Кто заплатит за «мусорную» энергию в Казани?

«Ростех» попытался убедить журналистов в экологичности и эффективности мусоросжигающих заводов

«Ростех» в Москве презентовал проект мусоросжигающих заводов. Его дочка, компания «РТ-Инвест», планирует построить пять заводов-электростанций: четыре в Подмосковье и один — в Казани. Суммарная мощность составит 335 МВт, на казанское предприятие придется 55 МВт. Заявленный объем инвестиций — 150 млрд руб. Правда, мусорная энергия будет дороже. Зато авторы проекта обещают избавить Казань от свалок. Доказывать экологичность заводов привезли швейцарских партнеров, которые уже реализовывали подобные проекты. Корреспондент «Реального времени» побывал на презентации и попросил прокомментировать не только будущее «мусорной» жизни Казани, но и ее настоящее.

150 миллиардов на 5 заводов

Послушать разговоры о зеленом будущем в здании «Ростеха» (совладельца «РТ-Инвест») собрались десятки журналистов. Проект дорогой — 150 млрд рублей, масштабный — пять заводов в двух регионах, и для России новый. Переработкой отходов в стране занимаются мало.

«Зеленое будущее» мусорных свалок должно наступить в Казани в 2021 году. Компания обещает к этому времени возвести завод, который обеспечит 55 МВт генерируемой мощности. Применительно к оптовому рынку электроэнергии РТ это порядка 2%.

Рассказывая о преимуществах новых технологий, представители «РТ-Инвеста» не поскупились ни на красивую картинку, ни на эмоции. По замыслу авторов проекта, после появления завода потребность в захоронении ТБО исчезнет, мусор будет полностью использоваться: первым делом тот, который можно переработать, отправится на производство вторсырья. Остальные отходы сожгут, полученное тепло преобразуют в электроэнергию так же, как и на ТЭЦ. Но и шлак от сожженного мусора не пропадет: его очистят и построят из него дороги.

Швейцарские аргументы

Для большей убедительности содокладчиками выступили представители компании-партнера «РТ-Инвест» — Hitachi Zosen Inova. Эта швейцарская компания с хорошо знакомым японским брендом предоставит технологии, по которым построят заводы. Генеральный директор компании Франц-Йозеф Менгеде пообещал, что швейцарские специалисты на протяжении 2—3 лет будут обучать российских коллег работать по европейским технологиям.

Экологичность и привлекательность мусоросжигательного завода подчеркивалась фотографиями, где такое же предприятие располагается посреди жилой застройки в Швейцарии. И, по словам Менгеде, никому там не мешает.

Где именно появится такая «Швейцария» в Казани, пока неизвестно:

— В Казани нет определенного участка, — пояснил генеральный директор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов. — Мы рассматриваем несколько участков и выходим только сейчас на изыскания. Будем изучать инфраструктуру и только после этого будем принимать решения.

Компания также пообещала вынести проект на публичные слушания, как только он появится.

О важности подобной стройки пригласили высказаться даже временного поверенного в делах Швейцарии в РФ Патрика Францена:

— Уверен, что это хорошая инвестиция. 39 таких заводов в Швейцарии, мы довольны, они очень хорошо работают, — заверил собравшихся гость.

Кому придется переплачивать за энергию из мусора?

Заинтересованность «РТ-Инвеста» в этом проекте читалась в каждой строчке презентации. Однако у журналистов вызвали сомнения бизнес-параметры проекта. Даже с заявленным сроком окупаемости в 15 лет, даже с учетом того, что к бизнесу по сбору мусора добавляется составляющая электрогенерации, невозможно сохранить рентабельность без роста тарифов на сбор мусора.

Инвестиционный директор «РТ-Инвест» Анастасия Верезубова разъяснила структуру будущей выручки завода:

— Самая главная часть — это «Зеленый тариф», то, что завод получает за поставку мощности. 12% — это продажа самой электроэнергии по рыночным ценам. И 16% приходится на прием твердых коммунальных отходов. Тариф будет в 2020 году 1700 рублей на тонну.

Отдельно Верезубова отметила, что роста тарифа для населения не будет. Ее дополнил Шипелов:

— Безусловно, вырабатываемая мощность существенно дороже. Однако эта нагрузка «размазывается» на весь оптовый рынок электроэнергии в первой ценовой зоне. Это рынок [объемом] 1,5 трлн рублей. Любая генерация на оптовом рынке усредняется, чтобы поступить к потребителям по единой цене. Нагрузка от нашего проекта на оптовый рынок составит 0,58%. На рынок субъекта — 1,3% в Московской области, в Татарстане чуть выше, так как там рынок меньше, но это тоже около 2%.

Проще говоря, после строительства завода оптовикам придется платить за электричество на 2% больше. На кого переложат эти 2% крупные предприятия, руководство «РТ-Инвеста» уточнять не стало, отметив, что это разовая инвестиция. А свалка мусора на полигон при этом прекратится навсегда:

— Не будет остатков от отходов, которые требуется захоранивать на полигонах. Мы ответственно заявляем, как только это [запуск мусоросжигательного завода] произойдет, мы законсервируем раз и навсегда полигон Восточный. И мы стремимся, чтобы это было произведено раньше, чем полигон исчерпает свой ресурс.

Успокаивать экоактивистов будут через соцсети и Telegram

В ответ на все сомнения в экологичности проекта и в загрязнении воздуха будущий оператор мусоросжигательных заводов пообещал беспрецедентную для российского бизнеса открытость. В частности, в публичный доступ могут попадать данные с системы мониторинга воздуха, установленной в дымовой трубе.

Также странички проекта появятся во всех популярных соцсетях, где можно будет оперативно коммуницировать с администрацией. А для работы со СМИ создан Telegram-канал, где пресс-служба также пообещала предоставлять максимально оперативные комментарии ответственных специалистов. «Как раз его скоро запретят», — сыронизировал один из коллег.

Митинг против строительства в Казани мусоросжигательного завода, апрель 2017 года. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Про устранение конкурентов на казанском полигоне и «варваров»

Эмоций в речах докладчиков тоже хватало: от восторга при рассказе о технологиях до настоящей обиды при сравнении компании с конкурентами. Корреспондент «Реального времени» попросил Андрея Шипелова прокомментировать обвинения в адрес татарстанской «дочки» «РТ-Инвест»— компании «Чистый город» — в зачистке рынка от конкурентов. В ответ топ-менеджер заявил, что ему неприятно сравнение структур «РТ-Инвеста» с «варварами».

— Мы не считаем, что являемся конкурентами кому-либо. Приезжайте на любой полигон, который там работал до нашего появления нас, и сравните две картины. Мы отбираем фильтрат, мы делаем круглосуточную охрану, хорошие дороги. Но даже за этот проект нам стыдно, потому что это полигон. Полигоны мы в своей инвестиционной политике никогда видеть не хотели. Я даже не хотел бы, чтобы нас сравнивали с какими-то компаниями, которые занимаются варварским методом обращения с отходами — захоронением их под землю.

На тот же вопрос, заданный повторно, Шипелов заверил, что никакой зачистки конкурентов «РТ-Инвест» или «Чистый город» не ведут:

— Мы не ведем зачистку никаких конкурентов, потому что у нас их нет. Мы себя с ними не сравниваем.

Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров