Как отдохнуть халяльно: насколько неразвита в России тур-индустрия для мусульман?
Айша-Галина Бабич — об особенностях исламского отдыха и проблеме буркини
Последние недели природа не радует жителей центральной России солнечными деньками, и многие устремляются к теплым морским берегам. Среди отдыхающих все больше и больше становится мусульман. Однако в нашей стране халяль-индустрия, сколько бы о ней ни говорили, так и остается неразвитой. Журналист и колумнист «Реального времени» Айша-Галина Бабич в сегодняшней авторской колонке делится мыслями о сегменте туризма для приверженцев ислама и останавливается на такой детали, как буркини — мусульманский купальник.
«Купалась я в платье, брюках и платке...»
Много лет назад в одном высокогорном селе Дагестана несколько моих подруг-мусульманок предложили мне сходить на речку искупаться. Я была крайне удивлена, ведь до этого момента я считала, что мусульманке не суждено в этой жизни поплавать в прохладном водоеме, поскольку кругом мужчины, купальник не дозволен, а прудов и рек, где не ступала нога человека, на планете уже не осталось.
Но вот меня подвели к реке: она была узкая, так что можно перепрыгнуть, и неглубокая. Купалась я в платье, брюках и платке: весь этот наряд тут же прилип к телу, вытянулся, стал тащиться за мной по дну, платок сползал, забивался в глаза, рукава и штанины заплетались друг за друга…
Я совсем отчаялась, легла на воду, раскинув руки, и смотрела, как мальчишки издали кидали в нас камни и хохотали: теперь надо было незаметно выскочить на берег и, облачившись в широкий халат, добежать до ближайшего забора. С одежды струилась вода, было холодно и мерзко. Поистине, это незабываемо.
Так что когда ливанская дизайнер Ахеда Занетти изобрела свой первый буркини — мусульманский купальник, название которого возникло из остроумного сочетания европейского «бикини» и мусульманской «бурки», это произвело мини-революцию в мусульманском мире. Удобная модель — рукава и брючины на резинках, плотный капюшон, быстросохнущая ткань, продумано все до мелочей.
А ведь прежде мусульманки, следуя правилу закрывать от посторонних взоров все тело, кроме лица и кистей рук, и мечтать не могли о том, чтобы плавать, заниматься серфингом, аквааэробикой, дайвингом, регатой… Впрочем, большинство из них по-прежнему об этом и не мечтает.
Буркини раздора
Мусульманский купальник остается предметом ожесточенных споров между ревнителями строгих традиций и демократично настроенными современными последовательницами ислама. Брюки и короткая туника, по мнению первых, непозволительная вольность, ибо все тело должно быть тщательно укрыто таким образом, чтобы нельзя было угадать, сколько мусульманок на самом деле спрятано в такой просторной абае.
Сторонницы буркини, напротив, считают модель максимально комфортной и удобной для плавания, поскольку в длинном платье совершать кульбиты в воде фактически невозможно, да и опасно. Но, откровенно говоря, плаванием это можно назвать лишь условно, поскольку скоростные заплывы в такой одежде невозможны, а возможно только неспешное курсирование по поверхности воды. А вот, скажем, для серфинга и регаты буркини — в самый раз.
Но представительницы ислама в арабских странах о водных видах спорта не задумываются в принципе. Море — это место, где нужно плескаться у берега, следя за резвящимися детьми. И никакие новомодные модели не изменят вековой традиции. Покорять волну или исследовать морские глубины — это не про женщин. Как, собственно, не про женщин бег, велоспорт, теннис или сноубординг. Европейские мусульманки, напротив, стремятся побороть эти стереотипы.
Пляжный десант
Мечты активных мусульманок о водных видах спорта в России заканчиваются ровно там, где заканчиваются безлюдные водоемы и начинаются переполненные пляжи с неизбежными атрибутами в виде обнаженных тел и бесконтрольного потребления алкоголя. Зрелище это для мусульман тяжелое и бесполезное, к тому же запретное.
