, тогда как у всех сжатый. При этом он ничем не уступает им — такой же пробег — 1 200 км. Как только появятся заказы, можно будет запускать в серию», — уверяет он.

В первый же день КАМАЗ подписал соглашение с X5 на поставку 100 газодизельных грузовых автомобилей. «В ближайшее время начнется отгрузка», — уточнил Олег Афанасьев.

Заветы Кудрина: кто не работает с «цифрой», через 6 лет потеряет производство

«Иннопром-2017» оказался местом жарких дискуссий по широкому кругу экономических проблемам. Так, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин предрек, что «те, кто не работают сегодня с «цифрой», через шесть лет потеряют свое производство. Это должны все понимать. У нас этого понимания еще нет», — сказал он.

По его словам, сегодня существуют компании, реализующие программу «умных» технологий, в том числе российские компании. «Сегодня проблема не в наличии этих моделей, программ и возможностей, а в спросе бизнеса. У нас самая большая проблема, самое узкое место в России — это спрос бизнеса на такие программы. Они не чувствуют, что за этим будущее, что в это нужно вкладываться», — сказал Кудрин. По его мнению, Россия сильно отстает от мира по цифровизации, поэтому сегодня нужно решить вопрос о стимулировании этих процессов — в этом поможет в том числе правительственная программа «цифровая экономика».

«То, что и президент, и министерства начинают в этом направлении работать, говорит о том, что в течение двух лет, я уверен, все проснутся», — отметил Кудрин.

Мечты Мишарина

А на панельной сессии, посвященной развитию транспортной инфраструктуры, вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщил, что для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань нужно будет модернизировать ряд предприятий по производству рельсов, кабельной продукции, подвижного состав. Об этом он заявил в Екатеринбурге на сессии «Иннопрома».

По словам Мишарина, ВСМ простимулирует рост экономики в регионах ВСМ на 10 трлн рублей, что приведет к росту бюджетных поступлений на 2 трлн рублей.

Такие глобальные проекты требуют реализации дополнительных механизмов, например концессии. Для модернизации производств, которые потом будут поставлять продукцию для ВСМ, нужно около 300 млрд рублей, считает Мишарин.

По словам Мишарина, России хватит собственных рельсов для строительства ВСМ на территории страны. «Поезда у нас будут российские, мы ведем переговоры о технической реализации как с японцами, так и с немцами», — отметил он.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров