Духовное управление мусульман Татарстана: «Мэр Канн апеллирует к модели светскости Советского союза»

Эксперты уверены, что запрет появляться на пляже в Каннах в мусульманском закрытом купальнике приведет только к ухудшению ситуации

Власти города Канны после теракта в Ницце продолжают закручивать гайки мусульманам на Лазурном берегу. На этот раз мэр города запретил купаться в буркини — исламском купальнике, а за нарушение запрета определил штраф в размере 38 евро. В то же время собеседники «Реального времени» отмечают, что подобные меры нарушают права человека на свободу вероисповедания и не способны обезопасить общество от реальной угрозы.

Запрет закрытых купальников как способ борьбы с терроризмом?

На побережье Лазурного берега власти продолжают усиливать меры безопасности после теракта в Ницце, который унес жизни более 80 человек. Так, за запретом приносить на пляж крупные сумки и чемоданы, власти Канн выпустили постановление о запрете купаться в буркини — мусульманском купальнике, практически полностью закрывающем тело. По словам мэра Канн Давида Лиснара, такая одежда «не отвечает правилам приличия, принципам секуляризма и не соответствует нормам гигиены и безопасности», — передает ABC News. Тем, кто все-таки придет на пляж в буркини, придется выплатить штраф в размере 38 евро.

Лиснар аргументировал это решение тем, что одежда, которая подчеркивает религиозную принадлежность, может привести к нарушениям общественного порядка.

Напомним, что это не первое постановление о запрете мусульманской одежды во Франции. С 2011 года там запрещено носить в общественных местах паранджу. В случае нарушения правила грозит штраф— 150 евро. Дальше последовала серия запретов на ношение и хиджабов в различных учреждениях. В 2014 году после жалоб со стороны мусульманок Европейский суд встал на сторону властей.

«Я не думаю, что, запрещая, можно чего-то достичь»

По мнению председателя Союза мусульманок Татарстана Наили Зиганшиной, после серии терактов европейцы начали с опаской относиться к мусульманам. При этом Зиганшина отмечает, что она много раз сталкивалась с тем, что окружающие люди, которые поближе узнавали те или иные мусульманские семьи, начинали поддерживать и общаться с ними вне зависимости от своего вероисповедания.

В свою очередь, запрет на ношение мусульманской одежды, по ее словам, не соответствует никаким человеческим, правовым и конституционным нормам любой страны. «Я не думаю, что, запрещая, можно чего-то достичь», — считает Зиганшина.

Собеседница уверена, что бороться нужно не против одежды, а против людей, которые хотят натворить зло. «Если человек со злым умыслом, он может надеть любую одежду», — вспоминая распространенное утверждение, что террористы носят черный хиджаб, замечает председатель Союза мусульманок Татарстана.

«Такая модель светскости уже отживает свое»

По мнению заместителя председателя ДУМ РТ Рустама хазрата Батрова, позиция властей Канн — тупиковая.

— На самом деле он [мэр Канн Давид Лиснар, — прим. ред.] апеллирует к той модели светскости, которая уже отживает свое. Она действительно была распространена во Франции. Также была распространена в Советском союзе. Суть этой модели светскости заключается в том, что любые проявления религии в общественном пространстве запрещаются, — рассказал Батров. — Вторая модель светскости — англо-саксонская. Она исходит из того, что светский — это значит конфессионально нейтральный. И общественное пространство светское в том смысле, что оно принадлежит всем, а не кому-то в отдельности — то есть не атеистам, христианам и мусульманам. Каждый может проявлять себя в контексте общественного пространства.

По его словам, такую модель светскости можно сравнить со свободой слова, которая складывается за счет наличия различных точек зрения в одном общественном пространстве.

— Это не значит, что нужно уничтожить любые проявления религии в общественном пространстве, это значит, что нужно всем предоставлять равные возможности. Я говорю о светскости, как о конфессиональной нейтральности, — пояснил зампредседателя ДУМ РТ.

В свою очередь, та модель светскости, которая признана во Франции, по мнению собеседника издания, не соответствует нормам, признанным на сегодняшний день в обществе.

— Я считаю, что эта модель светскости, которая родилась во время Французской революции, борьбы с церковью — это все еще идет оттуда, — она отживает свое и уже не соответствует современным стандартам в области прав человека. Сегодня мировое сообщество все больше идет к тому, чтобы признавать уникальность и своеобразие разных традиций, культур, личный выбор самого человека. Поэтому если человек хочет быть христианином, мусульманином — кто имеет право ему запретить?

Мария Горожанинова

Новости партнеров