«Нельзя брать взятку борзыми щенками, но нигде не написано о биткоине»

Эксперты рассказали, каким будет российский закон о криптовалютах

В казанском IT-парке обсудили блокчейн и криптовалюты. Для простоты о майнинге говорили на примере вязаных носков, а состояние нового для России рынка сравнивалось с темной комнатой. Корреспондент «Реального времени» побывал на мероприятии и узнал, что государство сменило гнев на милость и больше не хочет запрещать цифровую валюту. Однако биткоины открывают новые возможности для дачи взяток.

История о доверии

В конференц-зале казанского IT-парка прошел Blockchain Meetup, куда звали всех, кто знает или хотел узнать, что такое криптовалюта, майнинг и смарт-контракты. Во времена «биткоиновой лихорадки» таковых оказалось много, причем все, казалось, могли бы и сами вести вебинары по этой теме.

Впрочем, на самый главный вопрос — как же устроен этот блокчейн — на всякий случай решили ответить. Поручили это основателю сообщества Independent Blockchain World Сергею Беседину. Принцип работы блокчейна он объяснил, разыграв небольшой этюд на тему доверия. Участвовать в сценке пригласили трех добровольцев. Один из них играл роль условного банка, а двое других были участниками транзакции. Банк и клиенты, повернувшись спиной, передавали друг другу деньги — опять же условные. Потом всем, кто за этим наблюдал, предложили угадать, действительно ли деньги поступили от одного участника транзакции к другому. Мнения разделились. «Вы поняли, в чем фишка. Блокчейн-технология основана на доверии общественности», — объяснил наконец Беседин.

«Новая философия бытия»

Как к виртуальным деньгам теперь относится государство, рассказывала Элина Сидоренко, профессор МГИМО и руководитель рабочей группы при Госдуме по оценкам риска оборота криптовалюты. По ее словам, с недавних пор отношение изменилось и изменилось кардинально. Чиновники вдруг поняли, что имеют дело ни много ни мало с «новой философией бытия». Власти, сообщила она, работают над законопроектом, который введет криптовалюту в легальное поле.

Россия в этом вопросе не пионер. Например, в США криптовалюты получили развитие раньше — на том этапе, когда перестали быть интересны одним айтишникам. Есть штат Вермонт, недавно издавший закон о регулировании блокчейн. Но Вермонт маленький, а мир огромен, и остальные пока не пошли по тому же пути. «Несомненно, пойдут — все мы пойдем по этому пути. Другое дело — когда», — заявила Сидоренко.

Говорить об этом уверенно позволяет динамика стоимости криптовалюты: она выходит далеко за рамки традиционного биржевого понимания доходности, объяснила эксперт. Сегодня криптовалюта — это не только биткоин, их множество, и с легализацией «новой философии» желательно не затягивать. Чаще всего криптовалюту меняют на доллар, но сейчас у России есть «уникальнейшая возможность перетащить на себя часть рынка», говорит Сидоренко. Япония, в апреле легализовав криптовалюты, совершила феноменальный шаг на пути нового правового пространства, сказала она.

«Об уголовной ответственности за оборот криптовалюты Минфин уже давно не говорит»

Итак, за недолгий срок государство пересмотрело позицию по криптовалюте: в этом явлении больше не видят угрозу. «Когда тот же самый Минфин говорит об уголовной ответственности за криптовалюту, мы должны понимать, что это вырванный из контекста фрагмент. А если честно, по секрету, — об уголовной ответственности за оборот криптовалюты Минфин уже давно не говорит», — уверяла Сидоренко.

Но для признания цифровой валюты придется создавать новое правовое поле — нынешнее для этого не годится. Давая дорогу новой системе, нельзя игнорировать несколько вопросов, основной из которых — безопасность. «Мы можем добиться безопасности, только включив свет в комнате, где есть кошки. Чтобы понять, какая кошка черная, нужно свет включить. Сейчас, пока света нет, мы можем только примерно представлять, сколько в комнате кошек, и примерно представлять, что все они черные», — объясняла Сидоренко. Как только в России появится законодательная основа обращения криптовалюты, то есть легальный рынок, интерес правоохранительных органов к этому явлению окончательно угаснет, говорит она.

«Вы можете сегодня брать взятку криптовалютой, и вас к ответственности нельзя будет за это привлечь»

Каким именно будет закон, сейчас совместно решают ЦБ, Росфинмониторинг и независимые эксперты. По словам Сидоренко, не исключено, что появится понятие цифрового актива — «того, что не лежит на прилавке». Термин «актив» закону уже известен — это деньги, товары, ценные бумаги. Криптовалюту можно рассматривать в качестве еще одной составляющей, считает эксперт.

Разобраться в терминологии нужно затем, чтобы защитить интересы людей. «Сегодня с вашего кошелька ушла эта криптовалюта, и вы к кому пойдете? — пойдете плакаться к другу. Вы не сможете пойти в МВД и в Следственный комитет, чтобы возбудить дело о краже. Каким образом вы будете это доказывать? Никак, — рассуждала Сидоренко. — Вы можете сегодня брать взятку криптовалютой, и вас к ответственности нельзя будет за это привлечь. Нельзя брать взятку деньгами, борзыми щенками, имущественными услугами. Но нигде не написано ничего о биткоине». Когда все необходимые понятия будут учтены в законе, разговоры о денежном суррогате сразу уйдут в прошлое, уверена эксперт.

«Майните себе на здоровье, пока нет законодательства»

Напоследок Сидоренко успокоила майнеров. Никакая ответственность им не грозит, заверила она: «Скажу вам так. Сегодня вам за это ничего не будет, потому что вы майните смайлы. Если вы все улыбнетесь, вы же не станете преступниками, а тем не менее намайните кучу смайлов. Этой сущности нет в праве. Также нет в праве сущности «биткоин» и «криптовалюта». Майните себе на здоровье, пока нет законодательства». В зале в этот момент раздались аплодисменты.

Однако и здесь есть нюансы, о них Сидоренко рассказала на очередном примере: «Если я умею вязать, я могу в бессонную ночь связать носки, и могу эти носки держать у себя дома и продавать близким, знакомым. Но если я их навяжу очень много и выйду с этими носками на рынок, я стану государству интересна. Потому что это уже что? Производство!» Правоохранительным органам нет до майнеров дела до той поры, пока те не пойдут в обменник — «менять навязанные носки на рубли».

Артем Малютин

Новости партнеров