Исполком Казани борется за свалку с мусороутилизирующей компанией

Как ЗАО «Казанский экологический комплекс» и исполком столицы Татарстана сражаются за экологическую «бомбу» под боком у Самосыровской свалки

Исполком Казани борется за свалку с мусороутилизирующей компанией
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Исполком Казани через суд лишил ЗАО «Казанский экологический комплекс» права эксплуатировать полигон отходов вблизи Самосыровской свалки. При этом версии конфликта двух сторон расходятся: если муниципалитет уверен, что компания не платила за аренду, то директор КЭК говорит о переплате за аренду еще в далеком 2002 году практически 2 миллионов рублей. О затейливом «мусорном» споре, который даже стал поводом для пресс-конференции в исполкоме Казани, — в материале «Реального времени».

Кто не успел, тот опоздал

Чтобы объявить журналистам о завершении очередного этапа конфликта с ЗАО «Казанский экологический комплекс», накануне в исполкоме города собрали пресс-конференцию. Суд постановил КЭК не только прекратить эксплуатацию второй карты полигона свалки площадью 18,9 га близ Самосырово, но и снести незаконные постройки на объекте. Конфликт разгорелся еще в 2008 году, когда после изменения границ муниципального образования города территория полигона была передана от Высокогорского района Казани. Тогда же был прекращен договор субаренды между Департаментом внешнего благоустройства исполкома Казани и ЗАО «КЭК», поскольку был расторгнут договор между Минземимущества РТ и самим департаментом. Однако в исполкоме утверждают, что КЭК все равно продолжил эксплуатировать территорию.

Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Искандер Гиниятуллин рассказал, что КЭК мог бы законно арендовать этот участок, подав заявление, после рассмотрения которого были бы проведены торги. Он утверждает, что организация обращалась с заявлением на аренду полигона только в последние годы, но опоздала — делать это нужно было сразу, не дожидаясь, когда на территории вырастет свалка высотой в 20 метров с 9 млн кубометров мусора.

С 2008 года исполком подал в отношении КЭК общим счетом семь исков в суд и все выиграл, однако в муниципалитете сетуют, что многие из предписаний так и не были исполнены. Закончились судебные споры тем, что с 5 июля было решено закрыть въезд техники на полигон, дабы туда не привозили новые горы мусора. Сейчас, судя по фото, сделанным в понедельник, работа мусоровозов на территории продолжается.

— В среду мы будем обеспечивать прекращение доступа техники на так называемый полигон КЭК. В течение двух недель мы предупреждали перевозчиков, которые ежедневно совершают туда до 130 рейсов с отходами, что доступ будет прекращен, — рассказал Гиниятуллин. Он отметил, что письма с предупреждением были отправлены в адрес руководства компании, кроме того он встречался с директором КЭК Артуром Шаниным, в ходе которой предупредил его о мерах, которые будут предприниматься.

Журналистам Гиниятуллин рассказал, что примерно 15—20% мусора вывозилось на свалку из жилищного фонда Казани, остальное — мусор по договорам с коммерческими организациями. Перебоев с вывозом отходов в связи с ограничением въезда на территорию полигона КЭК власти не ожидают.

«В среду мы будем обеспечивать прекращение доступа техники на так называемый полигон КЭК», — сообщил Гиниятуллин. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Бомба замедленного действия?

Помимо незаконного использования муниципальной территории у исполкома есть претензии к бизнесу КЭК по поводу его экологичности.

— К сожалению, в течение всех этих лет продолжался незаконный завоз мусора на полигон, и в итоге мы получили уменьшенную копию Самосыровской свалки, на которой многие из вас были. Мы получили там объект, который грозит городу определенными экологическими рисками, потому что нормы экологической безопасности, правила эксплуатации полигона не соблюдались — мусор просто идет навалом, — заявил Гиниятуллин, назвав этот объект «бомбой прямо под боком Самосыровской свалки».

Самое интересное — это судьба полигона. На данный момент первая карта полигона заполнена мусором, вторая — активно эксплуатируется, а третья — подготовлена для приема отходов. «По решению суда вторая карта должна быть приведена хотя бы в состояние третьей карты и возмещена городу», — говорит Гиниятуллин.

То есть отходы на второй карте должны быть извлечены, при этом уже сейчас понятно, что, например, полигон «Восточный» в таких масштабах мусор принять не сможет.

— У Казани есть определенные места размещения отходов — в Высокой Горе, Пестрецах, в Зеленодольском районе, куда до сих пор осуществляется вывоз отходов с территории Казани, — нашел альтернативу полигону «Восточный» Гиниятуллин.

