Камиль Исхаков: «Сегодня я полнокровный мусульманин, но не вижу себя в роли ректора Болгарской академии»
Как в Болгаре прошла презентация исламской академии перед ректорами исламских вузов России
Вчера Болгар стал местом схода десятков руководителей исламских учебных заведений России. Именно в этом городе прошло заседание Совета по исламскому образованию. И именно здесь главам вузов и медресе презентовали исламскую академию, построенную буквально за год. На встрече побывал корреспондент «Реального времени».
Приехали…
Накануне в Болгаре (Спасский район Татарстана) прошло заседание Совета по исламскому образованию (СИО), в рамках которого состоялась презентация Болгарской исламской академии (БИА). На «святую землю», где, как предполагается, предки татар приняли ислам, прибыли десятки руководителей исламских учебных заведений России, среди которых были замечены ректоры вузов и медресе из Казани, Уфы, Оренбурга, Грозного, Махачкалы и других городов. Также сюда пригласили представителей вузов-партнеров (КФУ, МГУ, СПбГУ).
Как выяснил корреспондент «Реального времени», попасть на встречу изъявлял желание и бывший первый зампред ДУМ РТ Рустам Батров. Но ввиду его «плохого поведения», которым он отметился на просторах глобальной сети в последние месяцы, бывшего функционера муфтията не допустили на форум.
Приехавших за час хазратов в первую очередь покормили, а затем для них провели небольшую экскурсию по новому учебному заведению. Показали им и кабинеты руководителей. Некоторые гости даже успели «примерить» кресла ректора и председателя совета учредителей.
Всего для учебного процесса предусмотрено 13 аудиторий и 5 кафедр. Имеется также компьютерный класс с шестью ПК. Вероятно, сегодня практически у каждого человека имеется свой ноутбук, планшет или иной гаджет, поэтому такое количество машин может быть вполне достаточным. В кабинетах и жилых комнатах установлены гнезда для выхода в интернет и для подключения к кабельному ТВ. На территории академии действует бесплатный wi-fi, что весьма важно: здесь, вдали от крупных городов, сети основных операторов сотовой связи довольно слабые.
Отдельные номера общежития и туалеты оборудованы приспособлениями для малоподвижных людей. Однако на деле оценить такие удобства смогут сами инвалиды. В общих туалетах установлены писсуары, не отгороженные друг для друга, что для исламского учреждения может показаться несколько странным.
Библиотека академии готова принять до 50 тысяч книг. Первые экземпляры трудов по различным дисциплинам (на русском, арабском и татарском языках) уже поступили в фонды китапханэ. Всего книгохранилища способны вместить в себя до 90 тысяч томов. Студенты и преподаватели могут изучать литературу в просторном читальном зале со стеклянной крышей. Вместе с тем для магистрантов и докторантов будет открыт доступ к электронным библиотекам.
Также для учащихся и профессоров предусмотрен молельный зал, комнаты отдыха, тренажерный зал с «раздевальной» (именно так было написано на вывеске). Каждое помещение пронумеровано и подписано на четырех языках (русском, татарском, английском и арабском). К слову, о табличках на дверях помещений. Внимательные читатели нашей интернет-газеты, рассматривая иллюстрации к майскому материалу с «Изге Болгар жыены» и первого знакомства с БИА, в комментариях обратили внимание на ошибки, допущенные главным образом в надписях на татарском (например, «Дини тәгълимат», «Гыйбадәт бүлмәсе», «Электр щиты» и др.).
Лекция началась
Само заседание прошло в большом лекционном зале, который также оборудован по последнему слову техники. За несколько минут до форума некоторые мусульманские деятели уже опробовали мультимедийный информационный экран с сенсорной поверхностью, электронную доску и другие современные диковинки, применяемые в учебном процессе.
Перед самим форумом в «амфитеатр» зашла и группа vip-гостей: председатель совета учредителей академии (и и.о. ректора) Камиль Исхаков, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Немного в стороне держались ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров и директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. Многие ожидали увидеть первого президента республики Минтимера Шаймиева. Более того, кто-то предположил, что он прибыл на вертолете, «припаркованном» в поле, недалеко от Белой мечети и БИА, но на нем привезли Сафарова. У госсоветника были срочные дела, поэтому пришлось проводить мероприятие без него. Кто-то из присутствующих искренне удивился, почему нет верховного муфтия и председателя ЦДУМ России Талгата Таджуддина — одного из первых, кто начал пиар-кампанию по возрождению Булгар еще с конца 1980-х годов. Но формат не предполагал его присутствия.
Представители исламских учебных заведений, входящие в СИО, журналисты и другие гости разместились за партами многофункционального зала, которые скоро должны занять молодые ребята.
В роли своеобразного лектора-модератора выступил председатель СИО, ректор Российского исламского института (Казань) и заммуфтия РТ Рафик Мухаметшин. Как и полагается на мусульманских мероприятиях, встреча началась с чтения Корана.
Затем Мухаметшин по одному вызывал к доске «отличников», которым будто бы ранее дали задание подготовить доклад на заданную тему.
Три новости от муфтия
Первым выступил Асгат Сафаров, который от имени Минтимера Шаймиева поприветствовал собравшихся. Чиновник отметил, что созданию академии как федеральному проекту предшествовала длительная работа. И что немаловажно, решение о создании такого учреждения поддержал президент РФ Владимир Путин.
Председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль Самигуллин, представляя тройку учредителей (ДУМ РТ, СМР и ЦДУМ России), поздравил всех с прошедшим праздником Ураза-байрам и поделился несколькими новостями. Во-первых, муфтият изучает четыре рукописные книги Бурхануддина Булгари, которые еще недавно хранились в Мешхеде (Иран). Во-вторых, делегаты от Татарстана, находясь с рабочим визитом в Бахрейне, встретились с учеником последователей татарского богослова Галимжана Баруди. Совместно с арабскими учеными уже начаты исследования трудов нашего классика. А бахрейнский шейх уже собирается приехать в Казань. В-третьих, Камиль хазрат напомнил еще об одном своем детище — печатном Коране, выпущенном духовным управлением еще в прошлом году.
— Мы ожидаем получения из Сирии документа, подтверждающего, что изданный в Казани Коран соответствует международным нормам. Министр религиозных дел Сирии уже одобрил. Ждем официального подтверждения, — заявил муфтий.
Завершая спич, он выразил надежду, что из стен нового учебного заведения будут выходить ученые, «которыми будут гордиться наши предки».
Наказы Кремля
Заместитель начальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления внутренней политики администрации президента РФ Алмаз Файзуллин пожелал, чтобы БИА ориентировалась на авторитетные учебные заведения Египта («Аль-Азхар») и Марокко («Аль-Карауин»), в которых уделяется внимание «формам умеренного традиционного ислама». Сама академия, по мнению кремлевского чиновника, должна выпускать штучных специалистов, которые бы озвучивали здравые мысли и вырабатывали фетвы, а также давали экспертную оценку для государственных органов.
— Наша основная задача — возрождение российской богословской школы, а также доведение качества исламского образования до мирового уровня, — заявил другой московский гость, советник главы департамента культуры правительства РФ Алексей Зенько. — Я абсолютно уверен, что Болгарская академия займет достойное место в мировой системе исламского образования.
110 шакирдов и 45 преподавателей
Центральным событием стала презентация учебного заведения, которую провел Камиль Исхаков. Помощник президента РТ, курирующий эту академию, поблагодарил Шаймиева за то, что внедрил в жизнь этот важный для республики и страны проект. Также он радостно отметил, что БИА теперь признана Минюстом РФ как общероссийское учебное заведение, поскольку прошла аккредитацию в этом ведомстве. Образовательные стандарты и другие документы утверждены на совете учредителей. Сейчас уже подготовлены проекты учебных программ.
Первых студентов исламская alma mater примет 3 сентября. Всего здесь должно обучаться 110 шакирдов и работать 45 преподавателей. Но перед этим академия пройдет своеобразную обкатку: через несколько дней в этих стенах организуют летнюю школу.
— Летняя школа позволит выявить уровень подготовки будущих студентов, — сказал бывший казанский мэр. — На первый поток заявились 63 человека. Программа обучения уже подготовлена, преподаватели набраны.
Именно в этом месте будет располагаться штаб-квартира Всероссийского совета улемов, решения которого станут обязательны на всей территории страны. Напомним, эту идею еще два года назад обозначал Камиль Самигуллин, а президент республики Рустам Минниханов ее поддержал. В состав этой структуры войдут делегаты от основных централизованных мусульманских организаций. Кроме того, по словам Исхакова, на площадке вуза будет функционировать Центр межрелигиозного диалога.
— Выпускники Болгарской академии должны занять достойное место в ряду известнейших исламских ученых, таких как Курсави, Насыри, Марджани, Фахретдин, Бигиев, Расулев и многие другие, которые внесли заметный вклад в развитие интеллектуальной мысли, способствовали прогрессу мусульманского мира, а также пополнили своими достижениями сокровищницу российской культуры, — резюмировал он.
«Многие меня уговаривают, говорят: давай, давай»
Как рассказал Исхаков после своего выступления корреспонденту «Реального времени», на строительство учебного заведения было выделено более 1,2 млрд рублей (точные цифры определят позднее). При этом в состав комплекса включили «Ак мечеть» («Белая»), а за материально-техническое обеспечение храма будет отвечать руководство академии, потому что «мечеть взаимодействует с нашим учебным процессом».
Что касается окончательного решения вопроса с именем руководителя академии, и.о. ректора в разговоре с нашим журналистом ответил, что его попросили возглавить вуз, хотя сам он от этого отказывался.
— Я сам этого не хочу. У меня есть глубокие убеждения относительно учености и звания [ректора]. Я все-таки воспитывался в атеистическое время. Сегодня я полнокровный мусульманин, выполняю все пять столпов ислама и являюсь председателем попечительского совета казанской мечети «Ислам нуры». И мои предки, и я — абсолютно в исламе. Но религиозное образование мне в жизни не удалось получить. Поэтому я не могу себя видеть в роли ректора, так что этот вопрос пока не решен. Хотя многие меня уговаривают, говорят: «Давай, давай».
Затем участники встречи направились в Белую мечеть на пятничную молитву (джума-намаз), которую возглавил Камиль Самигуллин.
Далее совещание прошло «за закрытыми дверями», без журналистов. Как рассказал «Реальному времени» один из делегатов, присутствовавший на второй части форума, представители вузов-партнеров настаивали на том, чтобы лекции студентам читали не приглашенные арабские специалисты, а отечественные профессора, причем дистанционно с использованием средств видеосвязи. Ректоры исламских вузов выразили сомнение, смогут ли российские светские преподаватели дать молодежи такой же набор знаний, какой дается в известнейших религиозных университетах арабских государств.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.