Впрочем, иные отчаянные героини в черных просторных платьях умудряются втиснуться в толпу загорающих сограждан и просидеть пару часов на солнцепеке, попутно ругаясь на излишне любопытных прохожих, которые тычут в них пальцем и допускают оскорбительные реплики. И потом мы читаем об ущемлении прав мусульманок и недовольстве отдыхающих.
Даже в странах, где к присутствию на пляжах и в отелях мусульманок стараются относиться лояльно, случаются казусы. Ведь некоторые женщины прыгают в бассейн ни в каких не в купальниках, а ровно в той же одежде, в которой убирают двор и посещают заведения с нечистотами. Иногда эти женщины объединяются в большие семейства, и остальные посетители вынуждены ретироваться. Тут уж глупо списывать возмущение туристов на исламофобию, когда не соблюдаются элементарные правила гигиены.
Демонстрация отсутствия
Пока по всему миру открывается все больше и больше отелей и курортов, ориентированных на мусульман, — с раздельными бассейнами, мечетями внутри, халяльным питанием, особой женской зоной, в России только в избранных регионах спокойно отнесутся к хиджабу и предоставят халяльное меню. С этим меню тоже непросто: редко какой отель у нас откажется летом от продажи алкоголя и свинины, так что насчет мяса-халяль на соседней тарелке возникают некоторые сомнения.
Инициативы устроить отдельный пляж для мусульманок уже много лет не встречают поддержки: дорого, сложно, велико сопротивление общества. Ведь определенная часть последователей ислама в России тоже категорически против мусульманских женских пляжей, поскольку убеждена, что женщине негоже развлекаться в водоемах, отдыхать на курортах и иными способами уподобляться праздной толпе неверующих.
Мы найдем в этом «лагере» и женщин, которые буквально приходят в ужас от мысли, что мусульманка появится на берегу. Неважно, надето на ней неподобающее буркини, плотное широкое платье или классический никаб: она вообще не должна показываться на людях и демонстрировать свое существование. Тем более что «любой желающий» может подняться в воздух на вертолете и оттуда вдоволь налюбоваться купающимися грешницами. Так что лучше уж без пляжа.
Коран перед сном
Но на одних лишь мусульманских купальниках, конечно, свет клином не сошелся. Если пляжи с лежаками недоступны, есть, в конце концов, катамараны, гидроциклы, «бананы», водные батуты. Отдых у воды можно чередовать с походом в горы или в лес, где женщин сопровождают мужчины. Путешествуя, наслаждаться пейзажами, осматривать достопримечательности, кататься на верблюдах и дегустировать местную кухню.
Все это реально проделывать, не пользуясь услугами халяль-отелей, которые, к слову, стоят недешево. Мусульманам только нужно соблюдать нехитрые правила: одеваться в соответствии с требованиями шариата — причем это касается и мужчин, которым следует прикрывать область от пупка до колена; употреблять дозволенную пищу и безалкогольные напитки; по-прежнему совершать пятикратную молитву и не заводить «легких» знакомств с противоположным полом.
Впрочем, все эти курортные изыски — для избалованных гурманов и тех, кто целый год задыхался в индустриальных буднях. Сельским жителям не до путешествий, самый сезон работы в огородах: покос, посев, полив, первый урожай… Так что наиболее популярным видом отдыха в религиозных семьях по-прежнему остается чтение Корана перед сном. Хотя от халяльного шашлыка на дачном участке в приятной компании вряд ли кто откажется, и для этого не нужно покупать путевки и облачаться в буркини.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Айша-Галина Бабич — журналист, писатель, блогер.
- Родилась и выросла в Москве.
- Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
- Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой». Колумнист «Реального времени».
- Экс-продюсер телеканала Russia Today.
- Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
- Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
- Приняла ислам в 2002 году.
- Замужем, воспитывает сына.