Но о том, куда и как вывозить мусор, исполкому заботиться не придется — решение этой проблемы возложено на плечи ЗАО «КЭК». Не менее важный вопрос лежит в финансовой плоскости. Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства оценил проведение работ по вывозу отходов минимум в половину стоимости работ по рекультивации свалки в Самосырово — а это около 150 млн рублей.

Когда все имущество в установленном порядке и, как подчеркнул глава комитета, в надлежащем виде будет возвращено городу, его могут снова сдать в аренду. Но пока не решен вопрос с мусором, и территория свалки городу до конца не передана — конкретных планов на нее у администрации Казани нет.

Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства оценил проведение работ по вывозу отходов минимум в половину стоимости работ по рекультивации свалки в Самосырово. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Разные версии одного конфликта

Претензий исполкома к ЗАО «КЭК», на самом деле, не меньше, чем претензий ЗАО «КЭК» к исполкому. Как рассказал «Реальному времени» директор компании Артур Шанин, по поводу продления аренды они обращались к местным властям сразу после передачи земли в муниципальную собственность в 2008 году, однако получили отказ. В свою очередь, на пресс-конференции Гиниятуллин пояснил, что вместо того, чтобы подать заявление на предоставление земельного участка в исполком, со стороны КЭК были попытки заключения договоров с Высокой Горой и попытки сохранить действие договоров субаренды. С заявлением о передаче участка в аренду КЭК обратился после того, как уже имелись неисполненные решения суда о приведении объекта в соответствие, о передаче его муниципалитету. Глава комитета уверен, что у компании были все шансы узаконить отношения в 2008 году.

Сейчас Артур Шанин рассказал, что если они не снесут вторую карту, то будут вынуждены выплачивать штраф в 5 тысяч рублей ежедневно до исполнения предписания суда. Конкретных сроков суд не поставил, поэтому спустя 30 не штрафных дней компания будет платить за каждый день те самые 5 тысяч.

Очисткой второй карты полигона его компания заняться планирует. По словам директора, у них нет другого выхода. Правда, на это необходимо время.

— Чтобы этим заниматься — нужно сделать проект. На это нужно как минимум три месяца. Еще согласовать со всеми инстанциями — с Роспотребнадзором, Росприроднадзором, исполкомом, — поясняет Шанин. Проблем с тем, куда девать мусор, по его словам, возникнуть не должно.

«У нас есть лицензированная организация, которая принимает ТБО на сортировку, у нас есть договор с ООО «ПЖКХ», которое будет принимать «хвосты», есть договор с полигоном «Возрождение», куда можно отвезти строительные отходы после сортировки. Вообще не вижу глобальной проблемы, как ее раздувает исполком».

Взбить информационную пену

Разошлись мнения сторон и по поводу платы за аренду территории. По утверждению председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства, все эти годы платежи со стороны КЭК в Комитет по земельным и имущественным отношениям зафиксированы не были. Шанин же рассказал, что у них числится переплата за аренду 1 млн 900 тысяч рублей еще по договору 2002 года.

«Недавно был суд, и тот же исполком на нем получил отказ в иске. Они сказали, что мы должны 6 млн за неоплату участка, а оказалось, все наоборот», — говорит директор компании.

Что интересно, полигон «Восточный» и Самосыровская свалка находятся в границах муниципального образования, но не входят в границы населенного пункта Казань. Полигоны размещения отходов по закону не могут находиться в пределах населенного пункта. В свою очередь, полигон КЭК, хотя и находится по соседству с Самосыровской свалкой, по сути, работает незаконно — эту территорию при изменениях границ не учли и, в отличие от двух полигонов, не стали выносить за пределы населенного пункта. По словам Гиниятуллина, тут два выхода — либо убирать свалку, либо предпринимать какие-то меры по изменению границ.

— Все объекты, которые были каким-то образом связаны с исполкомом, были выведены за черту города, хотя полигон «Восточный» ничуть не дальше от города, чем полигон ТБО «Самосырово», — комментирует Шанин. По его словам, если свалку по закону там сейчас разместить нельзя, то мусоросортировочную станцию можно.

В целом внимание исполкома к этой ситуации у директора КЭК вызвало нескрываемое удивление. «Если бы они не собрали пресс-конференцию, то вы бы и не знали, что там въезд закрыт. Они могли бы это и без вас сделать. Здесь просто нужна информационная пена, вот они ее и взбили, промуссировали в очередной раз», — сделал свои выводы директор КЭК.

Мария Горожанинова

Новости партнеров